Под посольством Нидерландов в Киеве всю ночь горели свечи. В «Гидропарке» играла веселая музыка и смеялась подвыпившая молодежь. В Донецке два микрорайона в полном составе ночевали в подвалах домов. В Луганске хоронили убитых. В аэропорту Дели в отчаянии метались украинские граждане, чей рейс домой отменили из-за крушения лайнера. Фондовый рынок упал во всем мире. Цены на нефть выросли. Авиакомпания Malaysia Airlines предлагает до 70% скидок на билеты. Но, по мнению аналитиков, это уже не спасет ее от банкротства. Точно так же, как уже ничто не спасет окончательно испорченную репутацию Украины…
Вместо предисловия
События, способные пустить ход истории по иному сценарию, происходят раз в несколько десятилетий. И не всегда современники способны оценить их влияние на дальнейшее развитие событий.
Когда 28 июня 1914 года член сербской террористической организации "Молодая Босния" Гаврило Принцип убил на улице Сараево наследника австрийского трона, эрцгерцога Франца Фердинанда и его супругу Софию, он наверняка не знал, что провоцирует начало Первой мировой войны. Войны, которая длилась четыре года и радикально изменила политическую карту Европы и Ближнего Востока. Перестали существовать сразу четыре империи: Австро-Венгерская, Германская, Оттоманская и Российская.
Вице-адмирал Нагумо Тюити, отправивший 353 самолета бомбануть американские военные базы на острове Оаху воскресным утром 7 декабря 1941 года, получившие позднее известность под названием Перл-Харбор, ставил перед собой очень узкую цель. Он хотел нанести превентивный удар по США, чтобы они лезли в Бирму, Таиланд и другие азиатские территории. А вышло наоборот. США вступили во Вторую мировую войну и в ее финале – 6 и 9 августа 1945 года – нанесли два ядерных удара по Хиросиме и Нагасаки. Ну, чтобы оружие новое испытать и врага наказать. За Перл-Харбор.
Правда, на этом исторический поворот не закончился. Благодаря бомбам и капитуляции Япония начала активно работать и через несколько десятилетий превратилась в конкурента США и Европы в сфере высоких технологий и автомобилестроения.
Прошло много лет, и в сентябре 2001 года арабские камикадзе, врезавшиеся на самолетах в башни-близнецы и Пентагон, тоже развернули корабль истории. Все, начиная с роста популярности технологий, замещающих нефть, до отказа от программы звездных войн и смещения вектора милитаризации планеты к борьбе с терроризмом, произрастает из трагедии 11 сентября.
Хроника потерь
Момент, когда почти 300 тел упали с неба на землю в районе поселка Грабово Шахтерского района Донецкой области, также является поворотным, и не только для Украины.
Судя по всему, он может, во-первых, изменить целый ряд международных норм. Например, этических. Скажем, привести к введению табу на демонстрацию сцен насилия на экране (сценаристы Голливуда небось уже занервничали).
В этом смысле знаковым является один из возникших (их уже несколько) вокруг катастрофы громких скандалов. Репортаж канала SkyNews, во время которого корреспондент Колин Брейзер прямо перед камерой вытащил из открытого чемодана одного из пассажиров рейса MH17 ключи и зубную щетку, вызвал шквал критики со стороны профессионального сообщества. И хотя Колин Брейзер вместе со SkyNews уже принесли глубокие извинения, Запад продолжает сотрясать «этическая революция». Эксперт в области СМИ Джо Уотсон назвал действия репортера "самым ужасным моментом для журналистики за последние годы".
Второе последствие крушения самолета связано с обострением противоречий между развивающимися странами и развитыми. В этом плане характерны комментарии пользователей «Твиттера» из стран Азии, Индии и Китая, которые уже зафиксировали западные социологи. Они обращают внимание на то, что представители правоохранительных органов Нидерландов, США и Австралии получили неограниченный доступ к следствию. Два агента ФБР, эксперты американского совета национальной безопасности транспорта и другие делают, что хотят. А группа малазийских расследователей – основной пострадавшей стороны – оказалась в положении «бедных родственников». Им пока не удается даже связаться со своими коллегами, которые уже находятся на месте катастрофы. Аналитики полагают, что подобные «мелочи» способны вызвать новую волну протестов и террористических атак в мире против доминирования сильных держав и «вытирания ног» о более слабые.
Не осталась в стороне и экономика. В первую очередь, нанесен тяжелейший удар по отрасли авиаперевозок. Самолеты падают регулярно, по техническим причинам. Но сбивают их крайне редко. И мысль о том, что полеты подвержены такому риску, отбивает у многих охоту к путешествиям.
После 11 сентября обанкротились десятки авиакомпаний в мире. 150 авиакомпаний пережили сложные времена, были вынуждены пойти на слияние или закрытие. Последствия страха к перелетам отрасль пожинала почти 10 лет (!).
Велика вероятность, что список банкротов откроет неудачливая Malaysia Airlines. Вторая за год трагедия для компании (напомню, что в марте исчез еще один ее лайнер, и до сих пор неизвестно, что с ним произошло) обрушила ее акции на 18%. Всего с начала года акции компании подешевели на 37%.
Поскольку самым большим акционером авиалиний является правительство страны, это бьет и по бюджету Малайзии. В мае этого года Malaysia Airlines опубликовали данные за первый квартал 2014 года, согласно которым чистый убыток за этот период времени превысил $138 млн. Можно представить, как он вырастет после нынешней трагедии.
На фоне новостей о крушении самолета снижаются и акции других авиаперевозчиков. Так, акции Cathay Pacific Airways Ltd. потеряли сегодня в цене 1,4%, Air China – 1,3%. Накануне дешевели и акции почти всех американских авиакомпаний.
Вообще, падение акций по всем направлениям – это неизбежная составляющая ожидания новых санкций против России. Мир глобализирован, хорошо не будет никому. Акции и энергоносители в таких случаях являются основными барометрами.
Кстати, о нефти. На мировом рынке сейчас наблюдается рост ее стоимости. И хотя «освобожденная от гнета Каддафи» Ливия повысила добычу нефти до 555.000 баррелей в сутки, это не спасает ситуацию. В первую очередь потому, что порт Брега по-прежнему не работает: очень вовремя забастовали охранники. Ливия уже попросила Совет безопасности ООН помочь ей в охране объектов нефтяной инфраструктуры, нефтяных портов и гражданских аэропортов.
Цены, по мнению аналитиков, растут из-за опасений дефицита: если российские поставки будут ограничены, а запасы нефти в США, как стало известно, неожиданно резко снизились, а тут еще Китай – крупнейший потребитель топлива – показал заметный экономический рост в 7,5% во втором квартале, то нефти всем не хватит.
Россия может на этом выиграть, а может и проиграть. Рост цен на нефть бывает кратковременным, а вот последствия санкций, такие как прекращение финансирования многих совместных проектов, – долгоиграющими.
Но, учитывая, что самые крупные и массовые инвесторы в Украине – это русские, наши проблемы могут начаться на всех направлениях: от банковского рынка до мобильной связи. Ибо «враг» коварно внедрился повсюду. Вообще, тот факт, что основные потери от случившегося понесет наша страна и ее граждане, уже не вызывает никаких сомнений.
Имидж – все
Потери Украины от катастрофы самолета Malaysia Airlines можно разделить на репутационные и финансовые. Если коротко, то репутационные связаны с тем, что Украина всерьез и надолго потеряла свое лицо как цивилизованная территория, где проживают адекватные люди. А финансовые заключаются в том, что уважающие себе инвесторы не захотят иметь с нами дела. Да еще придется выплачивать компенсацию жертвам катастрофы. Если, конечно, те сумеют добиться выплат через международный суд. И тут важно правильно расставить акценты.
Пристальный анализ зарубежной прессы приводит к шокирующим для патриотов выводам. Как ни парадоксально, но мир отнесся к произошедшему с… пониманием. Пониманием того, что произошла трагическая, роковая ошибка. И никто не собирался сбивать гражданский лайнер с тремя сотнями пассажиров на борту.
Крайне знаковую фразу сказал в этом смысле Франсуа Жере (известный историк, основатель и президент Французского института стратегического анализа IFAS). В статье французского издания Atlantico анализировались разные случаи в истории, когда летевшие над зоной конфликта самолеты сбивали по ошибке. Под конец журналист задал Жере вопрос:
– Как это соотносится с правилами войны?
– Во время войны сбивают все, особенно военные транспортники. Цель – убить врага. Никаких других правил тут нет, – спокойно ответил Франсуа Жере.
Удивлены? Зря. Нужно четко понимать, с какой позиции смотрит на происходящее в Украине мировая общественность. Как на драку двух котов. Какой кот лучше, какой прав – никто не вникает. Вот и отношение к помощи России к повстанцам Донбасса на уровне обывателей такое же: ну, помогают они своим «котам». Что тут удивительного?
Кстати, в Малайзии тоже есть сепаратисты. Недавно они пытались отвоевать какой-то остров, кажется, Борнео. Против них послали армию. Были погибшие. Что же, войны без жертв не бывает.
Специалисты в области контент-анализа говорят, что отношение западных обывателей к сепаратистам в развивающихся странах всегда стихийно. Когда они сжигают деревню где-нибудь в Африке, телезритель из Гамбурга принимает сторону центрального правительства. Когда армейцы убивают и пытают борцов за свободу какой-то территории, европейские борцы за права человека начинают обвинять регулярную армию в том, что она уничтожает свой народ.
Именно поэтому средства массовой информации Запада уже третий день заняты вопросом не кто сбил малазийский Боинг, а каково состояние останков погибших в катастрофе. После интервью государственного секретаря США Джона Керри телеканалу CNN, где Керри произнес фразу, что «пьяные сепаратисты бесцеремонно бросают останки погибших на грузовики», со всех сторон посыпались сообщения о том, что жители Украины занимаются мародерством.
И тут не важно, кто именно это делает: сторонники ДНР, патриоты единой Украины, аполитические местные алкоголики или алчные псевдоволонтеры. Все эти детали мир не интересуют. Если бы шотландцы рылись к карманах погибших пассажиров рейса Pan American, взорванного над Локерби в декабре 1988 года, то никто бы не разбирался – они за союз с Британией или против. Шотландцам бы просто перестали пожимать руки.
Судя по всему, позитивный имидж Украины, который мы с огромным трудом заработали за счет Евро-2012, и сострадательный интерес, возникший после репортажей с Майдана, испорчен навсегда. Вне зависимости от исхода АТО и результатов расследования. Несколько душераздирающих телевизионных картинок резко изменили отношение к нашей территории и населению.
Более того, мне почему-то кажется, что и с перспективами евроинтеграции могут начаться осложнения. Если простые украинские люди способны растаскивать на металлолом части упавшего самолета, воровать кредитки жертв и снимать с оторванных от тела рук часы, то место ли им в Европе? Стоит ли парламентам стран ЕС ратифицировать соглашение об ассоциации с такой страной? Отменять визы для таких зверей? И вообще, считать их за европейцев?
Кто-то скажет: мол, а бедные ливанские крестьяне не раздевали убитых генералов? Раздевали. Но Ливию никто не ждет в Евросоюзе. Это другой мир. Точно так же можно сказать, что турецкие военные огнем и мечом выжигали вооруженное сопротивление курдов. Но местному населению не приходило в голову сдавать на металлолом части сгоревшей техники со следами крови. У нас же металлоломный бизнес просто воскрес с началом АТО.
Максимальный уровень предложения зафиксировали вскоре после крушения 14 июля в Луганской области военно-транспортного самолета Ан-26. После этого в соцсетях появилась информация, что груз (а самолет перевозил воду и продукты питания) разобрали мародеры, и у некоторых особо «спрытных» и, что важно, абсолютно аполитичных граждан сараи забиты упаковками с консервами под самый потолок.
Понятно, что война – это не бродвейский мюзикл. И людям надо выживать в тяжелых бытовых условиях. Вне зависимости от того, сторонники они ДНР, ЛНР, единой Украины или мирового правительства масонов. Но психология западного обывателя такова, что он не задумывается, насколько был голоден людоед, скушавший печень врага. Он просто отмечает, что людоед – это дикарь. И в Украине тоже живут дикари.
На фоне всех этих глобальных проблем мы как-то забыли о частных неприятностях наших людей, застрявших в разных аэропортах мира. Недавно моя знакомая не могла добраться из Дели в Киев, поскольку арабские авиалинии отменили рейс, опасаясь новых терактов. А западные авиакомпании украинских пассажиров на борт не брали, ибо у тех не было виз для пересадки в европейских аэропортах. Многие люди оказались в трудном положении: без денег на билеты, даже без мобильной связи, и, разумеется, без помощи консульства. Пассажиров вывезли… в Москву. А оттуда им пришлось самим добираться до Киева, одалживая деньги на билеты.
В это время из-за отмены рейсов из Киева многие не смогли добраться на отдых. Пропали заранее купленные путевки и авиабилеты. Кто-то скажет, дескать, нечего путешествовать во время войны. Может, они и правы. Нужно сидеть дома и ждать, пока на голову упадут бомбы. Но тогда пора определиться: мы воюем или просто живем? Ибо именно тогда, когда страна существует в параллельном режиме, возникают подобные трагедии с ошибочно сбитыми самолетами.
P.S. А дискотеку в «Гидропарке» я бы в эти трагические дни прикрыл. И, кстати, почему у нас не объявили траур? Ни по самолету, ни по погибшим в Луганске, ни по «жертвам» разных «котлов»? По-моему, это было бы по-человечески. Хотя…
Источник: Артем Бобров, «Версии»