Проведение в Донецкой области массовых митингов в поддержку референдума о статусе региона вызвало у киевской власти серьезную обеспокоенность. В целях борьбы с «сепаратизмом» на местном уровне прошли кадровые изменения, которые коснулись как аппарата чиновников, так и силовых структур. После этого в Донецком крае борьба с «раскольниками» ужесточилась.
Однако массовые аресты активистов и запрет на проведение акций протеста еще больше сплотили дончан. Каждые выходные они проводят многотысячные демонстрации, митинги, а также пикеты административных зданий. Аналогичные мероприятия проходят и в других городах области. Кроме того, силами местных жителей созданы блокпосты, которые затрудняют продвижение военной техники к российско-украинской границе. Подобная самоорганизация является уникальной в истории современного Донбасса.
Наравне с административным ресурсом, которого оказалось недостаточно в борьбе за «территориальную целостность», активно используется ресурс информационный.
Например, в украинских СМИ в последнее время усиленно навязывается идея о «дотационном Донбассе». Еще недавно такое сложно было представить, т.к. неоспоримым казалось противоположное утверждение о Донецкой области.
В качестве аргумента приводятся следующие данные. В 2013 году Донецкая область перечислила в госбюджет 3,85 млрд. грн., а получила из казны 13,09 млрд. грн.
Таким образом, размер дотаций составляет более 9 млрд. грн. в год.
Половина суммы расходуется на зарплату шахтерам, потому что добываемый уголь продается дешевле себестоимости. Теме не менее закрывать убыточные шахты никто не намерен, т.к. это может привести к безработице и социальной напряженности.
В свою очередь, противники митингов в поддержку референдума о статусе региона и сближения с Россией утверждают, что в РФ, если Донбасс войдет в состав России, с донецкими шахтерами церемониться не будут.
Мол, в Кузбассе своего дешевого угля хватает, поэтому в случае присоединения Донбасса к России большинство местных шахт закроют. В такой ситуации, дескать, сохранение Донецкой и Луганской областей в составе Украины является вопросом выживания для предприятий региона.
27 марта 2014 года аналогичную точку зрения озвучили представители муниципальной и центральной власти. Сначала ставленник Киева Сергей Тарута на коллегии облгосадминистрации заявил: «Есть миф, что Донбасс кормит Украину, но если посмотреть статистику, то видно, что Донбасс – дотационный». По его словам, региону нужно перестать быть дотационным, начинать себя обеспечивать и наладить дальнейшее развитие.
Затем стало известно заявление в Верховной раде Арсения Яценюка. «Из 13 млрд. грн., которые идут на так называемую дотацию для угольной отрасли, 10 млрд. разворовывают и только 3 млрд. поступают шахтерам», – сказал он. И добавил, что если закрыть шахты и поделить сумму дотаций между горняками, то за год каждый получит 80 тыс. грн. Нет, утверждал Яценюк, предприятия никто закрывать не собирается, но количество бюджетных денег для шахтеров придется сократить. Теперь часть дотаций пойдет на «развитие депрессивных регионов».
Внешне убедительные аргументы украинских чиновников все-таки имеют серьезные недостатки.
Например, С. Тарута заявил, что Донбасс должен кормить себя сам, при этом даже не озвучил причины дотационности региона. Действительно, отчисления Донецкой области в госбюджет меньше, чем она получает из центра. Но дело в том, что размер чистых поступлений от областей в госбюджет почти не зависит от величины регионального валового продукта.
Главными источниками наполнения украинской казны являются налоги на доходы физических лиц (зарплаты работников и доходы мелких предпринимателей), а также налоги на потребление (НДС).
Что касается крупных предприятий, принадлежащих олигархам, то прибыль от произведенной продукции идет по месту регистрации головного офиса. В лучшем случае офис компании размещен в Киеве, и налоги от прибыли собираются в местный бюджет. Например, в столицу давно уже перебрались такие налогоплательщики, как ИСД, «Сармат», ПУМБ. Но зачастую миллиарды долларов направляются прямиком в офшоры без уплаты налогов, поэтому с частных предприятий взимаются лишь рентные платежи и плата за пользование недрами. Таким образом, крупный капитал практически не обеспечивает наполнение госбюджета.
Утверждение о неспособности Донецкой области прокормить себя лишено всяких оснований. По словам донецкого экономиста Юрия Макогона, дотационная угольная промышленность не означает, что дончане производят меньше, чем потребляют. Во-первых, дотации идут в государственные предприятия, а не в частные, которые работают сравнительно стабильно и устойчиво. Во-вторых, Донецкая область занимает первое место в Украине по объемам производства и экспорта, следовательно, она заведомо не может быть дотационным регионом. Одни только металлургические заводы, половина из которых находится на донецкой земле, обеспечивают 42 % поступления валюты в страну.
Донецкая область экспортирует не только продукцию машиностроения, химической и металлургической отраслей, но и сельхозпродукцию. За рубежом пользуются спросом подсолнечное масло, кукуруза и зерно. Кроме того, благодаря порту в Мариуполе через регион проходят большие транзитные потоки.
Ю. Макогон считает необоснованным утверждение о дотационности Донецкой области также в силу соотношения размера территории и количества населения. На регион приходится более 4 % территории и 11% населения страны. При этом, согласно данным за февраль 2014 года, область произвела 16 % ВВП Украины и 20 % экспорта.
Ошибочные высказывания об иждивенчестве Донетчины, по сути, опроверг и А. Яценюк. Если шахтерам поступали только 3 млрд. грн., а остальные – разворовывали, тогда область заведомо не могла быть дотационной. Не исключено, что с помощью больших денежных перечислений Виктор Янукович стремился лишь обеспечить себе поддержку донецкого электората на следующих президентских выборах.
Сколько бы украинские чиновники ни говорили о нерентабельности донецкой промышленности, это не влияет на стремления местных жителей провести референдум о статусе региона. Если Донецкая область все-таки дотационная, то почему ее лишают права самой решать существующие проблемы? Однако муниципальные власти намеренно тормозят процесс подготовки проведения референдума. Это косвенным образом подтверждает абсурдность утверждения об иждивенчестве Донецкого края.
Источник: Станислав РЕТИНСКИЙ,«ОДНА РОДИНА»
Комитет