Глава МИД Андрей Дещица оказался самым грозным и, как следует бывшему пресс-секретарю, буквально изошел бессмысленными словами, пугая людей каким-то «суровым ответом».
Глава МВД Арсен Аваков отбыл в Харьков, вице-премьер, ведающий силовиками, Виталий Ярема направился в Донецк, а секретарь СНБО Андрей Парубий и глава СБУ Валентин Наливайченко – в Луганск. Туда же потянулась и сама Юлия Тимошенко, чтобы, наверное, попробовать-таки если не пострелять 8 миллионов кацапов из атомного оружия, то хотя бы огородить мятежные регионы колючей проволокой, как она предлагала это еще в 2004 году.
Все это реакция на то, что Донецкая область провозгласила себя Донецкой Народной Республикой (ДНР) и совершенно спутала все карты «борцам с сепаратистами» как в Киеве, так и в Брюсселе, Берлине и Вашингтоне, ибо вывела из-под удара и обвинений Россию.
ДНР провозгласила суверенитет, но не попросилась в состав России. От соседнего государства ей нужна только помощь. Моральная, политическая, дипломатическая и военная. О чем дончане и попросили в спецписьме президенту России Владимиру Путину письменно и устно.
И это главное отличие от того, что происходило в Крыму. И только благодаря этому «уход Донецка» и образование независимой ДНР может стать, что называется, модельным проектом для всего юго-востока Украины.
Во время короткого обсуждения даты референдума о подтверждении своей независимости назывались и другие, более близкие по времени даты – 27 апреля, 1 и 9 мая. Но организаторы акции заявили, что эта дата в формулировке «до 11 мая» согласована с лидерами протестов в Луганской и Харьковской областях.
Так и постановили, особо оговорив, что по мере готовности к проведению мероприятия дата его проведения может быть перенесена. И если все получится, то вполне вероятно, что к средине мая 2014 года Украина как целостное государство перестанет существовать. Так как потеряет треть, если не больше своей территории и практически весь промышленный потенциал, который сегодня наполняет ее и без того скудный бюджет. За Донецкой, Луганской и Харьковской областями, где тоже уже захвачены органы власти, могут последовать Одесская, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, а то и Херсонская области.
И в сложившихся условиях, во-первых, уже понятно, что киевские власти то ли были не готовы к такому ускоренному развитию событий, то ли наоборот – всячески добивались его, чтобы:
а) сорвать (или перенести на неопределенное будущее) президентские выборы, на которых нынешняя подлинная «хозяйка» Украины Юлия Тимошенко не имеет шансов на победу;
б) провести выборы на усеченной территории и там уже установить свою безраздельную власть.
И во-вторых, не совсем понятно, как отнесутся к происходящему основные «бенефициары» и спонсоры нынешней временной власти в Киеве – Евросоюз и США, а также Россия, ведущая с ними переговоры об урегулировании украинской проблемы.
Среди обсуждаемых спасительных для Украины тем, как уже известно, – ее федеративное устройство, русский язык как второй государственный, внеблоковый статус и закрепление всего этого в новой Конституции. Переговоры пока зависли. Договоренности – тоже.
Сейчас США и Запад, конечно же, обвинят Россию в «экспансии». Хотя провозглашение ДНР никак не противоречит достигаемым договоренностям о федеративном устройстве, а только подталкивает его, видоизменяя условия федерализации. Она теперь может произойти не сверху, в виде «милостыни» от центральных властей, а снизу – по воле народа, который, как известно, является и высшим носителем суверенитета, и источником власти, которую осуществляет через центральные ведомства и органы местного самоуправления. Об этом в Украине как-то забыли.
К тому же самопровозглашенные республики во всех или в части указанных областей на приемлемых условиях на принципах равноправия вполне могут подписать с оставшейся «под Киевом» Украиной федеративный или конфедеративный договор о едином государстве, если уж оно так ценно для всех и для международного права вообще. Но в новых условиях они будут подписывать документ как равные субъекты, а не что-либо выклянчивать. К тому же произойти это может на основе новой Конституции Украины, которая все эти тектонические изменения зафиксирует и введет в правовое русло.
Все эти события в Донецке, пока проводимые в ключе, хоть и похожем на евромайдановский, но мирно, однозначно могут быть омрачены эскалацией насилия. Кроме прочих творимых глупостей, киевские власти еще и не знают, как им реагировать. Договариваться они то ли не хотят, то ли не умеют, а потому, похоже, выбирают силовой сценарий. Ну а такое действие всегда рождает противодействие…