С конца 1980-х годов слово «приватизация» нам навязывали в качестве синонима таких понятий, как повышение эффективности, модернизация производства, повышение качества продукции, повышение оплаты труда сотрудников предприятий. Впрочем, население, столкнувшись с реальными, а не рекламируемыми переменами на приватизируемых предприятиях, очень быстро поняло, что приватизация по-украински приводит к обогащению только новых собственников предприятий. А очередной виток приватизации означает лишь одно: у государства опять кончились деньги, и оно пытается за бесценок продать то, что нельзя продавать ни при каких условиях. Поскольку всё, что можно было продавать, уже давным-давно ушло из всенародной собственности. Ещё в 1990-е.
Сам факт начавшегося краха экономики страны подталкивает украинские власти действовать решительно. 1 мая 2014 года общий государственный долг достиг суммы $65,217 млрд., из которых 56,5% составляет внешний долг, а остальное – внутренние задолженности государства. 82% из $36,857 млрд. внешних долгов Киева причитается США, 6,5% России, 4,3% Китаю и 3,2% странам Евросоюза. То есть официальная статистика Украины даётся без учёта требований России на 16 млрд.
Ситуация обострилась и другим фактором: на конец марта (то есть без учёта перехода Крыма под российскую юрисдикцию) численность экономически активного населения Украины сократилась до 20 237,4 тысячи человек, всего на 17 тысяч превысив исторический минимум 2010 года. При этом долг каждого жителя страны составил 3222,59 долл. Причём данные суммы категорически устарели из-за утраты Крыма и Севастополя, тысяч погибших в ходе карательной операции на Востоке Украины и сотен тысяч беженцев в Россию, многие из которых не хотят возвращаться на Украину. То есть реально численность экономически активного населения страны вряд ли существенно превышает 18 миллионов человек.
Под давлением предоставившего первый транш кредита Международного валютного фонда украинские власти заморозили рост зарплат и пенсий, резко подняли цены на коммунальные услуги, полностью отказались от закупок российского газа. Пётр Порошенко даже объявил об отказе от финансирования науки (за исключением создаваемого НИИ Украиноведения). При этом огромные суммы тратятся на проведение карательной операции против Донбасса, многие предприятия которого разрушены или серьёзно повреждены в результате артиллерийских обстрелов и авианалётов. По инициативе секретаря СНБО Андрея Парубия начат процесс разрыва экономических связей с Россией, что давало около 30% объёма внешней торговли Украины, и отказа от договорной базы СНГ (включая участие в зоне свободной торговли), грозящего резким падением экспорта в остальные государства постсоветского пространства. Кроме того, заметим, именно в зоне карательной операции сосредоточено большинство экспортно ориентированных производственных мощностей, уже сегодня испытывающих огромные сложности с поставками произведённой продукции.
По прогнозам международных рейтинговых агентств и финансовых учреждений даже без учёта разрушений, произведённых украинской авиацией и артиллерией, падение ВВП Украины может составить в 2014 году 10%. Курс национальной валюты уже упал на треть при неизменных гривневых доходах населения и продолжающемся росте цен. Только на обслуживание долгов Украина должна в этом году потратить 40% ВВП.
Поскольку таких денег Украине просто негде взять, правительство Арсения Яценюка анонсировало «самую масштабную приватизацию за все 20 лет», от которой планирует получить около 29 млрд. долл.
Львиную долю, 13 млрд., Яценюк намеревается получить с продажи 50% акций «Укрнафты» и 75% акций «Турбоатома». Кроме того, должны быть проданы пакеты в 25% акций «Днепроэнерго», «Днепроблэнерго», «Киевэнерго», «Западэнерго», «Донецкооблэнерго», «Донбассэнегро», «Винницаоблэнерго», «Закарпатьеоблэнерго», «Сумыоблэнерго». Также предлагается продать госпакеты акций шахты им. Засядько (16,2%), «Комсомольское рудоуправление» (0,3%) и «Львовской угольной компании» (37,6%). Будут выставлены на продажу пакеты акций других энергетических предприятий: «Николаевоблэнерго» (70%), «Запорожьеоблэнерго» (60,25%), «Харьковоблэнерго» (65%) и «Тернопольоблэнерго» (50,99%), а также ТЭЦ в Херсоне, Одессе и Николаеве.
Столь серьёзный удар по украинской энергетике преследует не только внутриполитические цели (например, значительной долей во многих перечисленных предприятиях владеет Ринат Ахметов) давления на отдельных олигархов или «выражения благодарности» «своим людям», как приватизация «Укрнафты», на 42% контролируемой Игорем Коломойским.
Этот шаг отлично вписывается в обязательства, проистекающие из экономической части соглашения с ЕС, обязывающие Украину допустить иностранных инвесторов на рынок производства и распределения электроэнергии. При этом государство, получавшее серьёзную прибыль от экспорта электричества, за счёт этой прибыли компенсировало расходы на поддержание цены на киловатт-часы для населения. Отказ от чего и выравнивание внутренних цен с европейскими, собственно, также предусмотрен упомянутым соглашением.
Таким образом, правительство убивает сразу двух зайцев: обеспечивает приток денег за счёт продажи лакомых, очень прибыльных кусочков экономики и снижение расходов на компенсацию населению стоимости электричества. То есть перекладывает свои затраты на карман и без того стремительно нищающего населения.
Сомневаться в том, что европейские энергетические компании с удовольствием приобретут перечисленные предприятия, можно лишь в случае продолжения и распространения гражданской войны на всю территорию Украины. По крайней мере, опыт восточноевропейских государств, вступивших в Евросоюз, говорит о том, что их энергетика и энергораспределение в первую очередь перешли в руки иностранцев.
Уникальный, единственный в Европе производитель губчатого титана Запорожский титано-магниевый комбинат давно интересует ещё одного финансиста майдана – Дмитрия Фирташа. Благодарность за предоставление финансовой помощи в организации государственного переворота в виде 51% акций комбината и почти 100% «Сумыхимпрома», как вы понимаете, будет просто королевской. Впрочем, как и 99,5% акций Одесского припортового завода, давно интересующего Игоря Коломойского.
Ещё одним «яблоком раздора» с Ахметовым может стать мариупольский «Азовмаш», реконструкцию которого совместно с Эдуардом Прутником и Александром Савченко ведёт самый богатый человек Украины. Впрочем, вложение денег в данное предприятие маловероятно из-за того, что Мариуполь в 2014 году уже неоднократно становился центром внимания СМИ из-за зверств украинских карателей. Малоликвидны развалины бердянского завода «Прилив» и шосткинская «Свема», вся ценность которых заключается в земельных участках.
Любопытна интрига с «Турбоатомом», на который уже длительное время претендует российский бизнесмен Константин Григоришин, владеющий 15% акций предприятия через кипрскую офшорную компанию. Продажа прибыльного гиганта турбиностроения может затеваться как с целью стимулирования его инвестиций, так и выдавливания с Украины. При этом «Турбоатом» выполняет ряд заказов для строящихся российских электростанций и может быть использован в качестве рычага давления на Москву.
Часть выставляемых на продажу предприятий будет очень сложно реализовать из-за того, что они расположены в зоне проведения карательной операции. Это и энергетические предприятия, и «Комсомольское рудоуправление», и шахта им. Засядько, входящая в сферу влияния видного регионала Ефима Звягильского. Вкладывать деньги в активы, расположенные в зоне боевых действий, вряд ли кто-то рискнёт. В отличие от 100% акций киевского помпезного «Президент-отеля» или «Укрспирта», окончательное решение о приватизации которого ещё будет рассматриваться на заседании Кабмина.
Но самыми феерическими лотами приватизации являются крымские предприятия, национализированные после объявления о независимости Крыма и перехода его под российскую юрисдикцию. Это 25% «Крымэнерго», 37,23% «Крымтеплоэнергоцентрали» и 36% племенного завода «Крымский».
Как показывает опыт, все предыдущие планы приватизации на Украине никогда не выполнялись на 100%. Уже понятно, что и детище Яценюка постигнет та же самая участь, причины чего мы уже назвали. Но сам факт существования столь масштабного плана говорит о том, что власть, пришедшая в результате госпереворота, довела страну до такого состояния, что готова продать что угодно и с какими угодно последствиями для населения. Лишь бы ещё хоть чуть-чуть продержаться и не быть сметённой разъярённым от безысходности, голодным и замерзающим народом.
Источник: Александр Москаль, «Одна Родина»