Визит Байдена оставил двойственные впечатления и ощущения. С одной стороны, не возникает сомнения, что это визит хозяина в колонию, которой он пообещал, что совсем скоро подбросит немного цветных бус и брюквы, чтобы они не умерли с голода. С другой стороны, складывается впечатление, что цель визита – утихомирить зарвавшихся украинских статистов в большой геополитической партии, не давая им возможности загнать отношения США и России в глухой угол. Ведь действия Киева (использование вооруженных сил против мирного населения, потворствование вооруженным радикальным элементам) ставят в неудобную ситуацию как раз США, а не незаконное киевское руководство, которое уже дискредитировало себя настолько, насколько вообще это было возможно.
21-22 апреля в Киеве находился с визитом вице-президент США Д. Байден. О целях его визита сообщал высокопоставленный представитель администрации президента США: выразить Киеву поддержку, призвать к ускоренному выполнению Женевского соглашения от 17 апреля, акцентировать внимание Киева на том, что конституционную реформу необходимо проводить «с учетом перспектив и пожеланий всех украинцев». Планировалось провести дискуссию по энергетическим проблемам Киева и получению транша МВФ.
Сообщалось также, что энергетические проблемы будут интересовать вице-президента с точки зрения «краткосрочной и долгосрочной перспектив», чтобы снизить зависимость от Москвы. Стало известно, что нынешние попытки Киева наладить реверс газа из Европы – это результат усилий некой команды американских экспертов, которые все время были на Украине и намерены после киевских переговоров согласовать вопросы реверсных поставок газа в Словакии, Венгрии и Польше.
* * *
Некоторые эксперты ожидали, что Байден приедет не просто «поговорить», а привезет конкретные проекты в сфере военной помощи киевской власти. Если судить по результатам встреч Байдена с киевским руководством, то были даны обещания частичной финансовой помощи: 20 млн.долл. силовому блоку в целом (правда, не живыми деньгами, а некой «спецтехникой по обнаружению взрывчатки»); 8 млн.долл на «военную сферу», 11 млн. долл на проведение президентских выборов (что вообще является абсолютным позором для Украины – иностранное государство спонсирует проведение выборов).
Кроме того, 50 млн. долл. было обещано на «политические и экономические реформы», а еще 15 млн. – на борьбу с коррупцией. Итого – чуть более 100 млн. долл.
Да, формально Байден заверил, что уже совсем скоро МВФ таки предоставит Украине обещанный многомиллиардный кредит. Тот самый, который киевскому режиму обещали дать еще в феврале 2014 года. До сих пор не поступило ни копейки. В очередной раз было обещано, что США приложит усилия по возращению «краденых активов», не уточняя ни перечень активов, ни когда американские суды доказали их незаконный статус.
Зато показательно другое. Львиная доля слов в речах Байдена была посвящена борьбе с коррупцией, роли гражданского общества и… необходимости вести диалог со всей Украиной.
Во время визита тема коррупции стала центральной. Вице-президент США, выступая перед «политическими лидерами», призвал их бороться с «раковой опухолью, которая называется коррупция». Кроме того, по его словам, «люди устали от членов правительства, которые у них крадут. Мы приветствуем принятие закона о госзакупках, кроме того, вам необходимо будет принять еще несколько законопроектов, которые рассматриваются в Верховной раде и направлены на борьбу с коррупцией».
* * *
Интересно, что на встрече с некоторыми кандидатами в президенты Украины не присутствовала Ю.Тимошенко. Вряд ли это случайно, учитывая, что, по данным украинских журналистов, у нее на днях сорвался визит в США, где она планировала как раз искать поддержки в деле реализации своих политических амбиций. Но даже в телефонном режиме ей дали понять, что ее там никто не ждет.
На встречу же с Байденом пришли П.Порошенко, С.Тигипко и некоторые другие кандидаты. Вряд ли это можно считать чем-то иным, чем формальными «смотринами» будущего руководства страны (где места для Ю.Тимошенко не забронировали). Интересно, что В.Кличко, присутствующий на встрече, явно не попал в русло ключевых месседжей Байдена, даже сконцентрировавшись на эскалации украинско-российских отношений.
В частности он заявил: «Западу следует немедленно ввести жесткие санкции. Они должны охватить все секторы экономики и быть по-настоящему болезненными. К сожалению, руководство России понимает только язык силы».
Это явным образом диссонировало с основными задачами визита Байдена. П.Порошенко же старался попасть «в русло» идей вице-президента США: Украина должна жить по-новому, слушая все свои регионы, США есть и будут оставаться надежным союзником Украины, ключевая проблема Украины не язык и не конституция, а коррупция.
Последняя идея (коррупция) в текущем политическом контексте является во многом просто инструментом манипуляций. Нет, конечно, коррупция действительно разъедает украинское общество до самых его основ, однако здесь мы наблюдаем желание Киева не бороться с ней, а переключить внимание Юго-Востока на такие «вечные проблемы».
Известно, что с коррупцией можно бороться с переменным успехом, но полностью побороть невозможно. И вряд ли это действительно та равноценная проблема, которая может затмить дискуссию о формах государственного устройства страны и правах регионов.
* * *
Визит Байдена оставил двойственные впечатления и ощущения. С одной стороны, не возникает сомнения, что это визит хозяина в колонию, которой он пообещал, что совсем скоро подбросит немного цветных бус и брюквы, чтобы они не умерли от голода.
С другой стороны, складывается впечатление, что цель визита – утихомирить зарвавшихся украинских статистов в большой геополитической партии, не давая им возможности загнать отношения США и России в глухой угол. Ведь действия Киева (использование вооруженных сил против мирного населения, потворствование вооруженным радикальным элементам) ставят в неудобную ситуацию как раз США, а не незаконное киевское руководство, которое уже дискредитировало себя настолько, насколько вообще это было возможно.
Далеко не случайно Байден сделал основной акцент на борьбу с коррупцией и на выполнение достигнутых договорённостей в Женеве. В преддверии получения Украиной обещанного транша МВФ США перестраховываются, понимая, что если не дать понять их марионеткам, что эти деньги нельзя разворовывать, а нужно тратить по назначению, то ничего хорошего из этого не получится.
Не случайно же ЕС недавно уже создал специальную группу в Брюсселе, которая будет управлять финансами, предоставляемыми Киеву, не позволяя ему самому делить деньги. А США вынуждены делать «суровые внушения».
* * *
Что более важно? К США приходит и понимание того, что текущий конфликт на Юго-Востоке Украины далеко не так прост, как его представляет себе и миру киевская власть. Что это не проблема «российских диверсантов», которые «оккупируют» страну. Что здесь куда больше сложных внутренних процессов, которые накапливались годами и именно здесь и сейчас, в данный конкретный исторический момент «взорвались».
Скорее всего, именно с посылом о том, что США изменило точку зрения на украинские события, на самом деле и прилетел Байден. Не случайно же он так много внимания уделил тому, что у украинского правительства есть исторический шанс построить действительно целостную страну – не только географически, но и по существу. Причем это единство может базироваться на внимании к голосу каждого региона.
В своем заявлении для прессы после переговоров с Арсением Яценюком он обратился к жителям Востока Украины: «Я хочу, чтобы вы знали, я общался с руководителями страны и говорил, что они обязаны слушать вас. Позиция всех одинаково должна учитываться в реформировании государства».
Конечно, не стоит переоценивать это заявление, однако это явно несколько иной посыл, чем тот, который звучал в последнее время со стороны США и Запада в целом. Примерно о том же Байден говорил и на встрече с представителями гражданского общества.
США явно не настроены «раскачивать лодку» американо-российских отношений, тем более из-за Украины. В условиях, когда граждане Украины высказывают абсолютно обоснованные и законные требования, хотя в ответ Киев бросает против них армию. Женевская встреча и подписанные соглашения во многом были результатом усилий и американской дипломатии. И их срыв со стороны Украины – это плевок в имидж США на мировой арене.
* * *
Как будет реагировать Киев на изменившуюся ситуацию, еще не совсем понятно. С одной стороны, сложно игнорировать призывы в день встречи с Байденом того же Турчинова немедленно возобновить «антитеррористическую операцию», с другой - до дня голосования на президентских выборах остался всего месяц. И вряд ли нынешний киевский режим и опекаемые американцами кандидаты в президенты превратно поймут Байдена. Киеву явно надо менять политику.
Андрей НОВАЦКИЙ, ОДНА РОДИНА