Освобождение заложников в Мосуле, захваченных группировкой «Исламское государство» (ИГ), Анкара преподнесла как крупный успех своих спецслужб. В обмен на 49 граждан Турции главари ИГ потребовали освободить 19 своих боевиков, арестованных на турецкой территории. Обмен состоялся, но сделка, активное участие в которой принимали США и Катар, этим не ограничивалась.
За несколько дней до освобождения мосульских заложников президент Турции Эрдоган побывал с визитом в Катаре. Его сопровождал глава турецкой разведки Хакан Фидан. До этого Эрдоган встретился 5 сентября на полях саммита НАТО с президентом США. К турецко-американской встрече в верхах и было приурочено задержание 19 уличённых в связях с ИГ лиц. Американская помощь в деле освобождения турецких заложников в Мосуле была предоставлена в обмен на содействие планам Вашингтона в отношении Ирака и Сирии. Американцы предложили свои услуги в деле освобождения турецких граждан с использованием канала доверительных связей между катарцами и лидерами ИГ. После этого Анкаре оставалось лишь договориться с властями Катара о деталях.
Платформа, на которой состоялось совпадение интересов Турции, США, Катара и «Исламского государства», не изменилась: это свержение президента Сирии Башара Асада и смена режима в Дамаске. Согласно условиям четырёхсторонней сделки, Турция не будет принимать участия в боях с ИГ на севере Ирака, а сосредоточит свои усилия на сирийском направлении. Правда, с одним уточнением: Анкара будет работать преимущественно с «умеренной» сирийской оппозицией.
В настоящее время США запускают обширную программу обучения на территории Саудовской Аравии до 5 тыс. боевиков сирийской «умеренной» оппозиции в рамках провозглашённой Обамой стратегии борьбы с «Исламским государством». Обычно в Вашингтоне под «умеренной» оппозицией Дамаску понимают силы Сирийской свободной армии (ССА). При этом американская интерпретация «умеренности» противостоящих сирийскому режиму сил устойчивостью не отличается. Не исключено, что на каком-то этапе США, разворачивая антисирийскую кампанию, причислят к «умеренным» и определённую часть ИГ.
Вашингтон игнорирует тот факт, что сирийские правительственные войска давно уже сражаются с боевиками ИГ на своей территории. Вместо того чтобы сосредоточить силы для борьбы с ИГ на севере Ирака, американцы вновь берут в прицел Сирию. Складывается впечатление, что вся кампания США против «Исламского государства» направлена против Сирии в большей степени, чем против кого бы то ни было. То, чего администрации Обамы не удалось добиться в 2011-2013 гг., Вашингтон пытается проделать сегодня. Помимо подготовки отрядов вторжения в Сирию, которая ведётся на территории Саудовской Аравии, американские генералы поставили задачу привлечь одну «суннитскую арабскую страну, обладающую значительными силами специальных операций», для усиленной поддержки в Сирии «умеренных» боевиков. Журналисты не сомневаются, что речь идёт о Катаре.
По оценкам Пентагона и Объединённого комитета начальников штабов США, силы ИГ насчитывают 31 тыс. бойцов, из них около двух третей, то есть порядка 20 тысяч человек, базируются сейчас не в Ираке, а на сирийской территории. Костяк отрядов вторжения в Сирию, обучаемых по американским методикам и на деньги саудовцев, должны составить боевики ССА. Насколько можно судить, план состоит в том, чтобы собрать все силы противников Башара Асада под одной вывеской «умеренной» оппозиции. Одновременно будут расширены турецкие каналы поставки вооружений и военной техники для Сирийской свободной армии. Если прежде распределение поступающего из Турции в Сирию оружия контролировалось ЦРУ, то теперь, как предполагают, американцы предоставят больше полномочий в деле направления оружейных потоков турецким спецслужбам.
Последние удары американской авиации по базам «Исламского государства» в Сирии преследуют цель не только нейтрализовать успешно действующую сирийскую систему ПВО, но и спровоцировать Дамаск на ответные шаги, которые облегчат нападающей стороне дальнейшую эскалацию военных действий. Сирийские власти уже заявили, что любые атаки по целям на территории Сирии без согласования с официальным Дамаском будут восприниматься как акт агрессии.
Хорошо прослеживается и интерес Анкары к тому, чтобы резко обострить ситуацию на севере Сирии, где компактно проживает курдское население. Участившиеся атаки ИГ на курдские населённые пункты на северо-востоке Сирии в районе города Айн аль-Араб у турецкой границы привели к массовому исходу тамошнего населения в Турцию. Сопротивление сирийских курдов и оказывавших им помощь со стороны турецкой границы отрядов Рабочей партии Курдистана фактически сломлено. Это вполне отвечает интересам Анкары, одной из стратегических задач которой является не допустить консолидации курдского народа в ареале его проживания на территории исторического Курдистана.
Источник: Михаил Агаджанян, «Фонд Стратегической Культуры»