Степень радикальности протестов сильно коррелирует с текущей экономической ситуацией. Например, в Донецкой области, где промышленное производство в последние месяцы падает на 20%, а многим работникам задерживают зарплату... В Харьковской области экономическая ситуация пока относительно благополучна, поэтому протест носил менее радикальный характер. Полномасштабная операция, разворачивающаяся сейчас в Донецкой и Луганской областях, бойня в Одессе и ксенофобские заявления считавшегося «умеренным» Порошенко показывают, что консенсус в украинском обществе недостижим. Удержать контроль над ситуацией уже не удается ни странам Запада, ни России. Ни бюджетная децентрализация, ни государственный статус русского языка уже не спасут страну от гражданской войны. Рубикон перейден, от страны осталась лишь территория...
В пятницу, 30 мая Еврокомиссия проведет очередные переговоры с Россией и Украиной по газовым вопросам, сообщила пресс-секретарь ЕК Сабине Бергер. Предыдущая подобная встреча прошла 26 мая, по ее итогам было решено, что украинская сторона не позднее 28 мая даст ответ, выплатит ли она «Газпрому» половину долга за российский газ. Перечисление этих средств до конца дня четверга, 29 мая, является условием, которое российская сторона выдвигает для начала переговоров о скидке на газ для Украины.
Долг Украины за российский газ составляет порядка 4 млрд. долларов, заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер на пресс-конференции в среду.
«Мы предлагаем оплатить 50% долговой суммы, то есть 2 млрд. долларов, и дальше вести переговоры при посредстве Евросоюза, чтобы прийти к согласию по будущим ценам. Как только будет согласие по ценам, остаток задолженности может быть оплачен. Мы считаем, что это честный ход. Наши русские партнеры тогда смогут выдвинуть цену, которую мы могли бы обсуждать», - передает слова Эттингера агентство РИА «Новости».
По его словам, «если не будет частичной оплаты, если не будут оплачены не вызывающие споров счета за уже поставленный газ, Украине будет трудно удерживать свою позицию».
Так или иначе, но можно сделать вывод, что Евросоюз на Украине интересуют только бесперебойные поставки газа в страны Европы и абсолютно не интересует то, что происходит с экономикой «подшефной» страны и как она будет выживать после того, как отдаст последние деньги в оплату за газ.
Сможет ли Украина финансировать свои обязательства? Какой необходимый размер международной поддержки нужен экономике страны? Насколько эффективна проводимая новым киевским правительством антикризисная политика? На эти вопросы «СП» попросила ответить замруководителя экономического блока Института энергетики и финансов Сергея Кондратьева.
- При планировании доходной части бюджета Арсений Яценюк остался верным учеником Николая Азарова. Несмотря на десятки поправок, внесенных в Налоговый кодекс, основное увеличение доходов должен обеспечить рост поступлений от сборов НДС. Реально ли это при пикирующей вниз экономике? Вопрос, скорее, риторический, также как и будет ли Яценюк премьер-министром в декабре 2014 года?
Проведенный секвестр бюджета оказался удивительно неэффективным и болезненным: новое правительство сократило расходы на соцработников, отказалось от обеспечения безопасности на госшахтах и повысило цены на газ для населения, одновременно сократив объем субсидий.
- И что теперь нужно правительству, чтобы удержать экономику на плаву?
- Для минимального обеспечения финансирования бюджета, Украине в 2014 году нужно привлечь около 8-9 млрд. долларов внешнего финансирования. Однако и этот сценарий, тоже не исключает хаотизации экономики из-за роста неплатежей и ухудшения финансового положения госкомпаний - «Нафтогаз», Ощадбанк, Надра Банк и других.
Для того, чтобы избежать этого, правительству крайне срочно нужно найти еще как минимум 4-5 млрд. долларов, а оно вместо этого собирается отдавать 2 млрд. долларов в уплату за долги «Газпрома». А тем временем ситуация в реальном секторе экономики Украины продолжает ухудшаться: выпуск промышленности упал на 6,8%, экспорт снижается, а инфляция – растет.
Протесты на востоке страны уже переросли в настоящую гражданскую войну, число убитых в которой измеряется десятками, раненых - сотнями.
- Помнится, Украина всегда считалась экономически устойчивой страной, на фоне других восточноевропейских государств, что же случилось?
- Всего за три месяца проведения «Евромайдана» Украина, считавшаяся одной из наиболее стабильных стран континента, погрузилась в полный хаос. Отделение Крыма запустило цепную реакцию на востоке страны. И даже если правительству в Киеве удастся подавить протесты сейчас, они могут возобновиться с новой силой уже в июне.
Причиной являются не только политические противоречия между Западом и Востоком страны, но и стремительно ухудшающаяся экономическая ситуация. Для получения кредитов МВФ и ЕС, правительство Яценюка было вынуждено нарушить заветы Азарова и поднять цены на природный газ и услуги ЖКХ для населения, отказаться от индексации зарплат в бюджетном секторе и социальных выплат, еще больше сократить (фактически обнулить) капитальные расходы. Такая политика может привести к усилению социальных протестов, причем не только на востоке, но и на западе страны.
- Неужели стоящие у власти этого не понимают?
- Киевские власти, похоже, сейчас не очень переживают по этому поводу, их гораздо больше волнуют сроки предоставления обещанной МВФ и странами Запада финансовой помощи. От нее сейчас в прямом смысле зависит выживание нового правительства, но и ее получение уже не обеспечит единство и процветание Украины.
После событий в Донецке, расстрела Славянска и Краматорска, бойни в Одессе, единой страна осталась лишь на экране телевизора.
- А как же закон о предотвращении финансовой катастрофы, он не поможет?
- Да, Верховная Рада Украины одобрила Закон «О предотвращении финансовой катастрофы», а также внесла поправки в Закон о государственном бюджете на 2014 год. Но принятие антикризисных законов сопровождалось скандалами, а утвердить закон удалось лишь со второй попытки. Однако Яценюк отверг все возражения союзников по правящей коалиции, назвав эти законы «пакетом структурных реформ».
Но, несмотря на заявления Яценюка, принятые Радой законы можно считать «структурными реформами» с большой натяжкой. Они позволяют незначительно снизить дефицит государственного бюджета (с 71,6 до 68,6 млрд. гривен) и выполнить формальные требования МВФ, необходимые для получения кредита.
Но будут ли принятые Правительством меры эффективны, и смогут ли они создать стимулы восстановления украинской экономики? Краткий ответ – нет, они лишь усилят ее снижение. Но у украинского правительства сейчас просто нет выбора и, за неимением другого, оно вынуждено реализовывать самый плохой сценарий.
- Как обстоит ситуация в украинской экономике сейчас, и чего вы ожидаете в ближайшем будущем?
- Ситуация в ключевых секторах украинской экономики продолжает ухудшаться. В последние полгода украинская промышленность оказалась в беспрецедентно тяжелых условиях: ухудшение конъюнктуры на мировых рынках, резкое снижение объемов госзаказа и перманентная торговая война с Россией стали причиной самой продолжительной за последние 15 лет промышленной рецессии.
Промышленное производство сокращается уже 20 месяцев подряд. Несмотря на происходящее обесценение гривны и относительно низкие цены на газ, действовавшие для промышленности в первом квартале, экспортные отрасли продолжили снижать производство. Выпуск в металлургии упал на 11,1%, ситуация в химической промышленности также ухудшается – производство упало на 2,8%, и наиболее значительное сокращение выпуска фиксируют производители минеральных удобрений -21,2%.
Было даже объявлено о возможной остановке производства на ОАО «Северодонецкий азот», одном из крупнейших производителей азотных удобрений, входящим в бизнес-группу Дмитрия Фирташа. В ближайшие месяцы мы ожидаем ускорения темпов падения украинской промышленности до минус 8-10%. Повышение внутренних цен на природный газ и электроэнергию, рост протестов в восточных областях и дезорганизация производства ставят украинскую самую сложную с момента обретения независимости ситуацию.
- Кто проиграл от беспорядков в Киеве больше всего?
- Очевидно, что восточные регионы страны. Отказ от интеграции с Россией в пользу ассоциации с ЕС означает смерть для многих крупных украинских предприятий. Даже для компаний с относительно диверсифицированной структурой продаж, таких как, например, Запорожский трансформаторный завод, это будет означать снижение продаж на десятки процентов. А это – сотни тысяч потерянных рабочих мест.
Только за время торговой войны осенью 2013 года работу потеряли свыше 150 тыс. человек, десятки предприятий были вынуждены перейти на сокращенный рабочий день или отправить работников в неоплачиваемые отпуска. Такая перспектива стала одним из мобилизующих факторов для населения Юго-Востока страны.
- Значит, они потому и протестуют, что работать негде и есть нечего?
- Степень радикальности протестов сильно коррелирует с текущей экономической ситуацией. Например, в Донецкой области, где промышленное производство в последние месяцы падает на 20%, а многим работникам задерживают зарплату, провозглашена Донецкая народная республика, а под контролем протестующих уже находится больше десятка городов.
В Харьковской области экономическая ситуация пока относительно благополучна, поэтому протест носил менее радикальный характер. Полномасштабная операция, разворачивающаяся сейчас в Донецкой и Луганской областях, бойня в Одессе и ксенофобские заявления считавшегося «умеренным» Порошенко показывают, что консенсус в украинском обществе недостижим.
Удержать контроль над ситуацией уже не удается ни странам Запада, ни России. Ни бюджетная децентрализация, ни государственный статус русского языка уже не спасут страну от гражданской войны. Рубикон перейден, от страны осталась лишь территория.
Олег Гладунов, Свободная пресса