Тем не менее полностью Бреттон-Вудс из современной жизни не исчез. На конференции 1944 года были созданы Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный валютный фонд (МВФ). Они уже давно испытывают в своей деятельности серьезные проблемы, а для МВФ это даже кризис. И вот в момент 70-летия Бреттон-Вудской конференции по указанным международным финансовым институтам был нанесен еще один чувствительный удар, последствия которого пока трудно просчитать. Удар исходил из не менее красивого и живописного, чем Бреттон-Вудс, места - курортного города Форталеза в Бразилии.
Главным вопросом повестки дня VI cаммита стран БРИКС стало принятие решений о создании двух новых международных финансовых организаций - Банка развития и Фонда валютных резервов. Вопрос о создании этих организаций готовился давно, к саммиту в Бразилии все разногласия были преодолены, и в Форталезе происходило лишь протокольное мероприятие по подписанию документов. Официальное название создаваемых институтов – Новый банк развития и Пул условных валют. В СМИ им нередко дают более простое название - Банк БРИКС и Фонд БРИКС…
Банк БРИКС станет одним из крупнейших многосторонних банков развития в мире. Страны БРИКС условились об объеме разрешенного капитала банка в 100 млрд. долларов, распределенный капитал - 50 млрд. долларов, оплаченный - 10 млрд. долларов. Банк отрыт для принятия новых участников из числа членов ООН, но доля БРИКС не должна опускаться ниже 55%. То есть контрольный пакет всегда будет находиться в руках пяти стран-учредительниц. Формирование оплаченной части капитала должно завершиться в течение нескольких лет. Распределенный и оплаченный капиталы распределяются в равных долях между странами-членами БРИКС, каждая из них имеет равные права в управлении.
Россия, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР выделят по 10 человек, которые составят профессиональный костяк Банка развития. Предполагается, что штаб-квартира банка будет располагаться в Шанхае (КНР). Все решения будут приниматься специальным большинством при поддержке четырех из пяти представителей государств БРИКС или двух третей голосов (в случае расширения состава членов). Заработать банк может уже в 2015 году. Предполагается, что банк будет финансировать инфраструктурные проекты стран-участниц. Одним из первых проектов может стать строительство сети наземных станций для системы ГЛОНАСС. Размещение наземных станций на территории стран БРИКС сделает систему ГЛОНАСС более надежной и конкурентоспособной. БРИКС располагает уникальным геостационарным преимуществом: страны-участницы расположены на четырех континентах.
Теперь о Пуле условных валют. Идея создания Пула валютных резервов БРИКС впервые была высказана на встрече лидеров стран БРИКС в Лос-Кабосе в июне 2012 года. На пленарном заседании саммита в Бразилии выступил президент России В.Путин, который сообщил, что кроме Банка развития стран БРИКС подписан документ о создании Пула условных валют и что размер этого пула - еще 100 млрд. долл. Пул создается для возможной защиты от рисков на мировых финансовых рынках. Иначе говоря, для выравнивания платежных балансов в результате их резких изменений путем выдачи на возвратной основе тех иных валют. В.Путин заявил, что его беспокоит «политика западных государств, которая в последнее время не отличается продуманностью и долгосрочным видением перспектив».
Если между Новым банком развития и Всемирным банком много схожего, то Фонд БРИКС нельзя буквально сравнивать с Международным валютным фондом. МВФ – международная финансовая организация со своим капиталом, штаб-квартирой, уставом. Фонд БРИКС – лишь механизм, который не предполагает на данном этапе создания штаб-квартиры. Пул является условным — это значит, что резервные активы стран-участниц пула не используются до того момента, как решение об удовлетворении заявки страны-участницы будет принято постоянным комитетом пула, в который будут входить представители всех пяти стран-членов БРИКС. Координирующую роль по управлению ресурсами пула будут играть центральные банки стран-участниц. Если в Новом банке развития доли стран-членов БРИКС одинаковы, то в Фонде БРИКС главным донором будет Китай. Достигнута договоренность о том, что Китай внесет в фонд 41 млрд. долл., Бразилия, Индия и Россия по 18 млрд. долл., ЮАР - 5 млрд. долл. Предоставлять деньги из фонда нуждающейся стране будут с учетом национального коэффициента, или так называемого мультипликатора. Для Китая мультипликатор составит 0,5. То есть Китай в случае необходимости может получить из фонда не 41 млрд. долл., а половину. Для ЮАР мультипликатор равен двум, для остальных стран – единице. Средства фонда будут складываться из золотовалютных резервов стран-членов. Пока в Бразилии подписано лишь рамочное соглашение. Рабочее соглашение прямого действия будет заключено позднее между центральными банками стран-членов.
Оценивая решения, принятые на саммите в Бразилии, некоторые мировые СМИ сравнивают их с решениями Бреттон-Вудской конференции 1944 года. Наверное, это некоторое преувеличение. Трудно сейчас предсказать, насколько последовательно страны БРИКС будут выполнять принятые в Бразилии решения. Неизвестна пока реакция Запада на эти решения. Реакция может быть как положительной, так и отрицательной, агрессивной. По нашему мнению, решение о создании Пула условных валют было очередным сигналом Западу, прежде всего Вашингтону. Сигнал, цель которого - сдвинуть процесс реформирования Международного валютного фонда с мертвой точки. Как известно, в 2010 году страны-члены МВФ приняли решение о корректировке квот фонда, уже четырнадцатой с момента образования этой организации. Решение предусматривало корректировку долей стран в капитале и голосах с учетом изменения их экономических позиций в мире. Кроме того, предусматривалось удвоение капитала фонда. Наконец, была достигнута договоренность, что следующая, пятнадцатая, корректировка будет проводиться на основе новой формулы, которая более объективно учитывает позиции стран-членов в мировой экономике. Нынешняя формула переоценивает удельный вес стран Запада и недооценивает соответствующие показатели развивающихся стран, в том числе стран БРИКС. Все страны уже ратифицировали положения четырнадцатой корректировки. За исключением одной страны – США. Вашингтон заблокировал процесс реформирования МВФ, опасаясь, что реализация решений, принятых в 2010 году, приведет к утрате контроля над фондом со стороны Соединенных Штатов (у них пока сохраняется блокирующий пакет, который составляет 15%; доля США в капитале на данный момент около 17%). Многие американские конгрессмены задают вопрос: зачем нам ратифицировать 14-ю корректировку, если не сегодня-завтра мы может утратить контроль над фондом? Ведь Вашингтону при этом придется перечислить в фонд более 60 млрд. долл. Президент Б. Обама пытается продавить ратификацию, потому что без этого фонд не сможет выделить средства Украине. Вместе с тем ратификация усилит позиции стран БРИКС и их союзников в МВФ. При этом все прекрасно понимают связь между проблемой реформирования МВФ и событиями на Украине, хотя последствия ратификации разные группы американских политиков просчитывают по-разному.
Решение в Форталезе о создании Фонда БРИКС, повторяем, - это сигнал Вашингтону: скорее ратифицируйте 14-ю корректировку квот МВФ; в противном случае мы перейдем к созданию действительно альтернативного валютного фонда, причем в его состав войдут не только страны БРИКС, есть немало других желающих. Например, Аргентина.
Источник: Валентин КАТАСОНОВ, «Фонд Стратегической Культуры»