«Верните Крым, тогда мы расплатимся с газовыми долгами» — такую позицию недавно посоветовал занять Д. Фирташ киевской власти на переговорах с Москвой. Олигарх не поддержал майдан гласно, заняв скорее нейтральную позицию. Но есть моменты, когда даже нейтралитет может быть неоценим. В особенности, когда твой бизнес-партнёр возглавляет администрацию президента (С. Лёвочкин был главой АП с 25.02.2010 до 17.01.2014).
Однако ни советы хунте, ни фактическая поддержка П. Порошенко, победившего на майских выборах, пока не приносят плодов. 5 июня стало известно о том, что временное правительство отказало Фирташу в продлении сроков аренды Иршанского и Вольногорского ГОКов. Эти активы критически важны для титановой империи бизнесмена, поскольку обеспечивают сырьём ЗТМК и «Крымский титан». О двукратном увеличении производства на этих предприятиях до 2017 года без сырьевых активов тем более можно забыть.
1. По соглашению аренды 5 июня было последней датой для отказа её продления.
2. Дата попала в период межвременья: процедура инаугурации П. Порошенко ещё не проведена, новое правительство не сформировано. Соратники Ю. Тимошенко, питающей к Фирташу особую форму ненависти, используют последние дни у власти, чтобы расквитаться по всем счетам.
Однако списать всё только на ненависть было бы слишком недальновидно.
Частно-государственная кооперация, которая не состоялась
Создание холдинга Д. Фирташ планировал завершить в ближайшие пару лет. Осенью 2013-го в его собственность перешёл ЗТМК, годом ранее был приобретён «Крымский титан». На февраль 2014 г. была запланирована приватизация завода «Сумыхимпром». С учётом того, что как минимум половину долгов предприятия контролируют структуры Д. Фирташа, этот актив также достался бы ему. Арендуемые ГОКи в перспективе тоже должны были перейти в собственность бизнесмена — при предпродажной оценке учитываются инвестиции, внесённые (или якобы внесённые) арендатором.
Планы были грандиозными:
1. Вложить в активы 2,5–2,7 млрд долл. за пять лет.
2. Увеличить производство на ЗТМК в 4 раза (до 200 тыс. т титанового шлака и 50 тыс. т титановой губки).
3. Увеличить производство диоксида титана на «Крымском титане» как минимум в 2 раза (до 240 тыс. т).
4. Увеличить производство диоксида титана на «Сумыхимпроме» в 4 раза (до 160 тыс. т).
5. Удлинить производственную цепочку, начав выпуск титановых слитков и слябов.
Базой для нового производства должен был стать тот же ЗТМК, а также итальянский Tifast S.r.l., 38% акций которого принадлежит Фирташу.
Титановая промышленность Украины — наследие УССР, поэтому логично, что между украинскими и российскими активами существуют кооперационные связи. Титановый холдинг Фирташа до последнего времени был стратегическим партнёром российской ВСМПО-Ависма, поставляя ей ильменитовую руду с упомянутых выше ГОКов, а также полуфабрикат — губку и шлак. Российские производители в свою очередь поставляли титановый прокат для украинских авиастроителей. Неслучайно одним из пунктов т.н. Московских соглашений (декабрь 2013 г.) было совместное производство 80 самолётов Ан-124 «Руслан». Очевидно, что эти планы были гораздо более грандиозными, нежели задумка Фирташа.
Поэтому совершенно неудивительно, что и первая, и вторая задумка последовательно разрушается одними и теми же людьми — украинским временным правительством (которое, возможно, уже перестанет существовать к моменту выхода этой статьи). Однако им хватило времени, чтобы выполнить свою поганую историческую миссию.
Вмешательство «высших сил»
Напомню, в марте этого года Д. Фирташ неожиданно был арестован в Австрии по запросу ФБР, а затем был отпущен под залог. Вопрос с его выдачей американским властям решается. Впрочем, вряд ли его действительно выдадут США (а сами США вряд ли так уж жаждут его выдачи). Скорее всего, всё было затеяно с одной целью — притормозить не в меру активного бизнесмена.
Официально США обвинили Фирташа в том, что он в лохматом 2006 году участвовал в некоем инвестиционном проекте в Индии. И якобы был замешан в даче взятки. Что за инвестпроект такой, какая отрасль — непонятно. Однако обратимся к недавнему интервью Б. Краснянского (управляющий директор Group DF):
«Индия, с одной стороны, — это колоссальный рынок, в том числе для продукции нашей химической отрасли. С другой стороны, в Индии, к примеру, есть колоссальные запасы ильменита, сырья для титановой отрасли. Хотя бы эти два фактора делают Индию интересным регионом для нас».
Далее Краснянский жалуется, что интерес тормозится особенностями бизнеса в Индии: «…вопросы там решаются медленно, исключительно вязко».
Иными словами, понятно, в какой именно инвестпроект Д. Фирташ пытался вмешаться в Индии.
Неизвестно, замешан ли он в том, в чём его обвиняют, однако, судя по активности США, он явно перешёл кому-то дорогу. Скорее всего — американской DuPont, контролирующей в т.ч. 20% мирового производства двуокиси титана (производство которого Д. Фирташ планировал удвоить на «Крымском титане» и «Сумыхимпроме», доведя свою совокупную долю в мировом производстве примерно до 5–6%).
Украинское временное правительство слёту приняло пас своих заокеанских друзей. В начале апреля 2014 г. хозяйственный суд Днепропетровской области аннулировал договор аренды земли, на которой ВСМПО-Ависма добывала руду для своего Демуринского ГОКа. Теперь же, с весьма вероятной потерей Фирташем Иршанского и Вольногорского ГОКов вследствие окончания срока их аренды, поставки украинского сырья в Россию серьёзно снизятся. У Фирташа, конечно, остаются ещё два добывающих актива (Междуреченский ГОК, «Валки-Ильменит»), но нет гарантии, что он не потеряет и их. Тот же Междуреченский ГОК Фирташ смог запустить только через два года после окончания строительства, в 2010 году, когда правительство Тимошенко было отправлено в отставку. А строительство нового титанового карьера в прошлом году начать так и не смог: протесты местного населения, организованные при поддержке одного из соратников Тимошенко (С. Пашинского), спутали ему все карты. Вместе с примером Демуринского ГОКа получаем три готовые схемы противодействия попыткам бизнесмена утвердиться в качестве мировой величины титанового производства и стабильного российского партнёра.
Тут можно задать вопрос: а не всё ли равно? Это проблемы какого-то украинского олигарха, да ещё подзуживающего украинских политиков на продолжение конфликта с РФ. К сожалению, не всё равно. Под предлогом банального раскулачивания в пользу «новой» власти реализуется куда более любопытная схема — необъявленные санкции против российской высокотехнологичной отрасли.
Например, в конце ноября прошлого года ВСМПО-Ависма и Boeing продлили контракт на поставку титановой продукции на 10 лет. Российская компания закрывает 40% потребностей Boeing в титановом прокате (а также 60% потребностей EADS (Airbus) и 100% — Embraer). Срыв поставок с украинских ГОКов ставит под вопрос выполнение этих контрактов.
Тот же EADS (то ли предчувствуя проблемы, то ли зная о них наперёд) ещё в мае начал поиск альтернативных поставщиков титанового проката, аргументируя это нестабильной ситуацией на Украине. Кстати, оценим красоту комбинации: проблемы обозначились не только у российской корпорации, но и у европейского авиакосмического концерна. И не поймёшь так сразу, кто для США более заклятый друг: Европа или Россия?
А кому же достанется украинский титан? Судя по неослабевающему вниманию к титановой отрасли самой Тимошенко, а также её соратников, им и достанется. Но «газовую принцессу» всегда интересовали денежные потоки. Проще говоря, ей нет дела ни до империи, которую хотел построить Фирташ, ни до кооперационных связей, потенциально обеспечивающих региональное лидерство российско-украинскому авиастроению и стратегическое партнёрство с европейским авиастроением. Быстрая прибыль от сливания всей отрасли одному из мировых лидеров её вполне удовлетворит. Хотя бы потому, что сценарий борьбы за власть в республике, запущенный самими же украинскими элитариями с подачи своих зарубежных патронов, не предполагает иной схемы заработка, кроме «хватай и беги». Но людям склада Шуры Балаганова достаточно и этого.
Источник: «Империя»