За три дня до официального начала в самопровозглашенных в Донбассе ДНР и ЛНР уже полным ходом идет голосование за глав и за 100 и 50 депутатов в Народные Советы обеих республик соответственно. И сейчас все дружно задумались над двумя вопросами: законно ли это? И когда же возобновится война в Донбассе, потому что никто не воспримет ситуацию, которая там сложится после выборов? Точных ответов, разумеется, нет. Да их и быть не может, потому что никто в них не заинтересован изначально, а значит существуют, как минимум, три точки зрения.
То есть самих ДНР с ЛНР, России и Украины, за которую «тянет мазу» консолидированный Запад (США и ЕС, за которых отдуваются ООН, ОБСЕ и прочие международные, межгосударственные, политические и общественно-гуманитарные организации).
Для удобства публичного тыканья фиг под нос друг другу «полем сражения» избран так называемый Минский протокол о прекращении огня от 5 сентября 2014 года. О выборах в ДНР и ЛНР там (в двух пунктах из двенадцати) сказано лишь то, что они должны быть проведены досрочно после принятия украинских законов о новом – особом! – статусе Донецкой и Луганской областей. «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах», если быть точнее.
О дате выборов в протоколе не сказано. И это стало первой точкой противостояния: позиции сторон разбежались диаметрально противоположно. ДНР и ЛНР назначили выборы на 2 ноября текущего года, а Украина требует их провести 7 декабря. Однако противоречия между Киевом с одной стороны и Донецком с Луганском с другой гораздо глубже и принципиальнее, чем просто дата в календаре. Киев хочет, чтобы мятежные регионы смирились и вернулись в лоно «едынойи крайины», а Донецк с Луганском и слышать об этом не хотят. Премьер ДНР Александр Захарченко, подписавший Минский протокол, уже заявил, что между ДНР и Украиной могут быть торговые отношения, но единство между сторонами невозможно: «Основная для этого причина – между нами встала кровь. До первой смерти можно было еще рассказывать, что как-то можем быть вместе. Как только пролилась первая капля крови – с каким я могу отношением относиться к ним. Да, мы с ними можем торговать, но жить я с ними не буду».
Есть у ДНР и ЛНР и другие соображения и претензии к Украине. В Донецке и Луганске убеждены, что:
а) раз дата точно не обозначена в документе, то действуют некие устные договоренности о выборах именно 2 ноября. И Киев, и самопровозглашенные республики не имеют единого мнения насчет этих устных договоренностей и то признают их, то считают «ерундой» и призывают следовать четко написанному. «Дата выборов органов народного управления на Донбассе именно 2 ноября была также согласована в рамках трехсторонних консультаций. Теперь киевский режим делает вид, что этого не было. А это уже откровенная ложь», – сказал по этому поводу вице-премьер правительства ДНР Андрей Пургин;
б) выборы 2 ноября полностью соответствуют не только духу Минского протокола, но общепринятой мировой и европейской практике. И приводят в пример Косово, где выборы в органы самопровозглашенной республики состоялись даже без проведения референдума о независимости. В ДНР и ЛНР, если кто забыл, такой референдум действительно состоялся 11 мая 2014 года и подтвердил абсолютную поддержку идеи независимости. После чего на следующий день, 12 мая, ДНР и ЛНР и объявили о своей независимости;
в) выборы не менее легитимны, чем досрочные выборы в Верховную Раду Украины, потому что предоставляют равные права всем желающим баллотироваться и никто не применяет силового давления на неугодных кандидатов;
г) закон об особом статусе Донбасса вообще не действует по вине Украины, так как в нем не указаны четко районы действия. «Причем сделано это специально. Закон об особом статусе вроде бы есть. Но на каких территориях он действует, неизвестно. Проще говоря, он нигде не действует. Тем самым Киев прямо нарушает Минский протокол, предусматривающий предоставление особого статуса Донбассу», – уверен тот же Пургин;
д) Киев не готов выполнять Минский протокол полностью, потому что президент Петр Порошенко не подписал закон об амнистии активистам и ополченцам ДНР и ЛНР, которых Украина по тому же протоколу должна была бы освободить от ответственности за «сепаратизм»;
е) Киев первым нарушил и режим прекращения огня, и линию разделения противоборствующих сторон тем, что, в частности, без объяснения причин отозвал подпись своего представителя генерала Юрия Думанского под соответствующим документом, а войска АТО постоянно нарушают перемирие и наносят артиллерийские удары по жилым кварталам, ежедневно убивая мирных жителей.
Согласитесь, это серьезные претензии и противоречия. Но главное противоречие, повторяю, заключается в том, какой быть будущей Украине: территориально целостной или все же потерявшей вслед за Крымом и часть Донбасса. И если территориально целостной, то какой – унитарной или все же федеративной. И ответы на эти вопросы Киева и Донецка с Луганском известны. Но их общая беда в том, что эти ответы меньше всего интересуют тех, от кого их судьба зависит. От Москвы, Вашингтона и частично Брюсселя (если ЕС рассматривать как самостоятельного участника конфликта, а не безропотную пристяжную в американской упряжке).
Выборы 2 ноября уже сыграли свою роль возбудителя мирового общественного мнения. И стали понятны позиции сторон. Официальный представитель генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик уже заявил, что «выборы серьезно подорвут Минский протокол и меморандум, которые должны быть срочно выполнены в полной мере». И что «генеральный секретарь (ООН. – Авт.) подчеркивает основополагающую важность восстановления стабильности и обеспечения суверенитета и территориальной целостности Украины».
Днем раньше такую же позицию с указанием, что США никогда не признают выборы в ДНР и ЛНР 2 ноября, озвучил госсекретарь этой страны Джон Керри. А вот вчера появилось и заявление внешнеполитической службы Евросоюза, в котором сказано: «ЕС не признает эти выборы. Мы призываем Россию использовать свое влияние, чтобы помочь проложить путь к местным выборам в соответствии с законодательством Украины. Это было бы весьма ценным вкладом в реализацию Минского протокола».
И вдвоем США и ЕС набросились на позицию России, только подтвердив, что выступают против главных последствий выборов 2 ноября. Их и поддержал министр иностранных дел Сергей Лавров. Запад не хочет придания легитимности органам власти ДНР и ЛНР и перевода ситуации на юго-востоке Украины в русло конструктивного диалога между тремя легитимными субъектами – Киевом, Донецком и Луганском.
При этом Россия, как стало понятно из заявления ее МИД, тоже не отрицает идеи территориальной целостности Украины. «…Проведение на этих территориях свободных выборов на принципах народного самоуправления откроет путь для совместной работы по сохранению единого экономического, культурного и политического пространства Украины. …Россия будет способствовать тому, чтобы победившие на выборах лидеры юго-востока подтвердили эту линию. Ожидаем конкретных действий по добросовестному выполнению Минских договоренностей и от украинских властей, и их западных партнеров, а также ОБСЕ», – сказано в заявлении МИД России.
А дальше в этом документе было сказано главное: «Сегодня есть шанс использовать выборы 2 ноября не для бездумного и ничем не оправданного нагнетания конфронтации, а для перевода ситуации в конструктивное русло взаимоуважительного диалога, поиска компромиссов на основе баланса законных интересов всех украинских сторон, как этого и требуют подписанные в рамках минского процесса документы».
Это главное потому, что как раз конфронтация в Донбассе, продолжение гражданской войны любой ценой, победа в ней Украины и поддерживающих ее западных союзников и, следовательно, поражение России, поддерживающей ДНР и ЛНР – это подлинная цель Запада. Точнее – США и следующего в их фарватере ЕС. И Россия это прекрасно понимает.
А беда Украины (вместе с ДНР и ЛНР) – в том, что она попала в своеобразный геополитический «бермудский треугольник» между этими тремя геополитическими центрами силы, которые рассматривают и ее, и отколовшийся от нее Донбасс как плацдарм и как полигон для выяснения своих отношений. Всеми доступными, мыслимыми и немыслимыми средствами. В том числе, увы, и прямым военным противостоянием. К нему все идет семимильными шагами, хотя пылает пока только гражданская война в Украине, в которой сторонам помогают их закулисные союзники…
И цена вопроса громадна и планетарна по масштабам – судьба монополярного мира и окончательное установление того, один ли хозяин в этом подлунном мире. США уверены, что рулят по-прежнему только они и что это их исключительное право «мирового жандарма, который несет миру свет демократии». А вот в Москве впервые с 1991 года, когда распалась вторая сверхдержава – СССР, решились с этим поспорить. И сегодня уже не важно, кто первым бросил вызов: США (когда вознамерились подчинить себе Украину на майдане 2013/2014) или Россия (когда решили поддержать пророссийские силы в Украине, забрала под свою юрисдикцию отколовшийся Крым и начала поддерживать идущие по крымскому следу от Киева ДНР и ЛНР). Важно другое – война может (будет?) длиться бесконечно. Между Россией и Западом, но в данном конкретном случае на украинской территории. Это непосредственно у границ России.
В пользу этого предположения говорят, как минимум, два факта. Первый, касающийся непосредственно Украины: киевским властям, пришедшим к руководству Украиной после госпереворота 22 февраля, и подумать не дают о том, чтобы попытаться мирно уладить конфликт на юго-востоке. Если бы Киев изначально пошел на переговоры о федеративном переустройстве страны, вооруженного конфликта в Донбассе не было бы. Но Киев даже после кровопролития, потери своей армии в мятежных регионах и бесчисленных убийств мирных жителей смог согласиться только на аморфную децентрализацию. Да и то не может обеспечить ее ни законодательно, ни на практике. Ему просто не дают это сделать. Об этом и свидетельствует характер власти в Киеве – там всецело господствует «партия войны» и те «ястребы», которые пришли в Верховную Раду после выборов 26 октября. Все орут об «отражении агрессии России», а не о внутренних причинах кризиса в Украине. Это главный мем этой бойни..
Второй, от Украины не зависящий:Россию будут «мочить» до конца вне зависимости от ее поведения в «украинском вопросе». Первоначально Запад (США и ЕС) оправдывали введение экономических санкций против России тем, что она-де помогает «сепаратистам» в Донбассе и за это ее надо «примерно наказать». Наказали. Но потом Россия фактически вынудила ополчение ДНР и ЛНР прекратить уничтожение деморализованной украинской армии, а вождей самопровозглашенных республик сесть за стол переговоров в Минске. Миру явили Минский протокол, был установлен режим перемирия, начался якобы поиск путей к миру. Однако Запад не только не отменил санкции, а начал вводить новые. И более жесткие. И на неопределенное время. А свидетельствует это лишь о том, что не в Украине дело. И что Украина – тоже только жертва геополитического противостояния, в котором за победу над Россией Запад (США и ЕС) готов бороться до последнего украинца. Украинцев им не жалко…
Так что выборы 2 ноября в ДНР и ЛНР, судя по всему, состоятся при любой погоде. Кандидаты там представляют свои программы, доносят их до сограждан и призывают их вместе строить самостоятельные, социально справедливые, неолигархические государства, отличающиеся от остальной Украины. «Призывы Киева и Вашингтона к России и Донбассу следовать Минским договоренностям – грубое лицемерие. Предложение проводить выборы на Донбассе в соответствии с законом Украины об особом порядке самоуправления не 2 ноября, а 7 декабря заведомо бессмысленны. …Если Порошенко и Обама хотят провести выборы 7 декабря, пусть проводят их где угодно – в Виннице, в Житомире, в Чикаго. Это их дело. Мы же будем честно следовать обязательствам, взятым на себя в Минске. Мы обязались провести выборы на Донбассе 2 ноября. И мы их проведем 2 ноября», – однозначно сказал вице-премьер Пургин.
А его непосредственный начальник, глава правительства ДНР Захарченко по этому поводу даже съязвил: «Пускай Украина нам позавидует, что мы от нее отделились и стали самостоятельными. А мы уже начинаем им это показывать: отопление запустили по графику, жилищно-коммунальные тарифы мы не подымаем».
Но не отступает от своих позиций и Россия. Замглавы ее МЧС Владимир Степанов уже сообщил всем, что Россия продолжит работу по оказанию гуманитарной помощи жителям востока Украины, в том числе поможет подготовиться к зиме. И уже с ДНР и ЛНР согласована номенклатура необходимых материалов. «В первую очередь, это строительные материалы для того, чтобы постараться восстановить те здания и сооружения, которые пострадали от известных действий, и подготовить их к зиме. Мы учли потребность социально значимых объектов: больниц, школ, детсадов и все, что касается социального спектра», – сказал Степанов…
…А что Запад? А Запад, он, как известно, поможет. Вот только кому и чем, это никому точно не известно. Хотя и догадаться нетрудно…
Источник: Владимир Скачко, «Версии»