Правда, НБУ неоднократно делал заявления об угрозах его деятельности на Юго-Востоке. В одном из пресс-релизов говорилось, что руководство банка постановило «эвакуировать» всех своих сотрудников с целью «сохранения их жизни и здоровья», но, судя по более поздним сообщениям, донецкое управление НБУ возобновило свои операции.
Киев понимает, что если центробанк уйдет из юго-восточной Украины, это подтолкнёт власти ДНР и ЛНР ускорить создание собственной денежно-кредитной системы.
Что касается украинских коммерческих банков, то они на 90% свою деятельность на Юго-Востоке свернули. При этом отделения ПриватБанка И. Коломойского были закрыты раньше всех. К немногочисленным оставшимся отделениям банков выстраиваются длинные очереди. Кто-то стоит в очереди, чтобы попытаться снять деньги со счетов, кто-то хочет получить денежные переводы от родственников. Наличность в банкоматах давно кончилась.
Сегодня в ДНР и ЛНР в наличном денежном обращении кроме гривны находятся российский рубль, а также в некоторых количествах доллар и евро…
***
После проведения 11 мая в Донецкой и Луганской областях референдумов появились проекты конституций ДНР и ЛНР. В части, касающейся денежной и финансовой жизни, в двух республиках есть большие расхождения. В варианте ДНР есть специальный раздел «Финансовая и бюджетная система» (глава 8).
В проекте конституции ДНР говорится о том, что республика выпускает свою собственную денежную единицу, используя для этого центральный банк. В статье 100 данного документа говорится о том, что ЦБ является государственным банком, подотчетным Верховному совету ДНР. ЦБ осуществляет эмиссию денег в пределах, устанавливаемых Верховным советом.
В проекте ЛНР специального финансового раздела нет, о будущей финансовой и бюджетной системе говорится скупо и неопределенно. Ничего не сказано о том, какая валюта будет использоваться на территории республики.
Правда, в одном месте документа упоминается центральный банк: «Глава Луганской Народной Республики … представляет в Республиканское Собрание Луганской Народной Республики кандидатуры Председателя Национального банка».
Однако о самом Национальном банке (его статусе, функциях, подотчетности и т.п.) ничего не сказано.
***
В порядке сравнения определённый интерес представляет опыт организации обращения денег в частично признанных или непризнанных государственных образованиях, в разное время возникавших на постсоветском пространстве - Республике Южная Осетия (РЮО), Приднестровской Молдавской Республике (ПМР), Республике Абхазия (РА), Нагорно-Карабахской Республике (НКР).
Первые три тяготеют к Российской Федерации, четвёртая – к Армении. В экономическом отношении это тяготение выражается в торговой ориентации соответственно на рынки России и Армении, в финансовом отношении – в привязке внутреннего денежного обращения соответственно к российскому рублю и армянскому драму.
Записей о своей собственной валюте в конституциях Южной Осетии, Абхазии, Нагорного Карабаха, использующих соответственно российский рубль и армянский драм, нет. В то же время в этих республиках выпускаются монеты, на которых значатся названия национальных денежных единиц.
Например, в Абхазии в 2008 г. были отчеканены золотые и серебряные монеты с названием денежной единицы «апсар» (номиналы: 10, 25, 50 апсаров). А в НКР были отчеканены монеты и напечатаны банкноты денежной единицы «карабахский драм». Однако подобного рода денежные знаки не являются реальным инструментом денежного обращения, имеют крайне ограниченный тираж и представляют интерес лишь для коллекционеров и инвесторов.
В Приднестровье используется денежная единица, которая называется «приднестровский рубль». Он был введен в обращение еще в 1994 году. В 2007 году были выпущены новые модифицированные купюры достоинством 1, 5, 10, 25 и 100 приднестровских рублей. Имеются котировки приднестровского рубля по отношению к другим валютам, прежде всего российскому рублю. На сегодняшний день 1 приднестровский рубль равен примерно 3 рублям Российской Федерации. С 2005 г. в ПМР действует собственный монетный двор, чеканка монет и печатание банкнот налажены внутри страны.
Примечательно, что во всех четырех республиках существуют центральные банки. В Приднестровье действует организация «Приднестровский республиканский банк» (ПРБ), которая действительно имеет признаки центрального банка. Его статус, цели, функции, принципы деятельности определены принятым в 2007 году законом «О центральном банке Приднестровской Молдавской Республики».
Более того, в Конституции ПМР имеется специальная статья (статья 100), посвященная ЦБ. В этой статье фиксируется, что ПРБ является государственной организацией, основной задачей ПРБ является денежная эмиссия, при этом банк подотчетен Верховному Совету и Президенту ПМР, пределы денежной эмиссии определяются Верховным Советом.
В отличие от Приднестровья центральные банки Южной Осетии, Абхазии и Нагорного Карабаха являются номинальными организациями, о которых имеется упоминание в конституциях, но их статус, цели и функции не определены.
***
В последние дни на Юго-Востоке Украины произошли события, прямо влияющие на состояние денежного обращения. В начале июня появились сообщения о том, что Киев принимает меры по выведению из обращения в юго-восточном регионе Украины гривны. При этом не уточнялось, каким именно способом.
4 июня последовала реакция ДНР на эту инициативу Киева; замминистра иностранных дел ДНР Борис Борисов заявил, что для предотвращения коллапса донецкой экономики власти ДНР приняли решение о переходе на использование российского рубля. Проектом конституции ДНР предусматривается введение в обращение собственной денежной единицы, но бурное развитие событий в регионе требует постоянной корректировки ранее принятых решений.
Исполнение решения о переходе на российский рубль, однако, не может произойти автоматически. Оно будет зависеть от официальной позиции российских властей, состояния российско-украинской границы и других факторов.
Некоторые западные СМИ уже отреагировали на заявление ДНР о переходе на российский рубль такими оценками: «финансовая оккупация Россией части территории Украины», «поглощение юго-востока Украины с помощью рубля», «Москва дестабилизирует положение на Украине своим рублем» и т.п.
Это типичный пример превентивной информационной войны. Прежде всего, официальное руководство РФ не делало никаких комментариев и тем более не принимало никаких решений на основе заявления ДНР. Использование же рубля за пределами территории Российской Федерации не является чем-то необычным. Выше уже отмечалось, что рубль как единственная валюта обращается на территории Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. А как параллельная валюта рубль работает в обращении многих постсоветских государств.
И тут надо сделать ещё одно примечание. Рубль по масштабам своего зарубежного обращения не идет ни в какое сравнение с долларом США. Примерно 2/3 всей массы наличных долларов США обращается за пределами Америки. Этот феномен называется долларизацией мировой экономики.
Некоторые страны вообще полностью отказались от своей национальной валюты, перейдя на 100-процентное использование доллара США. Это такие страны Центральной и Южной Америки, как Панама, Эквадор, Сальвадор. Примечательно, что указанные страны являются полноправными членами ООН, то есть не находятся в международной изоляции, использование «зелёного» не является для них вынужденной мерой.
Так что упреки Запада по поводу возможного использования рубля на территории Юго-Востока Украины делаются явно не по адресу. Тем более что традиция обращения рубля на этих территориях насчитывает нескольких столетий.
Валентин КАТАСОНОВ, "Фонд стратегической культуры"