Путь Украины в Европу все больше начинает напоминать старый советский анекдот о пути к коммунизму. Особенно в той его части, которая говорит про отсутствие обещания кормить по дороге. Точно так же, как и в случае с коммунизмом, к Европе это не имеет ни малейшего отношения, недостаток ресурсов – исключительно украинский выбор. Именно так, поскольку результаты внеочередных парламентских выборов четко показали, что народ полностью поддерживает социально-экономическую политику властей.
Игра на курсе гривны
Национальный банк Украины уже несколько лет подряд делает все возможное для ухудшения экономического положения страны. И эти усилия не проходят даром. Ситуация становится все более критической. Особенно отличилось руководство НБУ в этом году, трижды изменив размер учетной ставки, причем каждый раз в сторону её увеличения.
Период | % годовых |
2014 |
|
14.0 | |
12.5 | |
9.5 | |
2013 |
|
6.5 |
Постоянное удорожание денег привело к росту стоимости кредитов и способствовало стагнации в промышленности при одновременном росте инфляции. Нацбанк стал одним из инициаторов процесса стагфляции в Украине.
Одновременно с ростом стоимости гривневого ресурса НБУ раздавал десятки миллиардов в виде рефинансирования банкам. Эти средства тут же оказывались на межбанковском валютном рынке и способствовали падению курса гривны. Девальвация происходила на фоне позитивного торгового баланса, который с начала текущего года превысил отметку в 4 млрд. долларов США. Данный «плюс» во внешней торговле стал первым случаем за девять лет. С 2005 по 2013 год Украина демонстрировала стабильный «минус» в торговле товарами и имела отрицательный баланс. Это наряду с политикой всех правительств, неадекватной и направленной на отток из страны финансовых ресурсов, создавало условия для постоянного снижения золотовалютных резервов (ЗВР), которое изредка компенсировалось кредитными средствами. Сейчас же деньги еще активнее выводятся из страны. За 9 месяцев Украина лишилась 10 млрд. долларов США только одних инвестиций. Сколько же всего убежало из страны денег, остается только гадать. Что же касается ЗВР, то за январь-октябрь они уменьшились на 38,4%, с 20,416 млрд. до 12,59 млрд. долларов США. Причем сейчас в ЗВР собственно валюты практически нет. Её вряд ли больше 10-15%, основная доля активов - ценные бумаги и немного золота. Для пополнения резервов нужны новые кредиты.
Кредитная игла превратилась в кредитный насос
Скорость, с которой новая власть залезает в кредитную кабалу, уже побила все ранее сделанные рекорды. Напомню, что Кабмин Н.Я. Азарова установил предыдущий рекорд по скорости увеличения госдолга. С 31 декабря 2009 года по 31 декабря 2013 года прямой государственный долг Украины вырос на 272,404 млрд. грн. (до 502,4 млрд.). Рост – в 2,2 раза. Скорость заимствования – по 5,74 млрд. грн. в месяц, в 5(!) раз быстрее, чем у «папиредников» (предшественников). Те брали кредиты со скоростью 1,05 млрд. грн. в месяц. В декабре 2013 года был установлен абсолютный рекорд ежемесячных заимствований – почти 50 млрд. грн. (около 15% доходной части госбюджета на 2013 год). Нынешний Кабмин уже побил этот рекорд и не останавливается на достигнутом. Все в точности так, как я предсказывал еще в мае этого года.
С 28 февраля по 30 сентября 2014 года новое правительство увеличило прямой и гарантированный государством долг на 279 млд. грн., с 683 млрд. грн. на конец февраля до 962 млрд. грн. по состоянию на конец сентября. Общая сумма займов за семь месяцев превысила достижения (за четыре года) чиновников Януковича. Средняя скорость набора долгов достигла отметки в 40 млрд. грн. в месяц. Это в 7 раз оперативнее, чем делало правительство Азарова. Или в 38(!) раз оперативнее, чем все предыдущие кабмины. С такими темпами к концу года размер набранных кредитов превысит плановые показатели госбюджета 2014 г.
Много это или мало? Смотря как считать. 40 млрд. грн. – это примерно годовой объем финансирования системы здравоохранения Украины или два бюджета Вооруженных сил страны.
Примерно столько же тратится в год на обслуживание уже набранного долга. Так, по информации Госказначейства, на расходы по обслуживанию государственного долга помесячной росписью ассигнований общего фонда Государственного бюджета Украины на январь-ноябрь 2014 г. предусмотрено 41,8 млрд. грн. По состоянию на 17 ноября 2014 года расходы по обслуживанию государственного долга составили 38,6 млрд. грн.
На погашение государственного долга нужно в 2,5 раза больше денег. В частности, за январь-ноябрь 2014 г. предусмотрено выплатить 103,2 млрд. грн. По состоянию на 17 ноября расходы по погашению государственного долга составили 83,4 млрд. грн. То есть за две недели надо найти 20 млрд. грн. И их можно разве что напечатать. Так как других источников нет. Согласно данным Госказначейства, сбор в госбюджет Украины при плановых показателях в сумме 362,0 млрд. грн. обеспечен всего на 92,5 процента, недопоступления составляют 27,1 млрд. гривен. В октябре сборы в общий и специальный фонды бюджета составили всего 33,2 млрд. грн., или 83,2% плановых показателей. Недопоступления в бюджет - 6,7 млрд. грн. Темпы снижения поступлений увеличиваются. Ну как тут не брать кредиты?
Всего же на этот год госбюджетом предусмотрено набрать займов на сумму в 256,52 млрд. грн., а к середине ноября уже набрано долгов на 233 млрд. грн., что составляет почти 70% поступлений в госбюджет!
Вопрос, куда идут деньги, похоже, не волнует никого. Расхожий штамп типа «на войну» не имеет никаких подтверждений. То же Госказначейство утверждает, что в общей сумме внутренних государственных заимствований поступления от облигаций внутреннего государственного займа «Военные облигации» составляют… 99,9 млн. грн. Еще 76,1 млн. грн. поступило от реализации казначейских обязательств «Военные», выпущенных в соответствии с постановлением Кабмина от 1 апреля 2014 года за № 100.
То есть «на войну» аккумулировано всего-навсего 175 млн. грн. из 233 млрд. грн. Это менее 1% средств. Мелочь? Да. Но и бюджет ВСУ в размере чуть более 21 млрд. грн. составляет меньше 10% взятых кредитов.
Куда перекачивает деньги кредитный насос? Вопрос остается открытым.
Отголоски коалиционного безумия
Коалиционное соглашение, которое обсуждалось большинством партий-победительниц парламентских выборов, содержит массу рекомендаций МВФ и гарантирует продолжение сотрудничества с фондом в дальнейшем. Основным источником будущих доходов коалицианты видят кредиты, средства от приватизации и продажи земли. Ни о чем другом даже и не думают.
Долго жить в долг нельзя. Кредиторы потребуют свои деньги назад. Даже если они согласятся на реструктуризацию долга, то стоимость обслуживания и одновременный возврат тех, взятых ранее сумм, вряд ли возможны без привлечения новых заемных денег. Этот заколдованный круг можно было бы разорвать двумя путями.
Первый. Это создание договоренностей с клубом кредиторов о списании 50-70, а то и 100% украинских долгов. Если кому-то кажется, что это малореально, то напомню недалекое прошлое: и Польше (при вступлении в ЕС) и Греции (под угрозой дефолта страны) были списаны суммы намного большие, чем нынешний прямой и гарантированный госдолг (менее 80 млрд. долларов США) и даже чем весь долг страны. Если учесть, что большая часть кредитов была полностью виртуальной и выдавалась в квази-деньгах (к примеру, в Специальных правах заимствования МВФ) или в виде долговых расписок (ценные бумаги), то кредиторы не теряют в этом случае вообще ни цента. Разве что упущенную выгоду. Но ожидаемая прибыль от операции с несуществующими в реальности ресурсами - никак не затраты. Потому такие «долги» можно спокойно и безболезненно простить.
Второй путь. Это создание условий для реиндустриализации страны и обеспечения взрывного экономического роста экспортно ориентированной экономики, торгующей товарами с высокой прибавочной стоимостью. Подобный подход обеспечит как валютные поступления, так и высокий уровень налоговых поступлений в бюджет даже при снижении общего количества и размеров действующих налогов и сборов.
Но и этот путь пока закрыт. Официальный Киев разорвал производственно-кооперационные цепочки с российскими предприятиями, участие в которых позволяло производить и экспортировать на внешние рынки именно такого рода товары. А неспособность власти урегулировать мирным путём конфликт на Донбассе фактически вывела из общеукраинского экономического пространства массу высокотехнологичных производств, которые там расположены.
И, разумеется, в обоих случаях придется как минимум отказаться от коррупции, привычки воровать из бюджета и перекладывать всю ответственность по обязательствам правительства на народ. Именно это и является основной причиной того, что ни один из указанных вариантов даже не рассматривается властью. Ведь с новых займов и роста налогов можно что-то и себе в карман положить, а с прощения долгов и снижения налогов при одновременном увеличении прозрачности их уплаты и минимизации бюрократического влияния на этот процесс – данное действие становится проблематичным. Так что основным виновником в росте долговой нагрузки на граждан страны была и остается власть. Ни Майдан, ни новые выборы президента и парламента ничего не изменили.
Источник: Юрий Гаврилечко, «Одна Родина»