Вопрос о том, кто будет осуществлять финансовое спасение Украины, по-прежнему висит в воздухе. Россия нынешний режим в Киеве не признаёт. Америка готова поддерживать «героев майдана» лишь морально.
Правда, у Вашингтона есть свой «кошелек» под названием Международный валютный фонд, который реагирует только на команды из Казначейства и Государственного департамента США, но вашингтонские начальники МВФ не настолько безрассудны, чтобы давать кредит стране, которая находится в одном шаге от дефолта. Скорее, МВФ будет прилагать усилия к тому, чтобы заставить Киев погашать и обслуживать ранее полученные кредиты.
Остается Европа, но финансово-экономическая ситуация там плачевна. В январе с.г. Евростат опубликовал свежие данные о суверенном (государственном) долге Европейского союза и стран, входящих в зону евро (табл. 1).
Табл. 1.
Суверенный долг стран Европейского союза и стран зоны евро
| Долг, млрд. евро | Долг по отношению к ВВП,% | ||
3 кв. 2012 | 3 кв. 2013 | 3 кв. 2012 | 3 кв. 2013 | |
28 стран ЕС
| 10.959,4 | 11.310,5 | 84,9 | 86,8 |
17 стран зоны евро | 8.529,3 | 8.841,8 | 90,0 | 92,7 |
Как видно, за год (с конца 3 квартала 2012 г. до конца 3 квартала 2013 г.) суверенный долг стран ЕС увеличился на 351,1 млрд. долл., или на 3,2 %. Суверенный долг стран зоны евро увеличился на 312,5 млрд. долл., или на 3,7 %. Относительный уровень суверенного долга неумолимо растет. При существующих тенденциях, согласно оценкам, суверенный долг стран зоны евро уже к концу 2015 года может составить 100 % ВВП.
Впрочем, уже сегодня многие страны ЕС имеют относительный уровень суверенного долга, превышающий 100 % ВВП. Самые высокие показатели национального долга к ВВП на конец третьего квартала 2013 года были зафиксированы: в Греции (171,8 %), Италии (132,9 %), Португалии (128,7 %) и Ирландии (124,8 %).
Европейский союз сегодня - это своеобразный карточный «домик». Если хотя бы одна из стран объявит дефолт по суверенному долгу, то она за собой потянет все остальные страны, входящие в ЕС. Наиболее слабыми звеньями европейской финансовой системы оказываются страны Южной Европы, а также Ирландия.
Рефинансированием их долгов занимаются ЕЦБ, специальные фонды ЕС, МВФ, но делать это им становится все труднее. Поэтому начинают прибегать к экспроприациям, то есть банальному аннулированию обязательств банков и государств (кипрская модель экспроприаций). У Европы для Украины денег просто нет.
Взявшись за финансовое спасение Украины, Европа сама может быстро пойти на дно, так как она сегодня в тупике. Спасать Украину она не может, но и не пытаться спасать не может – ведь от Украины для неё исходят серьезные угрозы.
Во-первых, для Европы могут возникнуть прямые физические угрозы. На территории Украины находятся 4 действующие АЭС. Атомные электростанции – идеальный объект для террористических актов. Европа, между прочим, еще не забыла историю с Чернобыльской АЭС.
Во-вторых, в случае дальнейшей дестабилизации положения на Украине оттуда в Европу может потянуться поток беженцев.
В-третьих, через территорию Украины проходят газопроводы, подающие голубое топливо в ряд европейских стран. В прошлом году объем потребления газа в Европе составил 541 млрд. куб. м, импорт газа - 253 млрд. куб. м. Поставки "Газпрома" в Европу (включая Турцию) в прошлом году достигли 161,1 млрд. куб. м.
Доля российского топлива на европейском рынке газа составляет 30 %, а большая часть поставок все еще осуществляется через территорию Украины. Через ГТС Украины было поставлено 83,7 млрд. куб. м газа, то есть через территорию Украины в настоящее время проходит 33 % от объема европейского импорта и 15,47 % от общего объема потребления.
В 2013 году через Украину прошло 52 % российского экспорта в Европу. Рост нестабильности на Украине при новом режиме заставляет рассматривать чрезвычайные ситуации, при которых возможны перекрытие потоков российского газа в Европу либо перебои в поставках в результате диверсии.
В этом случае под ударом окажутся такие получатели российского газа, как Италия, Турция, Франция, Чехия, Словакия, Австрия. Но не только они. Неизбежно начнется рост цен на сжиженный газ, а затем нефть, а вслед за ней на другие виды энергоносителей и нефтепродукты. Может возникнуть эффект «спускового крючка».
Самым слабым звеном в европейской конструкции, скорее всего, окажется Италия, которая по относительному уровню суверенного долга стоит в Европе на втором месте после Греции – 132,9 % ВВП. Абсолютный объем итальянского долга – 2,1 трлн. евро. По этому показателю Италия находится на первом месте в Европе. Любые перебои в транспортировке природного газа через Украину моментально отправят Италию в нокаут. А затем европейский карточный домик может сложиться в 24 часа.
Достаточно ли этого окажется, чтобы вызвать мировой кризис, сказать трудно. Серьезный удар может быть нанесен по китайской экономике, которая очень сильно зависит от энергетического импорта. А вот для США повышение цен на энергоносители сегодня не является таким критическим фактором, как еще несколько лет назад. Зависимость Америки от импорта энергоносителей сокращается, так что она может и устоять. Похоже, на это и сделали расчёт в Вашингтоне.
Некоторые эксперты предполагают, что нынешний «управляемый хаос» на Украине был создан для того, чтобы дестабилизировать энергетическую ситуацию в мире и спровоцировать мировой финансовый кризис. И задуман этот план в Вашингтоне. К реализации плана Америка готовилась несколько лет, повышая свою энергетическую самодостаточность.
Осенью 2013 года должен был сработать детонатор под названием «Сирия», но он не сработал. Теперь таким детонатором может послужить Украина. К проведению операции на Украине Вашингтон, как всегда, привлек своих атлантических союзников из Европы. Они и могут стать одними из первых жертв рукотворного энергетического и финансового кризиса.
Валентин КАТАСОНОВ, "Фонд стратегической культуры"