Вот мы и дождались первой серьезной свары в правительственной коалиции. Не из-за войны – из-за водки. Точнее, спирта. Окружение Яценюка захотело взять под контроль спиртовые заводы. Глава МинАПК Игорь Швайка попытался этому воспротивиться в интересах «Укрспирта». В итоге слухи о его возможной отставке появились одновременно с решением Кабмина о ликвидации госпредприятия «Укрспирт». Но как всегда крайним оказался народ: с 1 августа власти, уступая «пожеланиям» водочного лобби, повышают цены на «горькую». Согласитесь, время для этого выбрано не самое удачное…
В конце июня Минагрополитики официально утвердило в должности генерального директора «Укрспирта» Михаила Лабутина. Сделало оно это не по своей воле, а под давлением центрального аппарата. Если верить информированным источникам, лично премьер-министра.
Кому-то имя Михаила Лабутина ничего не скажет. Но лично мне оно показалось знакомым. Порывшись в архивах, которые есть у каждого журналиста, нахожу репортаж шестилетней давности, из Черновцов. В 2008 году там открылась уникальная биотопливная автозаправка. Аналогов ей нет не только в Украине, но и во всей Восточной Европе. Здесь продают экологически чистое горючее, произведенное из кукурузы и свеклы. Привозят его из Молдовы, так как наладить производство в Украине не удалось.
Владелец АЗС по имени Михаил Лабутин говорит, что биотопливо – это будущее украинского энергетического рынка. Страна, которая в таком количестве производит низкокачественное кормовое зерно, может стать мировым лидером производства биоэтанола и прочих биоэнергетических штук. Нужно только добраться до ресурса – спирта, который бездарно используется на выпуск лекарственных препаратов и водки.
На тот момент еще один уроженец Черновцов Арсений Петрович Яценюк был председателем Верховной Рады. И все, чем он мог помочь грандиозным планам Лабутина, так это принятием закона. В мае 2008 года появился закон «О стимулировании развития производства биологических топлив», в котором впервые в истории независимой Украины было написано, что биотопливо может производить ЛЮБОЙ субъект предпринимательской деятельности.
До этого такие топлива мог производить только «Укрспирт» как государственный монополист. С этого момента фирмы Лабутина получили легальную возможность заниматься своим биотопливным бизнесом. Но для масштабного развития им не хватало одного – чтобы Арсений Петрович стал премьером, а спиртовая отрасль лишилась статуса госмонополии.
И вот, пока внимание широкой общественности приковано к хронике войны на Донбассе, в Кабмине, под патронатом первых лиц исполнительной власти, начата реализация амбициозного плана «раскурочивания» концерна «Укрспирт».
Как сообщает газета «Капитал», Кабмин подготовил проект постановления о ликвидации государственного предприятия «Укрспирт» и реформировании спиртовой и ликероводочной промышленности в несколько этапов. На первом этапе «Укрспирт» в месячный срок будет передан из сферы управления Министерства аграрной политики и продовольствия под непосредственное управление Кабмина. На втором этапе на базе филиалов ГП «Укрспирт» будут созданы 29 отдельных госпредприятий, которые сегодня функционируют под управлением «Укрспирта».
Как рассказали «Капиталу» в аппарате Кабмина, инициатива об упразднении «Укрспирта» исходит от министра финансов Александра Шлапака. Но представитель центрального аппарата «Укрспирта» Владислав Донченко считает, что давление исходит не столько от Минфина, сколько от водочных компаний.
«Некоторые представители Минфина, лоббируя интересы водочников, пытаются демонополизировать отрасль, пытаются уничтожить ее и, воспользовавшись этим, производить незаконно спирт без контроля государства», – убежден Донченко.
Действительно, основными союзниками правительства в проведении «спиртовой реформы» оказались водочники. Монопольное положение «Укрспирта» создавало им массу неудобств. Начиная с того, что трудно было закупить неучтенный спирт – с некоторых пор на каждом предприятии был налоговый пост. И заканчивая вопросами себестоимости производства спиртов и рентабельности водки.
Как бы там ни было, но на государственном спиртзаводе, где сидит налоговик, есть ответственный технолог, соблюдается куча «заморочек» типа технологических требований, и мало кто хочет все это нарушать ради дополнительной прибыли, чтобы не получить по голове. И совсем другой коленкор, когда спиртзавод будет частным, его собственником станет компания по производству водки. Она будет гнать тот спирт, который ей выгодно. А кто отравится… Ничего страшного, война все спишет.
Заодно водочное лобби добилось от Минфина реализации еще одной своей коммерческой фантазии: подготовлено постановление, которым с 1 августа повышается минимальная стоимость отечественной водки на 5 грн. – до 39,9 грн. Казалось бы, дело в шляпе. Но…
Не только у водочников обнаружилось свое лобби в правительстве. Спиртовики тоже не пальцем деланы, хоть и числятся в государственной собственности. К тому же бороться с производителями алкоголя за свои интересы они привыкли: конфликты производителей спиртных напитков с «Укрспиртом» возникали регулярно едва ли не с первых месяцев существования госпредприятия. А планы приватизации концерна вынашивали в каждом правительстве отдельные чиновники с подачи заинтересованных депутатов.
Поэтому ребята из «Укрспирта» немедленно кинулись в бой. Под зданием Кабинета министров они провели митинг, протестуя против инициативы правительства по дерибану отрасли. Правда, митинг затерялся на фоне других протестов и хроники АТО.
Затем спиртовики настроили против Минфина (как инициатора их уничтожения) своего министра Игоря Швайку. Швайка заявил, что вопрос ликвидации спиртового монополиста, согласно действующему законодательству, может инициировать исключительно его ведомство, МинАПК, как управляющий "Укрспиртом" орган. И что для начала необходимо провести аудит всех предприятий, который невозможно завершить сейчас, ибо часть важных объектов находится в зоне, прилегающей к АТО.
Именно потому Кабмин сделал ход конем и подготовил проект постановления, чтобы забрать «Укрспирт» из подчинения МинАПК к себе и затем приватизировать. А также продавил назначение нового гендиректора, близкого к Яценюку, мотивируя это тем, что бывший руководитель Александр Харт – человек из бизнеса Семьи. И не годится министру от «Свободы» работать с таким «недолюстрированным» подчиненным. Швайка был вынужден согласиться. Но на дальнейшие уступки он идти не собирался. Поэтому появились настойчивые слухи о приближающейся отставке министров от «Свободы».
Водка раздора имеет шанс окончательно завалить правительственную коалицию. Причем решение о ликвидации госмонополии на выпуск спирта – это только начало. Потом пойдет драка предприятий фармацевтической и ликероводочной отраслей за «спиртовые заводики». Почти каждый крупный производитель уже присмотрел себе заводик. И так получилось, что некоторые заводики оказались в поле зрения сразу двух или трех структур.
Учитывая, что наша страна переполнена вооруженными формированиями и просто «волшебными стрелками», часть из которых вовсе не намерена ограничиваться Донбассом, проблем завербовать мини-армию для большой водочной войны не будет. И такая война, похоже, нам обеспечена. Тем более воевать есть за что: официальный доход государственного монополиста от реализации этилового спирта в 2013 году составил более 2,7 млрд. грн., прибыль – 26,3 млн. грн. Вместе с тем "теневой" доход от спирта в Украине, по экспертным оценкам, достиг 2,5 млрд. грн.