Какой солдат не хочет стать генералом? Какой министр не мечтает о лаврах автора эпохальной реформы? Не удивительно, что каждое правительство у нас начинало и (пардон) кончало Налоговым кодексом. И так продолжалось до тех пор, пока в 2010 году этот кодекс не продавили через предпринимательский майдан. На четыре года наступило реформаторское затишье. Но не может нынешний Кабмин не войти (влипнуть) в историю. В стране война, кризис, инвестиций нет. А Минэкономики и Минфин предлагают снова резко поменять правила игры. И что самое забавное – среди исполнителей мы видим знакомые лица «чиновников на все времена»…
Просто официоз
Как сообщают информационные агентства, Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ), в рамках подготовки реформы налогового законодательства предложило правительству в качестве базовой концепции реформ сокращение количества налогов до восьми, а также снижение ставок ряда налогов, в том числе налога на добавленную стоимость – до 17%.
Проект концепции налоговой реформы обнародован на сайте Минэкономразвития. Согласно ему, в Украине следует оставить в качестве базовых такие налоги: на прибыль, на добавленную стоимость, акцизный налог, ресурсный налог, налог на доходы физических лиц, налог на имущество, фиксированный сельскохозяйственный налог и единый налог, который платят предприниматели по упрощенной системе налогообложения. Все остальные налоги, включая туристический сбор, экологический налог, плату за пользование землей и водой, специальные надбавки и сборы, государственные пошлины, предлагается упразднить как неэффективные.
Кроме того, Минэкономразвития предлагает реформировать налог на добавленную стоимость, а именно – ввести дифференцированную ставку 7% и 17% вместо действующей сейчас единой ставки в 20%. Ставку НДС в 7% предлагается применять к субъектам предпринимательства, занятым в сфере производства, добычи полезных ископаемых и в оптовой торговле. Ставка в 17% предполагается для предприятий розничной торговли.
Также Минэкономразвития предлагает ввести практику НДС-счетов для проведения расчетов с бюджетом. Как отмечается, предложенные инициативы позволят сделать процесс бюджетных расчетов прозрачным, снизить цены в среднем на 2,5%, увеличить оборотные средства добывающих предприятий в среднем на 12% и дополнительно обеспечить порядка 70 млрд. грн. бюджетных поступлений за счет ликвидации теневых схем.
В части реформирования единого социального взноса (ЕСВ) на общеобязательное социальное страхование предложено снизить ставку ЕСВ до 18%. И организовать единый Фонд социальный защиты вместо существующих сегодня нескольких фондов.
Экспертное мнение
Экономист Алексей Романов отмечает на своей странице в Facebook, что заявленное сокращение количества налогов с 22 до 8 – это формальность. Нынешние 8 налогов на природные ресурсы (экологический налог, плата за землю, сборы за пользование радиочастотами, водой, лесными ресурсами и т.п.) получили одно название – "ресурсный налог".
Декларируется, что останутся единый и фиксированный сельхозналоги. Однако при этом умалчивается, что согласно ст. 353 Соглашения с ЕС и приложению 28 к нему в течение 5 лет после вступления в силу Соглашения Украина обязалась привести свое налоговое законодательство в соответствие с требованиями Директивы ЕС "О НДС" № 2006/112/ЄС.
Согласно ст. 285 этой Директивы от НДС могут освобождаться субъекты с годовым оборотом в 5000 евро.
Сейчас размер годовой выручки для единоналожников – от 150 тыс. для одной группы до 20 млн. для 5-6 групп. При этих оборотах они имеют право не платить НДС.
То есть условия работы единоналожников в связи со вступлением в силу соглашения с ЕС, скорее всего, ухудшатся. Минэкономразвития в своей Концепции об этом не говорит.
Еще новшество: Минэкономразвития предлагает возврат к идее спецсчетов по НДС. Это старая идея Азарова, которую так и не удалось реализовать. А ставка НДС будет 7% для операций между плательщиками НДС и 17 % – для продаж неплательщикам, т.е. в рознице. Получается некий гибрид НДС с налогом с оборота. Причем налог с оборота – 10% (в розничных продажах) Как за этим следить, непонятно. Думаю, ничего не получится.
Из хорошего: единый социальный взнос (ЕСВ) хотят уменьшить с 36,7% до 18%. Этот ЕСВ платится работодателями из зарплаты. Еще из зарплат платится "подоходный налог" НДФЛ по ставкам 15-17%. В сумме это даст 33-35%, что намного лучше нынешних безумных 55%, из-за которых и существуют зарплаты в конвертах, «обналы» и прочая коррупция.
Действующие лица и исполнители
Если верить некоторым публикациям в прессе, которые подтверждают наши источники в Кабмине, основной мозговой центр фискального реформирования находится не в МЭРТ, а в Минфине и уже официально подчиненной ему налоговой службе Украины. При этом налоговые реформы в Министерстве финансов курирует заместитель министра – Денис Фудашкин. Личность достаточно примечательная.
Может, кто-то из читателей помнит скандал образца 2010 года, когда во время нелегальных автогонок в Киеве разбился высокопоставленный чиновник – глава департамента финансовой политики Министерства экономического развития и торговли Сергей Чекашкин. В личном автопарке скромного чиновника, который был активным участником и организатором уличных гонок, кроме Dodge Viper SRT10 (около $160 тыс.), на котором он и разбился, были еще несколько спортивных авто (Ford Mustang GT, Ford Mustang, Jeep Grand Cherokee SRT8 Hennesy, Nissan GT-R), а также несколько спортивных мотоциклов.
В ведомстве, где работал покойный Чекашкин, его воспринимали не иначе, как составную часть тандема Чекашкин–Фудашкин. Причем такое мнение установилось с тех пор, как в середине 90-х годов молодых людей привели к тогдашнему министру финансов Виктору Пинзенику, создававшему партию «Реформы и порядок» для «координации денежных и оргвопросов».
С тех пор Чекашкин с Фудашкиным всегда занимались очень важными государственными делами: зачетами векселей через Минфин, выплатами по облигациям, возмещением НДС. Как известно, особенность украинских облигаций в том, что купить их легко, а получить выплаты – трудно. С векселями такая же проблема. О возмещении НДС я уже молчу. Пикантная это сфера. В чем Фудашкин, по слухам, убедился на личном опыте, когда на целый год попал под колпак «антинародных спецслужб». Но, говорят знающие люди, специалисты такого уровня на дороге не валяются.
Поэтому теперь Денис Фудашкин снова на белом коне. Выполняет важнейшую государственную миссию по перекраиванию налогового пространства. Зачем? Ну, как зачем? Просто так. Чтобы бизнесу скучно не было. Чтобы лоббистские предпринимательские организации, заинтересованные в благоприятном исходе налоговой реформы для их конкретного сектора, сдавали свои предложения. Желательно в коробках из-под ксерокса. Или в других традиционных упаковках.
А интерес к реформе у реального сектора колоссальный. Недавно Фудашкин собирал у себя аграриев. Обсуждал с ними вопросы ликвидации льгот. Аграрии пытались доказать, что АПК вообще и экспорт зерна в частности – это базовый локомотив, который тянет экономику Украины. А в тот момент, когда доблестные войска АТО с одной стороны и сепаратисты с другой разнесут к чертям собачьим мощнейшие металлургический комплекс Донбасса, зерно и вовсе останется единственным источником крупных валютных поступлений в бюджет.
Но, как рассказал один из участников переговоров, генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа, чиновники не склонны к компромиссу, и все озвученные Фудашкиным предложения сводились к форме отмены льгот. Аргументы, что это приведет к утрате позиций украинских аграриев не только на внешних рынках, но даже на внутреннем (в условиях открытия этого рынка для товаров из ЕС), его не впечатлили. Видимо, в следующий раз придется-таки складывать замечания и предложения в коробки. Те самые. Из-под ксерокса.
Минута славы
Несмотря на то, что фактически налоговая реформа вызревает в недрах Минфина, ее идейным вдохновителем является руководство Минэкономразвития. Именно руководство этого ведомства мечтает о славе создателей принципиально нового правового пространства в сфере налогообложения. Говорят, все дело в том, что министру Павлу Шеремете не дают покоя лавры реформаторов современности: Людвига Эрхарда, Лешека Бальцеровича, Вацлава Клауса и других.
Надо сказать, что Шеремета давно идет к своей минуте славы. Одним из первых украинцев, еще в 1995 году, он получил степень МВА в бизнес-школе Университета Эмори. Потом учился в Гарвардской бизнес-школе, Институте Стратегии Голубого Океана, Международной Китайско-Европейской бизнес-школе, а также Центре развития лидерства Дж. Уелша в GE. Правда, у него есть один существенный минус – он ни дня не работал в системе исполнительной власти. Поэтому с трудом привыкает к мысли, что министр должен подмахивать «фишки», а не читать подчиненным лекции о мировой экономике.
Но, как говорится, каков поп, таков и приход. Чиновничество – это порода особо гибких людей. В том числе и умственно. Им не привыкать подстраиваться под запросы начальников. И если начальник хочет, чтобы «Концепция реформирования налоговой системы» напоминала рефераты студентов Киево-Могилянской бизнес-школы, то она и… напоминает.
Документ пронизан замечательными пассажами о гармонизации, устойчивом экономическом развитии, гармонизации интересов. От него веет европейским спокойствием и добрыми намерениями.
При этом совершенно неясно, что будет с самым массовым украинским налогом – единым. Тем самым, за который стоял налоговый майдан. Ведь именно благодаря возможностям регистрироваться ФОП и платить фиксированные налоги в стране еще сохраняются хотя бы минимальные признаки легальной экономики. Если это отменят, то почти весь малый бизнес автоматически перейдет в тень. И выковырять его из этой тени не сможет никакая фискальная полиция, Нацгвардия и расстрельная рота вместе взятые.
Источник: Егор Смирнов, «Версии»