История международных отношений не знает случаев, когда большое и влиятельное государство требует от своих партнёров раскрыть их «кротов» на своей территории. Ведь логика подобных требований непременно подразумевает: «Я сам не вербую и вам не позволю». Однако именно так поступило правительство Ангелы Меркель, потребовав от иностранных государств представить полный список агентов их спецслужб, которые занимаются разведывательной деятельностью на территории Федеративной Республики Германии.
Справедливости ради следует отметить, что за всю историю ФРГ скандалов с разоблачением немецкой агентуры насчитывается немного. Это происходит не от того, что немецкая разведка работает лучше или хуже других, а от того, что в свое время пришедшие к власти социал-демократы сумели заменить потребность в разведывательной информации с Востока умелой дипломатической работой и в первую очередь личными контактами на высшем уровне. Например, близкий соратник канцлера Вилли Брандта Эгон Бар организовал такой обмен секретной информацией с СССР, о котором БНД и мечтать не могла.
К тому же немцы с присущей им пунктуальностью выполняли соглашения о сотрудничестве спецслужб и не занимались вербовкой в союзных государствах, что вызывало тихое ликование у англосаксов, никогда никаких соглашений не выполнявших.
Невысокая востребованность продукции БНД сделала свое дело. Эта служба отстаёт в агентурной работе от своих партнёров, что и дало Ангеле Меркель повод использовать данное обстоятельство в политической игре. В определённом смысле она может сказать: «Я сама не вербую и вам не позволю».
Чем может быть продиктовано требование госпожи канцлер ко всем партнёрам сразу выдать их агентуру в Германии? Она прекрасно отдаёт себе отчет в том, что запрет агентурной деятельности иностранных государств не более эффективен, чем запрет проституции, которая, сколько её ни запрещай, существует повсеместно.
Понимает канцлер ФРГ и то, что в истории не было случаев добровольного раскрытия спецслужбами своих секретов за исключением передачи председателем КГБ СССР Вадимом Бакатиным схемы прослушивания посольства США в Москве. Однако это особый случай, проходящий по разряду предательства.
Поэтому замысел Берлина заключается вовсе не в очищении правительственных учреждений ФРГ от иностранных «кротов». Шаг, который немцы сейчас сделали, назревал давно, и вызван он тем, что германское руководство по-настоящему устало от высокомерной, подчас унижающей национальное достоинство немцев манеры американцев.
Немцы терпели переполненность американских дипломатических и недипломатических представительств в ФРГ шпионами, пока существовали две мировые системы. Им казалось, что эта бесчисленная рать защищает общие атлантические интересы, и на её активность закрывали глаза. До развала СССР в посольстве США в Бонне трудилось более тысячи человек, что превышало все установленные лимиты. При этом американская резидентура активно лезла в органы государственной власти ФРГ, а когда попадалась, это приводило к тихим, но яростным разборкам. Однако в целом немцы терпели.
Прошло ещё двадцать лет, и терпение закончилось. «Данная провокационная просьба доказывает, какое чувство разочарования испытывают немцы в связи с деятельностью иностранных спецслужб на территории ФРГ», - пишет Spiegel Online. И делает весьма важное дополнение: лишь в пользу США под видом дипломатов на территории Германии разведдеятельность ведут примерно 200 человек. В то же время другие резидентуры насчитывают всего по несколько человек. Следует отметить, что при этом в Берлине существует официальный представитель ЦРУ, которому предписано заниматься обменом разведывательной информацией с немецкими партнёрами. Однако, судя по тому, что немцы выдворили в июле сего года именно официального представителя, он явно перепутал свои функции и занимался негласной добычей информации, заодно управляя батальоном прикрытых дипломатическими должностями шпионов.
Ангела Меркель довольно точно охарактеризовала эту деятельность, заявив, что шпионаж против своих союзников является пустой тратой денег. Она сказала это по случаю выявления американских агентов в немецкой разведке и Министерстве обороны, но эти её слова лишь в небольшой мере отражают возмущение Берлина тем, как Вашингтон ведёт себя по отношению к своему немецкому союзнику.
Бессмысленная трата денег происходит от того, что стратегическое мышление правящих кругов США застряло на уровне конца 80-х – начала 90-х годов, когда они увидели шанс превратить весь мир в свой околоток. Только что этот уровень мышления продемонстрировал Барак Обама, заявивший в своем обращении к конгрессу, что «самая сильная страна в мире еще не всё в этом мире контролирует».
Немцы больше не хотят терпеть американского околоточного, который залезает под кровать к каждому гражданину ФРГ, контролирует каждый его телефонный звонок и пытается через свою агентуру управлять политикой немецкого государства. У немцев несколько иные представления о партнерстве. Тем более что авантюризм Вашингтона, собравшегося, кажется, произвести «иранизацию» России и «афганизацию» Украины, им всё больше не нравится. Они понимают, что приближающийся экономический коллапс Украины ударит по Европе, которая бездумно подыграла Соединённым Штатам в разжигании украинского кризиса. Европе, наряду с Россией, предстоит локализовать последствия украинской экономической катастрофы, чтобы она не вызвала эффект падающего домино. А для этого нужны очень и очень большие деньги, которых у Европы нет.
Требования немецкого правительства по поводу «зачистки» иностранной агентуры - это начало процесса освобождения Германии от неравноправных отношений с Соединёнными Штатами. То, что требования изложены в общей форме, указывает на желание немцев ударить и по Лондону, который прячется за «европейской» политикой Вашингтона.
По сути, Германия открывает новый этап в отношении европейцев к «атлантическому единству». Особенности этого этапа можно охарактеризовать старой русской поговоркой «Дружба дружбой, а табачок врозь». Требование, выдвинутое Берлином, является фитилём, который будет разгораться всё сильнее и может привести к взрыву давно заложенной бомбы. В рядах «атлантических партнёров» грядут большие перемены.
Источник: Дмитрий Седов, «Фонд Стратегической Культуры»