В прогнозах развития карательной операции вооруженных формирований Украины после завершения, так называемого прекращения огня, нет недостатка. Спектр их достаточно широк, однако он не базируется на оценке реальных сил противоборствующих сторон. Те, кто может делать подобные оценки, имея доступ к необходимой информации, вполне резонно не стремятся донести свое мнение до широкой общественности, что не удивительно. Поскольку манипулировать проще в условиях ограничения информации. Тем не менее, определенную оценку численности и боевых возможностей вооруженных формирований Украины вполне возможно сделать и опираясь на открытые источники информации.
К концу июня 2014 года в зону проведения карательной операции со стороны вооруженных формирований Украины привлечено порядка 30 000 военнослужащих. В их распоряжении имеется еще примерно 3 500 военнослужащих, которые могут быть привлечены в ближайшее время. В отдаленной перспективе трех месяцев в зону карательной операции может быть направлено еще 8,5 тысяч военнослужащих. Состояние этих формирований не позволяет рассчитывать на успех в бою при наступлении на всех направлениях. Как показывает опыт для достижения тактического успеха вооруженным формированиям Украины необходимо превосходство над ополченцами на порядок. Такого превосходства у них нет. На конец июня численность вооруженного ополчения приближается к 10 тысячам человек. И эта численность имеет тенденцию к росту.
Если обратиться к опыту других конфликтов такого рода в Европе, то нужно отметить, что требование превосходства общей группировки на порядок для быстрой и успешной операции такого рода не является чем-то из ряда вон выходящим. Успешное наступление хорватской армии в мае 1995 года в Западной Славонии (известное как операция «Молния») потребовало привлечь 20 тысяч военнослужащих против 2 - 4 тысяч сербских бойцов. Важно отметить, что численность привлеченных хорватами сил была сопоставима с численностью населения Западной Славонии (25 тысяч жителей). При проведении аналогичной операции в августе 1995 года в Сербской Краине против 27 тысяч сербских солдат было мобилизовано 248 тысяч хорватских солдат, не считая военизированной хорватской полиции и боснийского корпуса. Что характерно, численность всего населения Сербской Краины составляла 250 000 человек. При этом хорватская армия вела боевые действия с 1991 года, ее солдаты имели немалый боевой опыт и качественную подготовку. Так что никаких предпосылок для блицкрига против ДНР и ЛНР у вооруженных формирований Украины нет. Группировка украинских вооруженных формирований на Донбассе не достаточна и не способна к проведению настолько широкомасштабной операции.
В прочем такая стратегия и не просматривалась в действиях командования карательной операции. Основная концепция карательной операции сводится к занятию выгодных позиций для артиллерийских обстрелов, которые имеют целью терроризировать население и разрушать городскую инфраструктуру. Глобальный смысл этой деятельности строился в расчете на то, что либо ополченцы, видя свое бессилие препятствовать таким обстрелам, сами уйдут из городов, либо озлобленное мирное население вытеснит из городов ополченцев с незначительной помощью (в виде зачисток инакомыслящих) со стороны ВСУ и НГУ. Как показывает опыт Славянска - концепция не оправдывается. Наоборот, следование украинской стороны данной стратегии приводит к мобилизации населения на сторону ополчения.
Вторым направлением действий вооруженных формирований Украины были разнообразные вариации на тему пресловутого плана «Анаконда» эпохи Гражданской войны в США. При этом блокировать пытались одновременно и Донецк, и Луганск, и Славянск в отдельности и весь Донбасс в целом. Помимо блестящего распыления сил на этом пути были достигнуты и определенные успехи. В результате этих действий удалось взять под контроль Мариуполь и Красный Лиман. Однако на сегодняшний день подобные действия могут представлять угрозу только для гарнизонов ополчения силой в несколько десятков бойцов. Уже гарнизон в полторы – две сотни бойцов при нынешней организации вооруженных формирований Украины и при условии упорной обороны в городской застройке может вести бой, рассчитывая на успех оборонительных действий.
Оба направления действий практически однозначно указывают на то, что до самого последнего времени командование карательной операции продолжает исходить из того, что ополчение ДНР и ЛНР представляет собой специально подготовленные разведывательно-диверсионные группы из военнослужащих сопредельного государства и сотрудников частных военных компаний. Игнорируя факты широкого участия в ополчении местного населения, командование карательной операции тщательно оберегает себя от сомнений этой своей первоначальной версии событий. А, следовательно, нет никаких оснований полагать, что изменится и характер действий украинских вооруженных формирований в Донбассе.
Ближайшие операции карательных сил Украины будут иметь целью максимальное распыление сил ополчения, чтобы сокращением численности их гарнизонов создать условия для успешной зачистки отдельных населенных пунктов. Одновременно командование карательной операции будет осуществлять действия по дальнейшему затруднению сообщений между основными центрами сопротивления, а также с Россией. Соответственно дополнительно вводимые силы карателей будут в основном поглощаться новыми блокирующими гарнизонами и блокпостами. Под угрозой разгрома в этой ситуации находятся гарнизоны ополчения, насчитывающие от нескольких десятков до двух – двух с половиной сотен вооруженных бойцов. Особую опасность для такой тактики карательных сил могут представлять мобильные резервы ополчения силой в 200 - 300 бойцов с необходимым количеством тяжелого оружия. Такое подразделение способно и оказать помощь атакованному гарнизону и нанести контрудар с решительной целью против блокпоста или гарнизона карателей. Появление подобных подразделений ополчения практически дезавуирует текущий план действий украинских вооруженных формирований.
В ближайшее время наиболее вероятным развитием операций против основных центров сопротивления ополчения представляется установление тесной блокады с террористическими бомбардировками по образцу Славянска. Такая тесная блокада должна привести к массовому исходу населения, который с точки зрения карателей не выгоден ополчению. Так как якобы ополченцы заинтересованы в «живом щите». Такая точка зрения является весьма спорной, если не сказать не верной. Ополчению вовсе не нужно мирное население для боев в плотной городской застройке. Имея широкий выбор огневых позиций и низкие плотности войск с обеих сторон, обороняющаяся сторона совершенно не заинтересована в «живом щите». Такая тактика карателей будет только усугублять гуманитарную катастрофу в Донбассе, проецируя ее уже на прилегающие области Украины и России.
Проведение операции с решительной целью против одного из основных центров сопротивления ополчения потребует сосредоточения 10 – 15 тысяч военнослужащих вооруженных формирований Украины. Еще более важно, что подготовка к успешному завершению такой операции потребует перейти на новый уровень тактического управления. Потребуются, попросту говоря, не батальонные, а бригадные тактические группы, центральный штаб корпусного уровня и соответствующая система тылового обеспечения. При самом энергичном и грамотном руководстве осуществление мероприятий, обеспечивающих такие изменения, потребует не менее месяца. Куда более реалистичным сроком, учитывая реальное состояние карательного корпуса Украины, представляются два – три месяца от момента принятия соответствующего решения.
Источник: Михаил Литвинов, «Империя»