В частности, страны ЕС, которые и раньше не были готовы поддерживать позицию США по давлению на Россию и со смешанными чувствами смотрели на карательную акцию на Донбассе, похоже, наконец, начали проводить более последовательную политику на украинском направлении.
В частности, ЕС дал четко понять, что не силовое решение украинского кризиса, а лишь переговорный процесс – вот ключ к преодолению сложившейся ситуации. На это были направлены и переговоры 30 июня. В телефонном разговоре в четырехстороннем формате П.Порошенко, А.Меркель, Ф.Олланда и В.Путина было решено в ближайшее время организовать консультации контактной группы по украинском кризису с участием второго президента Украины Л.Кучмы, посла РФ на Украине М.Зурабова и специального представителя ОБСЕ Х.Тельявини.
Ставилась цель достичь следующих договоренностей: двустороннее безусловное прекращение огня, освобождение всех заложников, введение контроля на украинско-российской границе при мониторинге и верификации ОБСЕ. Также в ходе разговора была достигнута договоренность, что министры иностранных дел четырех стран безотлагательно начнут работу по уточнению механизмов реализации указанных в телефонном разговоре целей.
Казалось бы, достигнут четкий и понятный план мирного урегулирования кризиса. Однако буквально через несколько часов после этих переговоров Порошенко в одностороннем порядке принимает решение продолжить силовую операцию. И хотя позже главы европейских государств заявили, что они понимают и принимают решение Порошенко, однако в целом это не меняет общей картины: Порошенко сознательно нарушил все достигнутые с европейцами договоренности. И скорее всего, под жестким давлением США.
При этом Европа (прежде всего Германия и Франция, при явной поддержке еще целого ряда ключевых европейских стран) продолжает настаивать на мирном решении. В частности, 4 июля Порошенко вновь провел телефонный разговор с канцлером Германии А.Меркель и президентом Франции Ф.Олландом. Предмет разговора – возобновление не позже 5 июля деятельности трехсторонней контактной группы для продолжения условий устойчивого прекращения огня, а также скорейшего освобождения всех заложников.
Источники в менее проверенных украинских СМИ также подтверждают, что Европа (прежде всего Германия) осуществляет активное давление на Киев с целью предотвратить кровавую бойню на Украине. Однако пятое июля прошло и стало понятно, что эти усилия либо не увенчались успехом вообще, либо были очень ограниченными.
6 июля состоялся очередной телефонный разговор глав внешнеполитических ведомств РФ, Германии, Франции. Акцентировалось внимание на выполнение берлинских договоренностей от 2 июля «о скорейшем созыве контактной группы с целью согласования между Киевом и юго-востоком Украины безусловного устойчивого прекращения огня».
При этом Европа, похоже, готова более внимательно относиться к точке зрения России на происходящее на Украине. Уровень восприятия в Европе фактов гуманитарной катастрофы на Донбассе и ответственность киевской власти за жестокое обращение с мирным населением во время борьбы с повстанцами, видимо, в дальнейшем будет только нарастать. О движении в сторону более объективной оценки роли России в украинском кризисе говорят и недавние заявления посла Франции в Москве Жана-Мориса Риппера.
Он отметил, что в ближайшем будущем вопрос о возобновлении формата G8 и возвращении в неё России может снова рассматриваться. Более того, Франция видит необходимость в проведении переговоров и упрощению визового режима для россиян.
Совершенно очевидно, что ЕС (в лице его ключевых стран) украинский кризис видит существенно иначе, чем США. И цели у них во многом отличаются. Пожалуй, единственной общей позицией, на которой США и ЕС сошлись на украинском направлении, это был сам факт госпереворота февраля 2014 года, хотя были видны существенные отличия относительно его последствий.
* * *
Сейчас же Европа видит целый ряд проблем, которые для европейцев имеют значение, но для США ничего принципиально не меняют, с одной стороны, в силу их географической удаленности от эпицентра событий, с другой – из-за геополитического значения происходящего: украинский кризис – это атака Вашингтона на Россию у самых ее границ.
Для ЕС же с каждым месяцем проблемы лишь нарастают.
Прежде всего – гуманитарная катастрофа, охватившая Юго-Восток страны (а потенциально и изрядную часть Центральной Украины) явно приведет к росту беженцев. И бежать люди будут в т.ч. в ЕС. При этом миграционные проблемы для ЕС сейчас едва ли не более серьезные, чем все иные. Не случайно именно вопрос безвизового режима с Украиной движется медленнее всего, несмотря на видимую внешнеполитическую поддержку нового режима.
Второй фактор – экономический. Продолжающиеся боевые действия разрушают экономический потенциал Украины. С одной стороны, ЕС от этого может выиграть, ведь тем самым уничтожается потенциал возможных конкурентов. Однако это вопрос, скорее, стратегический. В тактическом же плане Киев начнет еще настойчивее требовать новых займов (может, и безвозмездных сумм) на восстановление региона.
Об этом уже идет речь – в упоминавшемся телефонном разговоре Порошенко с европейскими лидерами, который состоялся 4 июля, он обратил внимание руководства европейских стран на донорскую конференцию, цель которой, помимо прочего, - начало сбора средств на восстановление уничтоженных зданий и инфраструктуры в Донецкой и Луганской областях.
Киев уже готов выставлять Европе счет за свой кризис. И именно Европе, а не США. И США подобную идею будут всячески поддерживать, поскольку с большим удовольствием заплатят европейскими деньгами за свои авантюры на Украине.
Кроме того, появятся проблемы, связанные с подписанием соглашения с ЕС. Хотя сейчас все заявляют, что Соглашение об ассоциации Украины с ЕС - это панацея от всех украинских проблем Украины, однако совсем скоро мы услышим другую риторику. Услышим, что Украина не имеет нужных ресурсов, чтобы перейти на европейские технические стандарты, не в состоянии (прежде всего финансово) выполнять требования, содержащиеся в соглашении.
И это снова станет фактором давления на ЕС, от которого будут требовать заплатить за все это. И суммы будут называться куда большие, чем озвучивались в свое время Азаровым и Януковичем, потому что киевская власть запишет туда и потери промышленности Донбасса от боевых действий с повстанцами.
К экономическим факторам можно также отнести практически потерю для Украины рынка в России и странах ТС. Несмотря на все националистические выкрики о закрытии любого сотрудничества с Россией, факты вещь упрямая – Россия для Украины остается торговым партнером номер один. Даже если в результате текущих событий чисто технически первое место займет ЕС, это вовсе не означает, что потерянные объемы торговли с Россией можно будет легко восстановить на новых рынках.
На самом деле этих рынков нет, и украинское руководство (равно как и их кураторы из США) это прекрасно понимают. При этом именно Евросоюз попросят заплатить за это. Европа это отлично понимает, поэтому с завидным упорством пытается решить проблему через трехсторонние консультации, ища компромиссное решение в треугольнике экономических отношений ЕС-РФ-Украина.
Третий фактор – долгосрочная дестабилизация. Германия лучше многих знает, что такое проблема реинтеграции страны и сколько это может стоить. Мирное объединение двух Германий, которые не были отягощены наследием пусть и не длинной, но гражданской войны, стоило триллионы долларов.
Немцы прекрасно понимают, что силовое решение юго-восточного конфликта решением вовсе не является. Это лишь потенциальное зерно для новых дестабилизаций, и не исключено войн, что может сказаться на экономической состоятельности Украины в будущем.
* * *
Понятно, что Германию и ЕС в целом сама Украина волнует мало, но то, что через Украину идут такие важные для Европы энергоресурсы, что это огромная территория, где недостаток стабильности может привести к новым рискам для ЕС, – это те проблемы, которые волнуют Европу и европейцев.
Все вышеприведенные факторы вынуждают Европу и США занимать существенно отличающиеся позиции на украинском направлении. И не исключено, что в ближайшем будущем мы увидим весьма неожиданные решения ЕС по Украине.
Точно так же, если США будут настаивать на жестком противостоянии с Россией по украинскому вопросу, это может породить новое стратегическое охлаждение между Европой и США на отдаленную перспективу. Кстати, как это было вокруг Ирака.
Уже сейчас понятно, что Европа провела первичную переоценку событий на Украине за прошедшие шесть месяцев и ищет пути не столько извлечения выгоды из ситуации, сколько минимизации рисков. Приоритетной же целью для них остается, видимо, уменьшение давления США на Порошенко, хотя надежд на это не слишком много.
Виктор КОСТЕНКО, ОДНА РОДИНА