Несмотря на мирные декларации, официальный Киев в последние дни постепенно переходит от расправ с мирным населением и бомбежек городов Донбасса к прямым провокациям на российской границе и нападениям на дипломатические представительства Российской Федерации. В международной практике подобные действия являются провокацией войны. При этом ни малейшего шанса выиграть военное сражение с Россией у Киева нет. Что же толкает Петра Порошенко на эту авантюру?
Пока киевская хунта ведет войну против своего народа на Юго-Востоке, по всей территории страны нарастают протесты, причиной является катастрофическое падение уровня жизни населения. С 1 июля грядет повышение всех коммунальных тарифов.
В частности, цены на газ для населения Украины вырастут на 55-70%, на горячую воду и отопление - на 40%, на электроэнергию - на 10-40% в зависимости от объемов ее потребления, на централизованное водоснабжение и водоотвод - на 78-96 %. При этом наибольшее повышение ожидается в Киеве, где с 1 июля горячая вода для киевлян подорожает почти на 70 %, а на централизованное теплоснабжение – почти на 60 %.
Причем это лишь первый этап роста цен на коммунальные услуги, которые продолжат поэтапно расти до 2017 года. По словам первого заместителя главы бюджетного комитета Верховной рады Оксаны Калетник, в 2015 году тарифы на коммуналку вырастут на 40%, а в 2016 и 2017 гг. — еще на 20% в год.
Достоверность этих цифр вызывает сомнения, поскольку по состоянию на 1 мая 2014 года население оплачивало, например, лишь 24% фактических расходов на производство, передачу и поставку электроэнергии.
В то же время МВФ требует повышения тарифов для населения «до экономически обоснованного уровня», то есть полную ликвидацию системы субсидирования государством коммунальной сферы. Если уже сейчас общий долг населения Киева, самого богатого города Украины, приближается к 80 млн. долл., то новые расценки окажутся и вовсе неподъемными для украинцев. А это грозит настоящей катастрофой всех систем жизнеобеспечения.
Ее масштабы можно оценить уже по тому, что на данный момент, еще до повышения тарифов, компания «Киевэнерго» в связи с критической задолженностью отключает от горячего водоснабжения 754 многоквартирных дома в Киеве, начались отключения освещения в Печерском, Голосеевском и Шевченковском районах города.
А между тем приближается зима. На фоне прекращения поставок российского газа правительство вводит чрезвычайное энергетическое положение, которое может по факту обернуться замерзшими жилыми домами и больницами.
Но это еще не все. За счет падения курса национальной валюты и кризиса в сельском хозяйстве в стране некоторые продукты подорожали более чем в два раза, лекарства - на 60-70%. Это официально признанная министром финансов А.Шлапаком цифра. На самом же деле потребители отмечают рост стоимости некоторых импортных лекарственных препаратов в 2-3 раза.
Параллельно, как сообщил премьер-министр Украины А.Яценюк, правительство заморозит размер минимальной зарплаты и прожиточного минимума. В соответствии с выводами авторитетного исследовательского Центра Разумкова, «замораживание повышения зарплат, пенсий и социальных выплат связано с тем, что экономика в Украине не работает. У нас наблюдается падение как в промышленности, так и в других сферах... В такой ситуации ни украинские предприятия, ни бюджет не имеют ресурсов для поднятия зарплат, чтобы поддерживать население. В этом году у нас идет снижение реальных доходов и реальных заработных плат, что создает дополнительную социальную проблему в стране».
Более того, правительство упорно муссирует слухи о снятии всех надбавок к зарплате работников бюджетных организаций и государственных служащих. И хотя соответствующий законопроект пока что был снят с повестки дня парламента, в некоторых регионах бюджетники уже лишились положенных им по закону доплат.
Например, преподавателей и библиотекарей Новой Каховки (Херсонская обл.) лишили надбавки к должностному окладу в 50%, а учителя Бердянска (Запорожская обл.) избежали урезания зарплат лишь угрозой забастовки. С 1 марта 2014 года госслужащим прекратили доплачивать за непрерывный стаж работы и образцовое выполнение служебных обязанностей, что составляет около 40% оклада.
Если снятие дополнительных выплат все же произойдет, зарплата работников библиотек, например, составит немногим более 1 тыс. грн. (83 долл.), врачей – 1200 грн. (100 долл.), государственных муниципальных служащих 1500 грн. (125 долл.). При этом стоимость среднего чека за оплату коммунальных услуг достигнет 1100 грн.
В производственном секторе ситуация не лучше.
«Нам сообщили, что с 1 июня рабочая неделя станет четырехдневной, то есть в зарплате мы потеряем 1000 грн.», — рассказали в бухгалтерии запорожского завода «Днепроспецсталь».
Рабочих «Азовмаша» г. Мариуполя отправляют в отпуска за свой счет. Как сообщил народный депутат Украины Юрий Шаповал, в Кременчуге почти полностью остановилось производство, поскольку российский рынок, который был основным потребителем продукции кременчугских предприятий, потерян. Остановились туризм, рынок недвижимости, оптовая рыночная торговля.
Людей просто лишают всех шансов выжить. По опросу кадрового портала HeadHunter, 54% мужчин и 58% женщин систематически не могут «дотянуть до получки». При этом каждый 5-й чувствует финансовые трудности минимум раз в 3 месяца. И только 20% мужчин и 11% женщин признаются, что день зарплаты для них не критичен.
Правительство А.Яценюка не скрывает, что подобный «ценовой геноцид» на Украине проводится по требованию МВФ и полностью копирует меры бюджетной экономии Европейского союза, договор об ассоциации с которым Украина планирует подписать 27 июня. Выступая в парламенте, А.Яценюк отметил, что в стране нужно было бы уменьшить размеры социальных выплат и зарплат в бюджетном секторе, как это сделали в Греции и Италии. Чем это закончилось в Греции и Италии, рассказывать, полагаю, не нужно.
Лишая своих граждан последнего куска хлеба, правительство без труда находит средства на войну против собственного народа. По оценкам экспертов, один день так называемой антитеррористической операции украинских силовиков на юго-востоке страны стоит около 3 млн. долл. При росте интенсивности боевых действий сумма будет расти. Необходимо учесть и то, что призванные в вооруженные силы и вступившие в ряды частных карательных армий мужчины выключены из экономической жизни страны, что явно не способствует оздоровлению бюджета Украины.
Кроме того, массовые жертвы среди украинских военных и ужасные условия службы уже стали причиной массовых протестов в наиболее лояльных киевской хунте западных областях Украины. Матери и жены бойцов украинской армии перекрывают международные трассы в Ровенской, Тернопольской, Львовской и Хмельницкой областях. Существует высокая вероятность того, что разъяренные женщины в скором времени, не дождавшись своих родных из армии, пойдут на Киев.
Нельзя не приветствовать начавшиеся переговоры по мирному урегулированию, которые проходят в Донецке под эгидой РФ и ОБСЕ. Но нельзя не принимать во внимание и тот факт, что время работает против киевской хунты, делая экономическую катастрофу в стране неминуемой.
Потому хунте жизненно необходима война с Россией, позволяющая возложить вину за полный провал действующей власти на «агрессию Москвы». Этим и объясняются приграничные провокации и не соответствующие действительности распоряжения о прекращении огня, на фоне которых интенсивность боев лишь увеличивается.
Отказался ли Киев от тактики провоцирования войны, покажет его позиция на донецких переговорах.
Ольга ЩЕДРОВА, "Фонд стратегической культуры"