На прошлой неделе в Минске состоялся саммит СНГ и ЕАЭС, к Евразийскому экономическому союзу Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации присоединилась Армения. В ходе саммитов были подняты вопросы сотрудничества с Европейским союзом, в частности Молдавии и Украины. А накануне в Москве был представлен подготовленный по заказу Комитета гражданских инициатив (КГИ) аналитический доклад «Экономические вопросы взаимодействия между Европейским Союзом, Россией, Таможенным и Евразийским экономическим союзом». Выводы аналитиков ошеломляют: ухудшение отношений с Россией обойдется экономике Украины в 33 млрд. долларов в год (это 19% ВВП страны в 2013 году). Компенсировать эти потери не получится.
Рынок России и ТС никем не заменить
В исследовании детально рассмотрены торгово-экономические связи Украины с ЕС и со странами Таможенного союза. Проанализированы все существенные для Украины статьи экспорта и импорта - от энергоносителей до косметических средств. По каждой из них аналитики представили прогноз потерь для украинской экономики.
Экономика Украины и без того находится в крайне тяжелом положении. На данный момент золотовалютные резервы составляют 16,01 млрд. долларов, или 55% от уровня начала 2012 года. Финансовая подпитка от МВФ и других международных структур помогает заткать дыры, но не более того.
В течение 2014 года экономическая ситуация продолжала ухудшаться. Продажи товаров и услуг в страны СНГ заметно сократились уже в первом квартале 2014 года. Они снизились на 23,3% к аналогичному периоду 2013 года. По итогам прошлого года на СНГ приходилось 39,3% всего экспорта товаров и услуг Украины, в том числе на Россию 28%. На страны ЕС пришлось до 26% от украинского экспорта.
Структура экспорта в ЕС и ТС различная. В страны Евросоюза идут стальные полуфабрикаты, кукуруза, железная руда и рапс - самые доходные позиции по итогам прошлого года. В Таможенный союз - грузовые вагоны, стальная арматура, реактивные двигатели и газовые турбины. Самый крупный покупатель – Россия, на которую в целом ряде отраслей приходится больше половины украинского экспорта.
Аналитики приводят на этот счет впечатляющие примеры. Украина экспортирует в Россию 82% полиграфической продукции, 65% спиртных напитков, 61% транспортных средств, 58% шоколадных изделий, 55% молочной продукции…
В условиях спада мировой конъюнктуры найти другие рынки для товаров, идущих сейчас в ТС, и Россию в частности, практически невозможно. Может случиться где-то что-то. Однако это будет лишь маленький ручеек от утраченной реки экспорта. Поэтому дальнейшее развитие кризиса окажется гибельным для многих украинских предприятий и даже отраслей.
Эта апокалиптическая картина ближайшего будущего украинской экономики вовсе не из области фантастики. Ведь Соглашение об ассоциации с ЕС неизбежно ведет к изменению торгово-экономических отношений Украины с Россией и другими странами СНГ.
Аналитики подчеркивают, что столь масштабные фактические и вероятные издержки для Украины неприемлемы. Точно так же они неприемлемы и для Евросоюза. Принятие на себя ответственности за эти страны потребуют от ЕС, у которого множатся внутренние проблемы, чрезмерно больших расходов и усилий.
Как известно, реализация экономической части Соглашения об ассоциации Украины и ЕС отложена до конца 2015 года. Появившееся время, полагают авторы доклада, нужно использовать для того, чтобы в многостороннем формате - Евросоюз, Украина, ТС, ЕАЭС – попытаться найти пути и способы решения возникших проблем.
Киевский ястреб угрожает санкциями
Однако далеко не очевидно, что в Киеве намерены воспользоваться окном возможностей, на которое указали аналитики. Скорее, наоборот. 3 октября премьер-министр Украины Арсений Яценюк, которого на Украине считают лидером «партии войны», в прямом эфире программы «Шустер Live» заявил, что Украина обязана ввести санкции против России.
По словам премьера, весь пакет ограничительных мер в отношении российских товаров и санкций против компаний и физлиц готов. «Если Россия введет ограничительные меры по отношению к украинским товарам, весь пакет ограничительных мер в отношении российских готов», - сказал премьер.
Киевский «ястреб» также напомнил, что пакет ограничительных мер включает персональные санкции. «Там есть около 200 физлиц персональных санкций и около 300 разного рода компаний. Весь пакет у нас готов. Мы ожидаем решения СНБОУ по этому вопросу», - сказал Яценюк.
«Мы ожидаем, что они введут ограничительные меры, я им не верю и никаким их заявлениям. По такому сценарию мы получим около минус семь млрд. уменьшения товарооборота с РФ, но частично мы это скомпенсируем запретом на продажу российских товаров в Украину. И то, что мы получили в течение года свободный доступ на европейский рынок, также даст нам возможность компенсации», - добавил премьер-министр.
Действительно, ранее Кабинет министров Украины одобрил и внес на рассмотрение СНБОУ предложения о применении персональных санкций в отношении более 1200 юридических и физических лиц, причастных к «агрессии против Украины». К тому же в середине августа Верховная рада Украины приняла закон о санкциях против России.
Закон утверждает перечень санкций, среди которых: блокирование активов, ограничение торговых операций; прекращение транзита ресурсов, полетов и перевозок по территории Украины; аннулирование разного рода лицензий, запрет участия в приватизации, запрещение въезда на территорию Украины, прекращение культурных обменов, научного сотрудничества, лишение государственных наград Украины и пр.
Выход из положения есть
Мы видим, что серьезно о компенсации возможных потерь от разрыва отношений с Россией и ТС в целом в украинском правительстве не думают. Вместо 33 млрд. долларов потерь говорят только о 7 млрд. долларов. А слова об их компенсации за счет доступа на европейский рынок - это явно «потолочная» аргументация, ибо мы уже убедились, насколько отличается структура экспорта Украины в ЕС и Россию. Совершенно невероятно, чтобы Европа приняла столько шоколада или транспортных средств, сколько уходит ныне в Россию.
Иначе говоря, при условии продолжения украинскими властями нынешнего антироссийского курса колоссальных потерь в экономике Киеву не избежать. А поскольку никакой «подушки» для коллапсирующего производства не подготовлено, можно говорить о том, что, как и в случае с войной на Донбассе, все тяжелейшие последствия экономической катастрофы будут переложены на плечи народа Украины. В первом случае – полуторапроцентный налог «на войну», во втором – неминуемое банкротство множества предприятий и рост армии безработных. В правительстве, видно, забыли, что именно люмпенизированные слои населения дают основную массу рекрутов для майдана и отрядов боевиков, которые развернуть можно не только против Донбасса.
Между тем выход из положения пока еще есть. Когда Совет ЕС принял решение отложить ЗСТ Евросоюза и Украины на 1 января 2016 года, глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев заявил, что Москва считает этот документ ЕС юридически достаточным. Однако министр добавил, что Россия ожидает принятия подобного документа и Украиной.
Киев ответил, что никакого отдельного документа принимать не собирается. Совет Европы, мол, все уже сказал. Россия предупредила, что если Киев нарушит эти условия, то пошлины для поставок товаров с Украины будут введены через 10 дней после получения информации об имплементации торговой части соглашения.
Паника в Киеве
Нигилизм Киева в отношении собственной экономики и благополучия граждан дошел до того, что Петр Порошенко даже не приехал на саммит СНГ в Минск, чем возмутились его коллеги по президентскому цеху. В частности, глава Узбекистана Ислам Каримов. «Кто-нибудь с этим Порошенко говорил? Считаные единицы», – заявил он. «Если бы он выступил сегодня здесь, то это создало бы для нас еще большую ясность с разрешением украинской проблемы. Но, к сожалению, этого не случилось», - сказал лидер Узбекистана. «Украина по-прежнему является участницей СНГ, но складывается впечатление, что Порошенко раздваивается и никак не может определиться, нужно ли ему Содружество», – заявил Каримов.
Досталось на орехи украинскому президенту и от Александра Лукашенко, который напомнил, что «боевые действия (на Украине) непосредственно влияют на безопасность и подрывают экономическое развитие как Украины, так и всего постсоветского региона». Лукашенко также заявил, что решать вопросы, касающиеся Украины, необходимо не в Берлине или Милане, а именно в рамках СНГ.
Оказавшись перед единым фронтом государств-членов СНГ (исключая Молдову – еще одного незадачливого подписанта соглашения с ЕС), Киев запаниковал. Петр Порошенко срочно «выразил надежду» достичь «значительного прогресса» по газовому вопросу на переговорах с российским лидером Владимиром Путиным 17 октября в Милане, хотя в Москве об этой встрече ничего не известно. А и.о. министра экономики Валерий Пятницкий заговорил о том, что Украина не намерена покидать экономическое пространство СНГ. А в МИД Украины пояснили, что Украина де-факто продолжает оставаться членом СНГ.
Ранее заявления были противоположного плана. Известно мартовское заявление по линии СНБОУ о том, что Киев решил «не только прекратить председательство в СНГ, но и начать процесс выхода из СНГ».
Видимо, на киевлян произвело глубокое впечатление выступление на саммите в Минске президента Молдавии Николая Тимофти. Тот заявил, что Россия ввела ограничения на импорт товаров из Молдавии, а «это составляет около 85% экспорта». Поэтому «мы призываем наших российских коллег продолжить консультации по отмене изъятий из зоны свободной торговли СНГ».
Понятно, что Владимир Путин был весьма удивлен заявлением молдавского коллеги. Российский президент отметил, что Россия вела интенсивные консультации с Евросоюзом и Украиной, благодаря чему удалось отложить применение экономической части договора об ассоциации до 2016 года. «Где же была Молдова? Почему мы с Молдовой не могли выстроить такие отношения? Мы хотели, многократно обращались за этим, но, к сожалению, внятного ответа от наших молдавских друзей так и не получили», — сказал Путин.
Эксперты в Киеве, комментируя последние метаморфозы властей, говорят, что настроения на Украине по сравнению с мартом изменились. «Выходят (из СНГ), когда на повестке дня военная риторика, психическое состояние общества и русофобия зашкаливает. Когда же начинают считать экономический интерес, понимают, что торопиться с выходом не надо», – сказал газете «ВЗГЛЯД» известный аналитик Михаил Погребинский.
* * *
Вполне очевидно, что, с одной стороны, Брюссель должен вразумить своего капризного украинского партнера – обязательство Киева о переносе ЗСТ на 2016 год необходимо. С другой - нужны переговоры в формате Евросоюз, Украина, ТС, ЕАЭС. И чем скорее, тем лучше. В современном глобальном мире Европа оказалась слишком маленькой, чтобы воевать. Надо торговать и сотрудничать – обязательно на взаимовыгодных условиях.
Источник: Виталий Варавка, «Одна Родина»