Люстрация, о которой так долго говорили неонацисты, началась. По словам А.Яценюка, политические репрессии коснутся миллиона государственных служащих, от инспектора ветеринарной службы до президента, правда, бывшего. О чисто правовых аспектах применения закона и его влиянии на систему государственного управления написано много. Но большинство исследователей упорно молчат о том, что люстрация будет проводиться на принципах господствующей ныне неонацистской идеологии и сведения личных счетов. Что совершенно понятно, поскольку постановка таких вопросов на Украине может быть попросту опасной для жизни.
Список «врагов народа»
Прежде всего автоматическому увольнению в течение 10 дней с момента вступления закона о люстрации в силу в соответствии с ч.1 ст. 3 подвергаются все руководители органов государственной власти, которые более одного года трудились в период с 25 февраля 2010 г. по 22 февраля 2014 г. По состоянию на 16 октября, т.е. на момент вступления в силу закона, уже был уволен 21 госслужащий уровня руководителя либо заместителя руководителя органов власти. Избежать увольнения можно, лишь «искупив вину кровью», т.е. получив статус участника карательной операции в Донбассе.
Среди них такие «виновные» и «причастные» к «репрессиям режима Януковича», как, например, главы Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения Чернобыльской аварии, Государственного агентства водных ресурсов, Государственного космического агентства, Государственной авиационной службы Украины, Государственной службы Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра. Несомненно, больше всего были виноваты в «укреплении режима» главный государственный инспектор по ядерной и радиационной безопасности, заместитель главы Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы и глава Государственного агентства автомобильных дорог. Но самый виновный – это, конечно же, заместитель главы Государственного агентства Украины по вопросам кино. Часть государственных служащих, не дожидаясь расправ и унижений, предпочла подать заявления об увольнении по собственному желанию. Остальные покорно ждут своей участи.
Если «причастность к режиму» считается грехом лишь для руководителей высшего звена, то тех, кто не подал заявление на увольнение в период государственного переворота ноября-февраля, достанут из-под земли на любом уровне. В соответствии с ч.2 ст.3 закона права занимать государственные должности в течение 10 лет будут лишены начальники управлений Генпрокуратуры, СБУ, СВР, МВД, Таможенной службы, а также все начальники региональных управлений этих организаций. Подлежат «10 годам без права переписки» и главы местных администраций, командующие войск и почему-то главы и члены национальных комиссий в сфере природных монополий, связи и информатизации, рынков ценных бумаг и финансовых услуг.
Что же касается рядовых сотрудников прокуратуры, милиции и судов, которые в период государственного переворота честно выполняли свои обязанности по пресечению преступлений путчистов, захватывавших административные здания, перекрывавших дороги и заживо сжигавших солдат-срочников, то с ними счеты будут сведены на основании пп.10-13 ч.2 ст.3 закона о люстрации.
Коснутся репрессии и «старой гвардии», успевшей при СССР поработать на руководящих должностях в КПСС, комсомоле и КГБ. Благо агентов царской охранки и разведки деникинских фронтов в люстрационный список не включили. Вдруг кто-то все-таки дожил до «очищения власти»?
Был бы человек, а статья найдется
Если вы не нашли себя в списках подлежащих люстрации, это совершенно не означает, что вас она не коснется. Чтобы расправиться со всеми инакомыслящими и неугодными, на всякий случай в текст закона включили ч. 10 ст.2, которая гласит, что мероприятия по «очищению власти» касаются и «других должностных лиц (кроме выборных должностей) органов государственной власти и местного самоуправления». Скрыться можно лишь за депутатским мандатом.
То, что репрессии носят идеологический характер, показывает ряд статей закона.
Например, в соответствии с чч.5, 6 ст.3 на 5 лет лишаются права на государственную службу любые служащие органов государственной власти и местного самоуправления, в отношении которых судом принято решение о том, что они «совершали действия, направленные на узурпацию власти президентом Украины В.Януковичем, подрыв основ национальной безопасности и обороны или территориальной целостности Украины», а также замешаны в «мероприятиях, направленных на нарушение прав граждан собираться мирно, проводить собрания, митинги и демонстрации или направленных на нанесение вреда жизни, здоровью, имуществу физических лиц в период с 21 ноября 2013 г. по 22 февраля 2014 г.» В общем, поддерживали действующего президента и не восторгались майданом.
А в соответствии с ч.7 указанной статьи вас могут уволить даже за то, что вы не делали, т.к. могли своей бездеятельностью (!!!) привести к нарушениям прав человека, признанных решением Европейского суда по правам человека.
Огромный простор для расправ открывается и в отношении госслужащих, которых сочтут работающими на спецслужбы других государств, совершившими действия по подрыву основ национальной безопасности, обороны или территориальной целостности Украины, публично призывавшими к нарушению территориальной целостности и суверенитета Украины, разжигавшими межнациональную рознь.
Учитывая воцарившуюся на Украине неонацистскую идеологию, дело по указанным пунктам можно «пришить» любому служащему, который хотя бы намеком выступил против убийств мирного населения Новороссии, произнес хоть слово о необходимости сотрудничества с Россией или выступил в защиту русского языка.
Если чью-то неблагонадежность не заметит Минюст, то помогут «добровольные помощники» из числа общественного органа по вопросам люстрации, а также многочисленные стукачи, которые в соответствии с ч.3 ст. 5 закона могут «подать информацию о лице, в отношении которого проводится проверка». Естественно, что в нынешних условиях в число новоявленных хунвейбинов смогут попасть лишь наиболее радикальные деятели «евромайдана», неонацисты «Правого сектора» и заангажированные журналисты.
Впрочем, и сам Минюст не особо скрывает, что люстрация будет проводиться по идеологическим принципам. Как заявил министр юстиции П.Петренко, непосредственными проверками чиновников будет заниматься общественный совет министерства, а представители КПУ, которые захотят попасть на государственную службу, не пройдут люстрацию «согласно прямым нормам закона». Репрессии волюнтаристским методом распространились с советских партийных функционеров уже на всех представителей действующей КПУ.
А судьи кто?
В полном соответствии с принципом испанского диктатора Франко «друзьям – все, врагам – закон» люстрационный закон написан таким образом, чтобы под его действие не попадали сами путчисты. Ведь многие из них учились в вузах КГБ, работали в КПСС и комсомоле, успешно трудились в правительстве Януковича.
Например, специально для П.Порошенко, который был министром экономики в правительстве Н.Азарова с мая по декабрь 2012 г., в законе прописана специальная оговорка, что «сотрудничество с режимом» должно было осуществляться не менее года. Этот же пункт выводит из-под действия люстрации и членов правительства Ю.Тимошенко, несколько месяцев работавших при В.Януковиче после его избрания на пост президента в 2010 г. Предпочли вообще забыть о работе под началом премьер-министра В.Януковича в 2006-2007 гг. таких «столпов революции», как Ю.Луценко, А.Гриценко и Б.Тарасюк. То ли Янукович тогда еще не был «диктатором», то ли просто законодательной уловки не нашлось.
Впрочем, «победители» даже не особо утруждаются поиском отговорок. Депутаты просто вывели себя из-под действия закона, написав, что люстрация не проводится в отношении лиц, занимающих выборные должности. А для уроженца Львовской области главы Верховного суда Я.Романюка в п.2 ч.1 закона просто написано, что он в число подлежащих увольнению за работу на должности в период с ноября по февраль не входит.
Один из вдохновителей госпереворота В.Наливайченко попадает под люстрацию сразу по нескольким пунктам. И за учебу в Краснознаменном институте имени Андропова КГБ СССР, и за сотрудничество со спецслужбами США, по поводу чего Генпрокуратурой Украины на него было заведено уголовное дело, закрытое лишь 5 марта 2014 года. Как и И.Смешко, новоявленный руководитель Комитета по вопросам разведки при Президенте Украины, в отношении которого возбуждалось уголовное дело за измену родине по поводу сотрудничества со спецслужбами США. Эта публика и вовсе не утруждает себя законодательной защитой от люстрации, очевидно считая, что будет ее проводить, фабрикуя против госслужащих дела за нарушение территориальной целостности и «работы на ФСБ».
Чтобы никто из чиновников не вырвался из лап люстраторов, закон предусматривает и проведение специальных проверок деклараций о доходах, несоответствие которых реальному имуществу и доходам станет основанием для лишения служащих права на работу в течение 10 лет. Идея по существу хорошая, если не задумываться над тем, кто же будет проводить проверки. Например, обязательно будет бороться с коррупцией и нетрудовыми доходами (по роду своих полномочий) генпрокурор В.Ярема, заявлявший, что «мы проведём антикоррупционную люстрацию - проверку соответствия расходов и стоимости имущества к задекларированным доходам». При этом В.Яреме принадлежит поместье в 8 га в элитном поселке Золоче, а его жене – квартира площадью в 262 кв.м в клубном доме Botanic Paradise. Будет ли проходить люстрацию сам Ярема, с 1990 по 2010 г. трудившийся на должностях от рядового опера до начальника столичного главка МВД и умудрившийся приобрести такую роскошь? Вспоминается и роскошная «фазенда» ликующего по поводу люстрации А.Яценюка, который считает, что нынешних чиновников-коррупционеров оставлять у власти нельзя, даже если их увольнение разрушит систему государственного управления.
Кто будет люстрировать люстраторов?
Запугивая госслужащих и массово увольняя профессионалов, члены киевской хунты не задумываются о том, что в скором времени они сами могут подвергнуться люстрации. Параллельно с законно существующими правоохранительными, надзорными и судебными органами в стране возникнут совершенно новые, никому не подконтрольные квазисудебные инстанции типа «революционных троек».
При этом в законе не прописан ни механизм осуществления ими люстрационной деятельности, ни контроль над соблюдением законности, ни порядок формирования, ни порядок оспаривания решений, ни способы защиты подвергшимися люстрации своих прав. Это неминуемо приведет к тому, что «специальные органы», имеющие право люстрировать всех, от сантехника до генпрокурора и президента, начнут руководствоваться не нормами права, а «революционной целесообразностью». И если не удастся «очистить» власть по закону, на помощь придут «мусорные люстраторы». Часть из которых, не исключено, уже влилась в состав общественной комиссии при Минюсте.
Увлекшись политической местью и насаждением «единственно верного» учения С.Бандеры, хунта своими руками создала отряды хунвейбинов, имеющих все возможности совершать новые государственные перевороты по своему усмотрению. Чтобы расправиться с хунвейбинами, Мао Цзедуну пришлось применять армию. А на кого сможет опереться хунта, если армия, милиция, прокуратура и суды также подвергаются люстрации и незаконным увольнениям?
Воистину, кого Бог хочет погубить, лишает разума.
Источник: Ольга Шелкова, «Одна Родина»