Стремление западных лидеров создать видимость всеобщего одобрения идеи введения санкций против России наталкивается на зримое несоответствие этой вымышленной картины реальному положению дел. Тех, кто считает введение санкций ошибкой, хватает и в США, и в Европе, а в странах Азии и Африки ни на государственном, ни на общественном уровне вообще нет поддержки западным санкциям против России.
Прежде всего, не горят желанием платить из своей казны за проблемы Украины европейские страны. Спор по поводу санкций стал настоящим яблоком раздора внутри Евросоюза. Если брюссельская бюрократия введение санкций поддержала, то ряд национальных правительств высказался по этому поводу иначе.
Посол Польши на Украине Г.Литвин, например, заявил: «Есть целые секторы польской экономики, которые очень сильно связаны с Россией, и без таких связей Польша будет иметь серьезные затруднения. И это большая угроза также для экономики европейских стран».
Тема санкций против России стала предметом обмена колкостями между Великобританией и Францией. Первая обвинила вторую в том, что та действует в вопросе о санкциях против России недостаточно жёстко. Например, не приняла решения об отказе от продажи России двух вертолетоносцев и продолжает готовить их к передаче заказчику. В ответ министр иностранных дел Франции Л.Фабиус предложил Великобритании показать пример и заморозить многомиллиардные активы российских олигархов в Лондоне.
Германия, которая на словах решительнее других выступала за введение санкций, на деле ограничилась весьма узким их кругом, поскольку в Берлине не смогли ничего возразить немецким промышленникам, потребовавшим от правительства одуматься и не создавать трудности тысячам немецких фирм, работающих с Россией. Канцлер Германии Ангела Меркель по итогам встречи с президентом Южной Кореи Пак Кын Хe в Берлине высказалась в пользу решения кризиса на Украине политическим путем без введения экономических санкций против России.
«Я не заинтересована в эскалации, напротив, я работаю над деэскалацией ситуации», - сказала А.Меркель.
Политолог К.Бэмбери охарактеризовал эту ситуацию так: «Великобритания не хочет введения санкций, поскольку от них пострадают экономики обеих стран. Французы тоже не поддерживают эту идею, как и Ангела Меркель. Таким образом, три крупнейшие экономики Европы не хотят вводить санкции против России. США, конечно, могли бы это сделать, но Европа играет здесь более важную роль, поскольку является крупнейшим торговым партнером России. И если европейцы не поддержат введение санкций, то вряд ли что-то получится».
Некоторые европейские страны, противящиеся введению антироссийских санкций, но не готовые открыто выступить против Брюсселя, пошли своим особым путём. Например, Болгария, Латвия и Кипр потребовали у Брюсселя денежной компенсации за бойкот Москвы.
Понятно, что денег у Евросоюза сейчас немного и никто на такие компенсации не пойдёт. А в некоторых странах Европы, например в Чехии, парламентарии прямо заявили, что не поддержат введение санкций против России за её политику в отношении Крыма.
В Азии идея введения санкций против России встретила ещё более решительный отпор. Индия однозначно заявила, что она против санкций в отношении России: во-первых, Дели не считает санкции инструментом внешней политики, а, во-вторых, признаёт, что у России есть законные интересы на Украине.
25 марта на саммите по ядерной безопасности в Гааге приверженность такому подходу официально подтвердили главы МИД стран БРИКС: «Распространение недружественной риторики, санкций, ответных санкций, политики силы не способствует сбалансированному и мирному решению кризиса, соответствующему международному праву, в том числе целям и принципам, закрепленным в Уставе ООН». Аналогичной позиции придерживаются и лидеры африканских стран.
Склоняется к данной позиции и Япония. По данным опроса общественного мнения, проведенного исследовательским центром ведущей деловой газеты «Никкэй» и телекомпанией «ТВ Токио», 52 % опрошенных считают, что Япония в связи с событиями на Украине должна проводить «собственную дипломатическую линию».
А ещё раньше, 7 марта, министр иностранных дел Японии Ф.Кисида заявил, что «Япония не будет вводить против России санкции, но будет принимать решения, исходя из дальнейшего развития ситуации и отслеживая реакцию других стран».
Не намерен «играть в санкции» или подыгрывать кому-то в этой игре и Китай. 17 марта посол КНР в Германии Ши Миндэ заявил: «Санкции могут привести к ответным действиям и раскрутить спираль непредсказуемых последствий. Мы не видим никаких предпосылок для введения санкций».
Если говорить о США, то и там далеко не все в восторге от самодеятельности Б.Обамы. Американское бизнес-сообщество развернуло довольно активную кампанию по предотвращению принятия Белым домом решений, несущих вред американской экономике.
Логика бизнесменов проста и понятна: экономические санкции «могут ограничить возможности американцев по ведению бизнеса в стране с восьмой по величине экономикой в мире».
Весьма здравую оценку бессмысленности введения Соединёнными Штатами санкций против России высказал специалист по русской истории профессор из Гарварда Ричард Пайпс: «Когда мы говорим о санкциях применительно к такой крупной стране, как Россия, чья экономика тесно переплелась с экономиками всех ведущих стран мира, санкции выглядят скорее нелепостью, чем реальным инструментом, поскольку у России есть не меньше сильных вариантов ответа».
А самое главное, говорит Р.Пайпс, введение санкций в отношении России ровным счетом никак не поможет Украине, чьи проблемы носят гораздо более системный характер, нежели просто «потеря Крыма». Запад лишь без пользы для себя осложнит свои отношения с Россией и уменьшит возможности поиска компромисса с ней по другим вопросам.
А сохранение таких возможностей для Запада имеет принципиальное значение. 26 марта Госдепартамент США устами своего официального представителя М.Харф выразил надежду на то, что «разногласия по Украине» не повлияют на совместную работу Вашингтона и Москвы в сирийском вопросе. Однако надежда эта, видимо, оправдана лишь в той мере, в какой Белый дом не сделает ставку на конфронтацию с Россией в поисках выхода из украинского кризиса.
Скорее всего, уже в ближайшее время Запад без особого шума отменит введенные против России санкции. С одной стороны, это позволит западным политикам учесть озабоченность собственных финансово-промышленных кругов, с другой – даст возможность сохранить лицо.
Хотя, надо сказать, удар по этому «лицу» уже нанесен: реакция на присоединение Крыма к России показала, во-первых, лицемерие и двойные стандарты Запада в отношении остального мира, во-вторых, ограниченность возможностей влиять на мировую политику с помощью ультиматумов и шантажа.
То и другое будет иметь далеко идущие последствия.
Борис НОВОСЕЛЬЦЕВ, "Фонд стратегической культуры"