С идеей люстрации украинские националисты носятся с первых дней провозглашения независимости Украины. Какое-то время дальше деклараций у них дело не шло, зато после прихода к власти Виктора Ющенко они разразились сразу двумя законопроектами, авторами которых стали бывший командир комсомольского оперативного отряда Василий Червоний и бывший пропагандист райкома КПСС из Львовской области Левко Лукьяненко.
Наиболее жёсткий вариант предложил бывший пропагандист, потребовавший пятилетнего запрета на занятие руководящих должностей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти и СМИ Украины лицами, которые находились на руководящих должностях в КПСС, КГБ СССР или являлись резидентами, агентами, информаторами или внештатными работниками службы безопасности, а также начальниками политических отделов в Советской армии и МВД СССР.
Комсомольский оперотрядовец решил не посягать на коммунистическое прошлое потенциальных репрессируемых, ограничившись проверкой на сотрудничество со спецслужбами. Зато расширил сферу внимания люстраторов проверкой на причастность к фальсификации выборов 2004 года, а репрессируемым предложил запрещать возглавлять политические партии и общественные организации.
Оба законопроекта до голосования так и не дошли, хотя через три года удалось сколотить группу юристов-националистов и объединить их в общественную организацию «Люстрация».
После нацистского государственного переворота 2014 года тема политической мести вышла на Украине на первый план. 26 марта пять депутатов от «Свободы» зарегистрировали законопроект № 4570 «О проведении люстрации в Украине».
Поскольку феномен политической мести в Восточной Европе достаточно распространен, есть возможность сравнить люстрацию по-украински с тем, как мстили предшественникам в других государствах.
В Румынии и Молдове, например, люстрация не проводилась вообще. В самой мягкой форме процесс преследования за убеждения прошёл в Венгрии, Словакии и Болгарии. Такие признанные плитические авторитеты, как Лех Валенса, Вацлав Гавел, Желю Желев и даже Конференция европейских церквей, выступили категорически против проведения люстрации. Тем не менее, к их мнению прислушались далеко не везде.
Германия ограничилась требованием к государственным служащим сообщить о сотрудничестве со спецслужбами ГДР при приёме на работу и увольнении. Впрочем, раскрытые досье «Штази» очень быстро стали использоваться для шантажа восточногерманских политиков.
Прибалтийские государства ввели запреты на занятие государственных должностей для активистов компартии и сотрудников КГБ.
Наиболее жёстко действовали в отношении своих «неправильных» соотечественников чехи и поляки. 140 тысяч из 10,5 миллиона жителей Чехии были лишены права в течение 5 лет занимать ответственные посты в государственных органах. В перечень подвергшихся репрессиям попали кадровые сотрудники и тайные агенты спецслужб, сотрудники партийного аппарата КПЧ, руководившие госбезопасностью.
В Польше люстрация превратилась в средство борьбы активистов «Солидарности» за посты в новой власти. Претенденты на государственные должности, сотрудничавшие со спецслужбами, должны были покаяться и получить прощение, чтобы занять какой-либо пост. Скрывшие факт сотрудничества немедленно увольнялись.
* * *
Разумеется, пришедшие к власти путём государственного переворота украинские нацисты не могли не «проявить себя европейской нацией». Впереди всех в вопросе политической мести и ограничения прав и свобод граждан оказались «свободовцы» во главе со своим фюрером О.Тягнибоком, подавшие законопроект № 4570.
Члены Всеукраинского объединения «Свобода», не раз отличившиеся террором против политических оппонентов, взрывами ненависти к русским и пытками неугодных в подвалах Киевской городской госадминистрации во время майдана, не остановились на достижениях своих предшественников В.Червония и Л.Лукьяненко.
Подготовленный ими законопроект уникален. Никакого покаяния или незначительного срока поражения в правах, в отличие от «мягкотелых» поляков и чехов, украинские «европейцы» не предусматривают. Если кто-то вдруг подпадает под люстрацию, то он лишается прав занимать определённые должности сроком на двадцать лет.
Перечень должностей, закрываемых для «неблагонадёжных», впечатляет: все первые лица центральных государственных и региональных органов вместе с заместителями и руководителями структурных подразделений, судьи, адвокаты, нотариусы, аудиторы, эксперты, оценщики, члены всех без исключения избирательных комиссий и депутаты всех уровней.
Кроме того, абсолютно все государственные служащие, включая сотрудников аппаратов всех без исключения органов власти, военнослужащие, сотрудники милиции, налоговики, руководители и профессура вузов, должностные лица и руководители подразделений госпредприятий, СМИ, фондов и даже… коммунальных служб. Под люстрацию попадает также каждый претендент на перечисленные должности от президента до сантехника.
Однако и это лишь полдела. Незамедлительному увольнению с работы ещё до начала люстрационных проверок подлежит огромный корпус сотрудников. Это судьи, пробывшие на должности свыше 10 лет, члены Высшей дисциплинарно-квалификационной комиссии адвокатуры, секретари организаций КПСС от парткома предприятия и выше, партработники Советской армии и МВД СССР, выпускники, студенты и аспиранты всех без исключения партийных школ и курсов. Ну и, разумеется, те, кого националисты относят к «кровавой гэбне», включая боровшихся с бандеровщиной в военное и послевоенное время.
О том, что законопроект № 4570 служит исключительно целям политической мести, а никак не защите национальной безопасности, говорит всё та же статья 5 «Лица, подлежащие увольнению». 18 из 33 категорий, подлежащих немедленному увольнению, - это лица, занимавшие должности с 25 февраля 2010 по 21 февраля 2014 года, то есть с момента инаугурации Виктора Януковича до захвата власти в Киеве путчистами.
Любопытно, что немедленному увольнению с государственных должностей подлежат лица, входившие в состав правительства Юлии Тимошенко, а также сотрудники администрации президента, смену которых Виктор Янукович начал отнюдь не в первый день своего президентства.
Есть ряд статей, которые, если к ним подходить пунктуально, ставят крест на карьере даже самих разработчиков законопроекта. Например, люстрационные запреты касаются всех, кто принимал участие в действиях, разжигающих национальную рознь, публично призывали к дискриминации по национальному, расовому и религиозному признакам. То есть люстрации подлежат все, скандировавшие «москалей на ножи», а заодно Юлия Тимошенко, призывавшая отстреливать русских «из атомного оружия».
Кроме упомянутых категорий, безоговорочному увольнению подлежат все прокуроры и их заместители, занимавшие должности в указанное время, руководители и их заместители всех подразделений МВД, главы и заместители глав всех местных администраций, главы и заместители глав судов, пребывавшие в должности в указанный период, а также судьи, назначенные на должность в указанное время. Репрессии предусмотрены безоговорочные, без малейшего намёка на презумпцию невиновности.
Подвергшиеся люстрации поражаются в праве не только занимать государственные должности, но и быть членами советов общественных организаций и СМИ, быть членами избирательных комиссий, работать в охранных фирмах, владеть травматическим и огнестрельным оружием.
Оспорить решение люстраторов можно лишь в Высшем административном суде.
Стихия люстрации на Украине только начинает разгуливаться. Член хунты, глава «люстрационной комиссии» Егор Соболев уже выразил недовольство «слишком мягкими» предложениями «Свободы». И пообещал проводить люстрацию более жёстко.
Видимо, на основании предложенного нацистом Богданом Бенюком законопроекта «О принадлежности к украинской национальности и защите государствообразующей нации», пункт 6 которого гласит: «Чиновники государственных органов власти, относящиеся к русской национальности и не способные документально подтвердить обратное, должны быть уволены до 31 декабря 2014 года».
Александр ГОРОХОВ, "Фонд стратегической культуры"