«ОСОБЫЙ СТАТУС» ДОНБАССА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЪЮНКТУРЫ


18.09.2014 14:07

16 сентября Верховная рада приняла два закона, которые направлены на выполнение обязательств, взятых на себя Киевом в Минске: «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» и «О недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей».

 

Принятие этих законов – очевидный удар по партии войны. П.Порошенкотак прокомментировал их принятие: «Украинский парламент, приняв законы, помешал тем, кто пытается расшатать хрупкое перемирие и вновь втянуть Украину в войну. Мы сегодня добились того, что мирный процесс не был сорван».

 

Не вдаваясь в особенности самих законов, весьма интересным оказался общий контекст их принятия и те заявления, которые прозвучали после голосования от ряда политиков.

Интрига сохранялась все время и до принятия законов. Прежде всего, сложно было спрогнозировать, удастся ли П.Порошенко найти голоса под этот проект. То, что голоса даст пропорошенковский УДАР было понятно, аналогично – остатки Партии регионов и КПУ, которые последовательно выступали за мирный процесс на Донбассе.

Куда менее очевидными выглядели перспективы, с точки зрения «заклятых друзей» П.Порошенко, – фракции «Батькивщина» и «Свобода». Со «Свободой» было понятно сразу – они жестко выступили против любых мирных переговоров, а лидер партии О.Тягнибок заявил, что «сегодня оглашена капитуляция в этой войне. Достижение мира можно было реализовать только через победу в этой войне, а не капитуляцией». Члены его фракции активно оппонировали принятию закона. 

 

Раньше они настаивали на введении чрезвычайного положения в стране. Впрочем, их интерес к этому статусу обусловлен не беспокойством за эффективность военных действий Киева, а за свою политическую судьбу. Ведь введение военного положения должно было прекратить процедуру досрочных выборов, а, по последним социологическим данным, рейтинг партии меньше 5%, чего недостаточно для попадания в парламент.

 

О.Ляшко, чья Радикальная партия также намерена попасть в парламент, аналогично Тягнибоку заявил, что «эти решения Порошенко и Рады — это национальный позор и капитуляция перед Путиным. В итоге мы получим не мир, а потерю украинской территории и войну». Формально сам Ляшко не особо интересен с политической точки зрения, однако его позиция – это и голос С.Левочкина, который ведет проект «Радикальная партия». О том, что Левочкин не поддержал решение Порошенко, свидетельствует и то, что за законы не голосовала И.Богословская, которая первой озвучивает посылы Левочкина.

 

Негативно об этих законах высказалась и Ю.Тимошенко, лидер партии «Батькивщина»: «Это полная сдача интересов Украины на Донбассе. Этим решением легализуется терроризм и оккупация Украины». Более того, через подконтрольных ей депутатов она начала процесс аннулирования голосования и повторного рассмотрения законопроектов в Раде. Правда, при столь принципиальной позиции лидера партии изрядная часть депутатов фракции все же проголосовала за законы. Это та часть, которая участвует в парламентских выборах в рядах созданной партии Яценюка-Турчинова «Народный фронт».

 

Последнее особо интересно, поскольку именно Яценюк и его новая партия претендуют на то, чтобы стать авангардом партии войны, ратующей за продолжение активных военных действий на Донбассе. Более того, накануне голосования Яценюк был настроен крайне воинственно: «Есть вера в то, что благодаря каким-то там уступкам или принятию такого законопроекта противостояние закончится и российский президент откажется от своих планов? Веры нет. Идея российского президента - это постепенный захват Украины различными методами. Любое решение о предоставлении особого статуса Донбассу наносит ущерб национальным интересам Украины. Тут точно выбор только из двух частей - плохое и очень плохое решение. Хорошего здесь нет».

 

Однако позиция депутатов во время голосования наглядно показывает, что агрессивный запал Яценюка не распространился непосредственно на процесс голосования. Не исключено, что накануне европейские руководители объяснили ему, какую позицию он должен занять, если хочет надеяться на то, что Европа и далее будет оказывать Киеву финансовую помощь. А помощь Киеву нужна – в тот же день (16 сентября) стало известно, что Киев обратился к Еврокомиссии с просьбой выделить еще 2 млрд. евро макрофинансовой помощи.

 

В Европе приветствовали решение Верховной рады. В телефонной беседе с П.Порошенко А.Меркель однозначно поддержала важность принятия во вторник Верховной радой закона, который предусматривает специальный статус для некоторых районов Донецкой и Луганской областей и закона об амнистии. Аналогично по этому вопросу высказался и Ш.Фюле: «Украина выполняет минское соглашение: законы об амнистии и специальный региональный статус являются важными шагами на пути поиска решения конфликта».

 

Весьма противоречиво выглядит реакция людей, ориентированных на Коломойского. С одной стороны, его ключевой актив в виде Семенченко едва ли не прямо обвинил власть в том, что их предали и готовились к этому не меньше двух месяцев: «Донбасс это не начало и не конец. Может быть очень трудно. Черное будут делать белым, а белое черным. Предательство интересов страны будут называть победой. Я хочу мира. Но есть цена, которая дороже войны». В тоже время куратор всех этих добровольческих батальонов зам. Коломойского Б.Филатов прямо заявил, что он полностью поддерживает подобное решение Киева: «Я отказываюсь понимать тех, кто дает нам умные советы из-за границы, как Олейников или Шкиль. Тех, кто думает, что помощь армии - это СМС 565. Тех, кто откупается от совести продуктами, переданными в госпитали. «Аналитиков», «экспертов», журналистов и... Тимошенко».

 

Следовательно, серый кардинал партии войны Коломойского также косвенно выступил за мирный процесс. Это может объясняться тем, что, несмотря на бравурные заявления и постепенный переход под контроль Коломойского целого ряда стратегических предприятий, по его бизнесу было нанесено немало ударов и ему требуется время для перегруппировки сил.

 

Примечательно, что реакции на эти законы практически не слышно от других украинских олигархов. Частично прореагировал лишь С.Тарута, который выразил возмущение принятыми законами: «Это было дикое разочарование. Я был в дороге, ехал в Мариуполь, и я надеялся, что это все-таки не случится, честно говоря, в таком виде. Для меня это было настолько глубокое потрясение, я думал, что же это делается, нас просто кинули, нас изнасиловали!» Судя по всему, он рассчитывал, что война, вследствие которой он уже потерял изрядную часть бизнеса, будет продолжаться до тех пор, пока он не сможет полноценно вернуть контроль над своими предприятиями.

 

Таким образом, несмотря на ситуативное согласие многих сторон (внешние игроки, президент, частично правительство, отдельные олигархи), у инициативы остаются противники, которые постараются сделать все, дабы сорвать этот процесс. И эта тема (отмена законов) может стать и одним из лейтмотивов текущей избирательной кампании в парламент.

 

Впрочем, рассматривая отдаленные перспективы исполнения этих законов, следует понимать, что в новом парламенте силы, способные сорвать договоренности и отменить принятые законы, либо не будут представлены («Свобода») или их влияние будет существенно уменьшено (ВО «Батькивщина»). Пожалуй, единственную опасность договоренностям может представлять лишь партия Ляшко (может набрать до 10% голосов) и  частично «Народный фронт», который балансирует на границе прохождения в Верховную раду. По последней социологии, у партии П.Порошенко около 40% голосов избирателей. И если этот рейтинг не будет потерян за оставшийся период, то де-факто парламент станет если не однопартийным, то весьма близким к такому составу.  

 

Впрочем, ситуация, в которой ключевой партии будет не хватать всего немного голосов для монопольных голосований, вынудит более мелкие силы идти на уступки даже в тех позициях, где они могут быть не согласны. В том числе  по этим двум законам.

Однако, несмотря на такую явно позитивную для действующего президента конфигурацию политических сил, не стоит сбрасывать со счетов и «фактор улицы», который с каждым ухудшением социально-экономической обстановки в стране становится все более ощутим.

 

Можно ожидать и отдельной истории давления на принятие решений. 16 сентября уже прозвучали обвинения, что новые законы приняты ровно в той же манере, как депутаты принимали законы 16 января, которые считаются отправной точкой наиболее жесткой части майданного противостояния. В Верховную раду уже внесены законопроекты об отмене принятых законов: «Правый сектор» вместе с Тимошенко стали требовать от Порошенко применения вето… 

 

Источник: Виктор Костенко, «Одна Родина»


Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/128832/
© 2006-2008, komitet.net.ua