К 23-й годовщине обретения независимости Украина подошла с основательным багажом «успехов». Воссоединившийся с Российской Федерацией Крым, уничтожаемый Донбасс, война с собственным народом, тысячи абсолютно бессмысленных жертв, фашистско-олигархический режим во главе государства, само существование которого находится под самой серьёзной угрозой с момента вышеупомянутого обретения независимости…
То, как прошёл День независимости в различных регионах страны, ранее отмечавшийся как общенациональный праздник, – хороший показатель уместности заклинаний о «единой Украине». В ДНР по центральной площади Донецка провели пленных бойцов украинской армии, Нацгвардии и карательных батальонов. Хороший политический ход ополченцев – воспроизведение советских «парадов пленных». И красноречивый с точки зрения настроя Новороссии, её отношения к независимости Украины.
В Киеве, напротив, был осуществлён хоть и короткий, но пафосно разрекламированный и не менее пафосно проведённый военный парад. Кроме деталей, показательны два момента. Во-первых, официальное заявление пресс-службы президента, что вся участвовавшая в параде техника (в том числе ракетные комплексы «Точка-У», С-300 и «Оса») отправятся в зону АТО. Надо полагать, у ополченцев появилась авиация, иначе куда и зачем отправятся «Оса» и С-300? Во-вторых, заявление самого президента Порошенко о том, что в ближайшие два с половиной года на «обновление» армии будет выделено более 40 миллиардов гривен.
Оба этих момента свидетельствуют о том, что для официального Киева независимость Украины – понятие сугубо милитаристское. Миф о российской агрессии, несмотря на всё большее количество развенчивающих его фактов и событий, по-прежнему находится на вооружении официальной пропаганды, и является стержнем всей современной концепции украинского государства.
Итак, независимость Украины определяется её способностью максимально жёстко и кроваво подавить любые выступления против статус-кво, вне зависимости от того, каков характер и каковы основания этих выступлений. О том же свидетельствует и заявление, сделанное президентом днём ранее, в день государственного флага. Коротко его содержание сводится к следующему: Украина может быть только унитарной, с единственным государственным языком (украинским, естественно) и в Евросоюзе. Все, кто думает иначе, отправляйтесь в Россию.
И если верить официальной пропаганде, то эта позиция является выражением если и не общенародных настроений, то мнения устойчивого большинства жителей Украины. Однако на деле это совсем не так. О ДНР и ЛНР речи нет – там всё сказано «парадом пленных». Давайте посмотрим на соседний Харьков.
Для Харькова День независимости Украины традиционно праздником не был. Дело в том, что накануне, 23 августа, Харьков отмечает в День освобождения от немецко-фашистских захватчиков – свой День города. На 24 августа у харьковчан обычно не оставалось сил, да и основные мероприятия приходились именно на 23-е – начиная от гуляний в парках и заканчивая концертом и фейерверком на площади. В силу свойственного харьковчанам скепсиса в отношении Киева и всей современной Украины незначительная часть патриотически настроенных горожан была обычно «вынуждена» отправляться 24 августа в Киев, чтобы насладиться масштабным празднованием именно независимости.
Этот факт, кстати, регулярно вызывал определённое возмущение в среде продвинутых патриотов, которые выражали своё недовольство тем, что праздник День города совпадал с Днем освобождения Харькова. Очень показательна цитата из свеже опубликованного текста некоего Андрея Парамонова (орфография и пунктуация оригинала сохранены): «Я не понимаю, почему такой ЧАСТНЫЙ вопрос, как освобождение Харькова от гитлеровцев в 1943 г., должен быть Днём города? Почему это не дата освобождения от Добровольческой армии в 1919 г. Или петлюровцев, или частей Красной армии?»
Советский фундамент Дня города не давал и не даёт покоя продвинутым патриотам точно так же, как памятник Ленину на центральной площади Харькова. И это – одна из причин невостребованности националистического патриотизма в Харькове; одна из причин того, что продвинутые национал-патриоты всегда были и остаются в меньшинстве.
Однако сегодня определяющую роль играет не их количество, а то, что их позиция является не просто официальной точкой зрения, а единственной легальной (неслучайно президент Порошенко поднял тему отмены празднования 23 февраля как Дня защитника Отечества и запрета советской символики). Любая другая позиция в сегодняшней Украине, в том числе и в Харькове, может навлечь на её носителя массу разных неприятностей: от хулиганских нападений уличных неонацистов (ультрас, «Правого сектора» или активистов евромайдана) до репрессий силовиков (милиции и СБУ). В Харькове – особенно. Если новая власть рекомендует харьковским учителям «снизить энтузиазм» в доносительстве на «коллег-сепаратистов», если распространение обычных антивоенных наклеек и листовок приводит к тому, что харьковчан похищают и арестовывают, то что можно говорить о других, более значимых формах активности?
Для полноты картины отметим, что накануне в Харькове в судебном порядке было запрещено проводить какие-либо мероприятия 23 и 24 августа Компартии Украины и общественному движению «Юго-Восток», лидер которого Юрий Апухтин находится под домашним арестом. Одновременно суд запретил деятельность «Юго-Востока» в принципе, постановив принудительно его распустить.
Несмотря на это, 23 августа возле памятника Воинам-освободителям (расположенного как раз на улице «23-го августа») собрались несколько сотен харьковчан под знамёнами Новороссии, КПУ и «Юго-Востока», с транспарантом «Вставай, страна огромная!» и тридцатиметровой георгиевской лентой. Начинающееся шествие попытались прервать судебные исполнители, жаждущие зачитать судебный запрет, но оказалось, что запрет ещё не вступил в силу, поскольку практически сразу после постановления была подана апелляция. Митинг двинулся к проспекту Ленина, где милиция, основываясь на том же запрете, попыталась задержать нескольких человек с флагами «Юго-Восток». Однако митингующие не позволили этого сделать; присутствовавшие на митинге политики разъяснили милиционерам, что судебный запрет в силу не вступил, и инцидент был исчерпан. Любопытно, что о запрете истерично кричали несколько провокаторов от евромайдана, страшно огорчившиеся тем, что в результате никто из участников митинга не был задержан.
В принципе, без преувеличения, можно сказать, что в сегодняшней харьковской атмосфере подобный митинг – это подвиг. Как со стороны рядовых участников Сопротивления, так и со стороны лидеров харьковских отделений КПУ и «Юго-Востока» Аллы Александровской и Юрия Апухтина. Пусть он кажется ничтожным в сравнении с подвигом новороссийских ополченцев, но характерно, что сами ополченцы так не считают. И они любое известие о харьковской активности – хоть о партизанских «проделках», хоть о множащихся антифашистских граффити, хоть о митингах – воспринимают с неизменной радостью.
Впрочем, значительная часть харьковского Сопротивления, наученная горьким опытом в виде сотен арестованных активистов, предпочитает не участвовать в акциях сугубо показательных, которые тем не менее могут быть использованы как повод для выключения из активной деятельности. Этим, в частности, объясняется малая (для Харькова) численность участников митинга. Ещё раз подчеркнём: даже этот немногочисленный митинг – показателен.
Не менее показательны и события собственно 24 августа. Официальные власти города и области, отменившие празднование Дня освобождения Харькова (под амбивалентным, но вполне убедительным предлогом неуместности празднования во время боевых действий в соседних областях), совместно с активистами евромайдана и прочих «мейнстримовых» движений и организаций предприняли немало усилий для создания внешне праздничной атмосферы Дня независимости. Но она, впрочем, получилась в городе откровенно вымученной.
Это касалось всех мероприятий. Начиная от торжественного возложения официальными лицами цветов к «монументу независимости» и заканчивая выставкой военной техники Укрооборонпрома. Ирония заключается в том, что «монумент независимости» – безвкусный памятник, купленный, по устойчивым слухам, в готовом виде в одной из постсоветских республик и представляющий собой совершенно неуместное на площади перед Покровским монастырём и рядом с Историческим музеем скульптурное изображение Ники Самофракийской (?), был установлен крайне нелюбимым всеми продвинутыми патриотами Харькова мэром Кернесом (против мэра они даже устроили накануне митинг). Ирония в отношении выставки Укрооборонпрома заключается в том, что она весьма комично смотрелась на фоне открытого саботажа харьковских военных заводов и лишения ХТЗ министерской лицензии на производство снегоходов и самоходок «Гвоздика».
А широко разрекламированный парад и конкурс вышиванок и вовсе не состоялся. Вместо него под памятником Шевченко несколько евромайдановских организаций провели митинг. И было очень забавно наблюдать, как под пафосные речи о неминуемой победе и «высокоинтеллектуальные» кричалки про Путина ряженые в вышиванки продвинутые патриоты (самые «продвинутые» нарядили в вышиванки не только детей, но и домашних животных, которые, надо отметить, выглядели куда гармоничнее хозяев) уныло расходились, утратив надежду на получение ценного приза. Не вызвал желания задержаться даже заявленный на 18.00 рок-концерт: по некой необъяснимой закономерности харьковские рок-группы чем патриотичнее, тем менее одарены в музыкальном отношении.
Официоз в Харькове показателен как раз своей унылостью. Харьковчанам до официальных мероприятий в малоинтересный им день чьей-то независимости дела нет. Естественно, это выводит из себя как официальные лица (вынуждая их ставить новые задачи по «борьбе с сепаратизмом» перед милицией и СБУ), так и рядовых «патриотов».
Последние ко Дню независимости попытались уничтожить памятную доску двум защитникам Харькова, погибшим от рук представителей «Правого сектора» в перестрелке на улице Рымарской. Правда, харьковчане в тот же день привели доску в порядок. И заодно установили памятник… на кладбище № 14. Памятник называется «Вже померлій Україні».
Есть и другие красноречивые свидетельства того, что для харьковчан День независимости Украины – чужой праздник. Так, рано утром в одном из харьковских супермаркетов вдруг прозвучало объявление: «Харьковчане, давайте почтим минутой молчания память наших соотечественников, погибших на Донбассе, от рук карателей». После минутной тишины – благодарность и аплодисменты в ответ.
А накануне, 23 августа, когда национал-патриоты устраивали шествие против Кернеса и скандировали любимые кричалки (в том числе и «совершенно не фашистский» украинский вариант «Дойчланд юбер аллес» - «Україна понад усе»), милиция (!) не позволила им расправиться с журналистом агентства «Анна-ньюс». Правоохранители увели журналиста в безопасное место, зато с удовольствием поколотили особо ретивого национал-патриота, отобрав у него флаг Украины, который затем бросили на мостовую со словами «Отдайте ему эту тряпку».
Пока Киев пытается бряцать оружием, а маргинальные харьковские национал-патриоты звереют от собственного бессилия, сам Харьков не прекращает напоминать, что ему не по пути с Украиной, по крайней мере в её нынешнем варианте.
Источник: Александр Гайдамак, «ОДНА РОДИНА»