Бравурные заявления киевского правительства о том, что заграница нам поможет, продолжают разбиваться о рифы реальности. ЕС, обещавший во время «евромайдана» золотые горы, на практике не оказывает Украине никакой финансовой помощи.
Более того, Брюссель с каждым новым заявлением понижает градус обещаний, представляя их как некое качественно новое завоевание в украинско-европейских отношениях.
Вопрос с европейскими кредитами все больше напоминает мифический проект Виктора Ющенко со строительством «Больницы будущего»: разговоров много, только результата нет. В дни госпереворота ЕС обещал масштабную кредитную помощь в 15-20 млрд. евро. Правда, как только улеглась эйфория майданной победы, стало понятно, что кроме разговоров надо заниматься делом, ЕС начал стремительно уходить с этих позиций, и делает это до сих пор.
Каждый раз называется новая «окончательная» дата поступления первых европейских траншей. Сначала это была середина марта, потом – начало апреля, теперь говорят о том, что первые деньги придут в июне. Вроде бы речь идет о 850 млн. евро.
Скорее всего, денег Киев не получит и в июне. Европейцы прекрасно понимают, что надо дождаться окончания назначенных на конец мая президентских выборов и посмотреть, стоит ли финансово поддерживать их победителя, если такой в мае вообще будет. Да и послевыборная суматоха не способствует надежным вложениям.
Не менее двусмысленно пытаются решить вопрос в сфере экономического сотрудничества между Украиной и ЕС. Показательное нежелание ЕС подписать экономическую часть Соглашения об ассоциации может говорить только о попытке закрепить за собой еще большие преференции, чем те, которые уже прописаны. Проголосованное же Европарламентом решение снять в одностороннем порядке пошлины для украинских товаров – это практически «капля в море», а не то, чего ждут подписанты от Украины. По приблизительным оценкам европейцев, выгоды для Украины от этого решения составят аж целых 487 млн. евро в год.
Скорее, будет меньше. Европейские производители и игроки рынка вряд ли будут благостно смотреть за тем, как к ним запускают очередного конкурента, значит, усилят давление на свои правительства, чтобы создать защитные барьеры для украинской продукции если не на общеевропейском уровне, то хотя бы на национальном. Да и продукция эта – в основном сельхозсырьё. Но все это – отложенная перспектива, поскольку такое решение если и вступит в силу, то не раньше 15 мая.
Нынешнее украинское правительство пытается делать вид, что все развивается наилучшим образом. 1 апреля П.Шеремета заявил: «Товарооборот с Россией, конечно, уменьшается, поскольку для него необходимы благоприятные условия с обеих сторон. Но вместе с тем эта ситуация благоприятна с точки зрения ЕС. И там растет товарооборот».
Реальных данных по характеристике «ситуации благоприятной» с ЕС он не привел, что, видимо, не случайно. В столь краткие сроки потеря российского рынка для украинских товаров даже теоретически не может быть компенсирована европейским, если вообще может быть заменена.
Кстати, это прекрасно понимают и европейцы, которые пытаются вернуть ситуацию к привычной для них схеме: Украина идет в ЕС, платит за это – Россия.
* * *
На днях европейцы прямо сказали, что было очень неправильно ставить Украину перед выбором: Россия или Европа. Показательно уже то, что они вообще признали факт такой постановки вопроса. Пока что европейских министров хватило на идею о проведении международной конференции по Украине, предложив России также принять в ней участие. Не лишним было бы напомнить, что изначально идея трехсторонних переговоров Украина-ЕС-Россия была предложена Януковичем и Путиным… еще 5 месяцев назад.
Теперь, оказалось, что это идея ЕС. Более того, желание решить украинский вопрос за чужой счет рождает разные необычные схемы вроде предложения МИД Австрии о создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока между ЕС и ТС, что гарантирует Украине возможность подписать соглашения о свободной торговле как с ЕС, так и с Россией.
На этом фоне происходит и существенная девальвация позиции ЕС по общеполитическим вопросам в отношении Украины. В разгар госпереворота обещания скорейшей политической интеграции сыпались как из рога изобилия. Сейчас же Европа активно осаживает Киев в его желании максимально сблизиться с ЕС, причем в вопросах, которые путчисты выносили в качестве своего идеологического «знамени».
На недавнем заседании Веймарского треугольника глава немецкого МИД заявил, что Германия не видит Украину членом НАТО: «У нас в немецком правительстве еще нет общей согласованной позиции. Если вы спрашиваете меня как министра иностранных дел, то мой ответ таков: я могу себе представить формы тесного сотрудничества НАТО-Украина, однако пути к членству в НАТО для Украины я не вижу».
На фоне заявлений того же Турчинова и некоторых иных деятелей новой власти о вероятном присоединении к НАТО позиция ведущих членов НАТО оказалась для Киева холодным душем. Позиция США по этому вопросу хоть и мягче, но нельзя сказать, что Вашингтон проявил заметный энтузиазм. США всячески избегают той неловкой ситуации, в которую их хотят загнать их же собственные марионетки в Киеве. Видно, что опыт с Саакашвили не прошёл для Вашингтона даром.
* * *
Ничуть не лучше ситуация с реальной политической интеграцией с ЕС. Основные кандидаты в президенты наперебой обещают скоро привести Украину в светлое европейское будущее, однако сами европейцы предпочитают держать Киев на заметном расстоянии. Глава МИД Франции Лоран Фабиус отметил, что «о перспективе членства Украины в ЕС европейцы готовы подумать после президентских выборов».
Куда более категоричным в этом смысле был Баррозу: «Члены ЕС к этому пока не готовы. Они считают, что не только Украина не была готова, но также и Европейский союз не был готов интегрировать на этом этапе страну, подобную Украине. Вот почему мы предложили Украине соглашение об ассоциации».
В то же время он заявил, что «дверь для вступления не закрыта» и «такая возможность в будущем существует», но для этого Украине «необходимы преобразования: реформы, борьба с коррупцией, более высокая степень отчетности властей перед обществом».
Всем понятно, что и реформы можно проводить бесконечно, и коррупцию не победить полностью никогда (ЕС в этом смысле - отличный пример с его перманентными коррупционными скандалами), значит, этот вопрос можно будет откладывать вечно.
Да и какой-то особой стратегии ЕС для Украины, по всей видимости, не существовало. Точнее, в Европе мало кто рассчитывал на то, что госпереворот закончится так, как он закончился. Поэтому сейчас «на коленке» пишутся какие-то «стратегии всесторонней экономической и политической поддержки Украины», которые так и останутся на бумаге.
Европа, страдающая от рецессии и тяжелого экономического положения, находится под постоянным давлением США, с одной стороны, и усиливающимся давлением Китая - с другой, и просто не готова оказывать действительно масштабную помощь кому бы то ни было. Тем более не члену ЕС. Европейцы тянут время в первую очередь в надежде на то, что проблемы Киева решатся как-то сами собой.
В принципе, Брюссель можно понять: вкачивать деньги в неэффективную украинскую экономику, которая управляется незаконной властью, – заведомо безрезультатное действие.
Не исключено, что европейцы действительно ожидают нового президента, которого они и «озолотят» своими кредитами. Скорее всего, и нового президента будут точно так же кормить обещаниями, но точно не деньгами.
Есть предположение, что главная цель действий европейцев – сознательное уничтожение остатков экономического базиса Украины на юго-востоке, то есть доведение предприятий до полного банкротства. И речь не идет о том, что часть европейской бизнес-элиты хочет скупить эти предприятия. По всей видимости, задача состоит в том, чтобы украинскую промышленность довести до «распила на металлолом».
Таким образом, Запад выполнит сразу две задачи: окончательно поставит Украину в зависимость от внешних заимствований и уничтожит украинских потенциальных конкурентов крупному европейскому бизнесу. И пока что события на Украине развиваются именно по этому сценарию.
Виктор КОСТЕНКО, ОДНА РОДИНА