Во вторник Верховная рада Украины на закрытом заседании приняла законы по Донбассу. О введении особого порядка самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и о недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей (с 22 февраля, дня государственного переворота в Киеве, до дня вступления в силу принятых законов).
Карательная операция против Новороссии показала, что значительную часть территории Донецкой и Луганской областей украинские власти контролировать не в состоянии. Однако открытое признание этого факта на условиях, предложенных руководством ДНР и ЛНР, означает для П.Порошенко политическое самоубийство, так как предоставляет шансы радикалу О.Ляшко и свободовцу О.Тягнибоку, а заодно и Ю.Тимошенко попиариться на факте «сдачи» территорий на востоке страны.
Акцент в законе об особом порядке управления делается на местном самоуправлении. П.Порошенко не делает ни шага вперед на пути к федерализации страны, поскольку не упоминается республиканский статус ДНР и ЛНР: «В отдельных районах Донецкой и Луганской областей местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией и законами Украины соответствующими территориальными общинами непосредственно и через органы местного самоуправления».
Уступка, на которую киевские власти согласны пойти, состоит в том, что «в отдельных районах Донецкой и Луганской областей законами Украины вводится особый порядок назначения руководителей органов прокуратуры и судов, который предусматривает участие органов местного самоуправления в решении этих вопросов».
Отметим, что такая преференция носит виртуальный характер, поскольку лишь анонсирует технологию кадровых назначений руководителей органов прокуратуры и судов, не подкреплённую соответствующей серией законов и поправок в действующее законодательство. Но такие законы могут и не принять. Любые вариации вокруг способов кадровых назначений легко могут быть оспорены при изменении политической конъюнктуры.
Обращает на себя внимание, что в тексте закона говорится о социально-экономическом развитии отдельных районов Донецкой и Луганской областей, но ни слова нет о таком важном политическом инструменте, как договор о разграничении полномочий между официальным Киевом и Донецком и Луганском. Это напоминает игру в одни ворота и вызывает серьёзные нарекания со стороны лидеров ДНР и ЛНР, которые считают, что в Верховной раде не вправе принимать решения относительно будущего республик, поскольку они, как и Новороссия, уже располагают собственными парламентами.
П.Порошенко полагает, что закон об особом статусе во временном отношении рассчитан на три года. "За это время у нас будет возможность внедрить в жизнь вопрос глубокой децентрализации, который также должен быть предметом внесения соответствующих изменений в Конституцию".
В нынешней политической ситуации, сложившейся на Украине, прогнозировать изменение Основного закона страны довольно тяжело. Далеко не факт, что действующий сегодня украинский режим сохранится до конца обозначенного срока.
Ст. 10 принятого закона об особом порядке самоуправления определяет дату выборов депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских советов, сельских, поселковых, городских голов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей – 7 декабря 2014 года.
Однако проблемы, проявившие себя при образовании, становлении и развитии ДНР и ЛНР, не решаются на местном уровне.
Действия киевских властей сегодня направлены на то, чтобы зафиксировать сложившееся положение вещей в Донецком и Луганском регионах. Не будучи в силах продолжать карательную операцию и взять под свой контроль все районы Донбасса, военные стратеги украинского режима надеются не допустить выдвижения армии ДНР и ЛНР на территорию Запорожской, Херсонской и Днепропетровской областей.
Провалившийся блицкриг в тактике Киева постепенно меняется на стратегическую оборону. Поразительно, но стремление отгородиться от ДНР и ЛНР напоминает замысел руководства Третьего рейха по созданию Восточного вала для обороны от наступающих частей Красной армии.
Нынешнее украинское руководство понимает, что неспособно вернуть территорию республик под свой контроль военными средствами. Поэтому под шум политических заявлений проводится работа по оформлению границы с ДНР и ЛНР как де-факто межгосударственной.
Государственная пограничная служба Украины готовится к размещению своих подразделений в Донецкой и Луганской областях вдоль линии разграничения территорий, контролируемых ДНР и ЛНР, с одной стороны, и украинскими силами «АТО» - с другой.
Уступки нового закона не учитывают интересы ДНР и ЛНР. После всего произошедшего на Донбассе лидеры ДНР и ЛНР, Союза народных республик не согласятся играть по украинским правилам. По-видимому, это осознают и в Киеве, поэтому заведомо занимают такую позицию на переговорах, которая позволяет решить оперативные вопросы обмена пленными, но не может подвести к разрешению ключевого политического вопроса о статусе Новороссии с учетом мнения её граждан.
Нынешний украинский режим поступает так, как всегда в последнее время, когда не имеет рычагов реального воздействия на ситуацию. Такую технологию можно назвать виртуальным присутствием Донецкой и Луганской областей в политической системе Украины. Принимая закон, на бумаге призванный сохранить территории Юго-Востока в составе Украины, украинская власть тут же выстраивает пограничный режим, признавая сосуществование с независимыми республиками.
Источник: Виктор Афанасьев, «Одна Родина»