В последние дни очень много самых различных обещаний со всех сторон. И у некоторых может начаться эйфория от «блестящих перспектив», открывающихся для Украины после «европейского выбора».
Особенно если смотреть только телевизор (где сегодня по всем каналам транслируют абсолютно одинаковую картинку и одно «единственно правильное» мнение) и не знакомиться с другими источниками.
На самом деле, вся «манна небесная», которой Украину собирается осыпать Запад, выражается аж в двух миллиардах долларов от ЕС (из которых один выцыганил лично Яценюк) и одном миллиарде долларов от США (из которых 80% уже распределено на армию).
На что хватит этих денег? На месяц затыкания дырок в бюджете в штатном режиме (при полностью собираемых налогах и сборах на всей территории, в том числе на юго-востоке). При таких раскладах ни о каком развитии или перестройке украинской экономики и промышленности на европейские стандарты, естественно, и речи идти не может.
Причем, если учесть, что примерно 40% потребностей Украины в различных товарах покрывается за счет импорта, то, выделяя эти деньги, Европа во многом кредитует собственных производителей (или же обеспечивает выплату процентов по предыдущим долгам).
Что даёт Украине подписание «политической части» договора об ассоциации с ЕС? Ровным счётом ничего, поскольку это изначально экономический договор, который к тому же глубоко невыгоден Украине (и даже Яценюк, после года с лишним вранья о его полезности, недавно был вынужден это признать).
Да, теоретически по ряду направлений убираются таможенные сборы. Но взамен вводятся квоты там, где их отродясь не было, в том числе по стратегическим для нас направлениям – по сельскохозяйственной продукции, по металлургии и так далее.
Вчера по телевизору увлечённо рассказывали, что после подписания у нас будут действовать высокие стандарты качества для ювелирных изделий. Я так счастлив! 90% населения так счастливы! Они так страдали от некачественной ювелирки!
Зато убираются ГОСТы в пищевой промышленности, и теперь нас смогут травить любой, самой сомнительной отравой. Как говорил итальянский повар, читая состав украинского кетчупа, «томаты – 18%, значит 82% – химия».
И то ли ещё будет. Мало кто заметил, но «временное правительство» уже забило на Крым. В риторике «это наша земля, мы её вернём», а в отдельных заявлениях уже прозрачные намёки к россиянам, что «неплохо бы компенсацию получить за имущество», и даже примерные подсчёты, сколько можно выторговать.
Попытка получить хоть какую-то компенсацию похвальна, но зачем тогда вся эта пафосная риторика? Ведь этим они подставляют пацанов, которые там служат. Если уж сдали, то пусть отдадут приказ об эвакуации и зовут россиян на прямые переговоры, а не пускают пыль в глаза всему миру и украинскому народу в том числе.
Впрочем, никакой компенсации они не получат. И снова, как обычно, из-за своих тупости, лакейства и бездумного исполнения приказов западных хозяев.
Сколько они отрабатывали заказ и твердили о денонсации Харьковских соглашений? А теперь россиянам эти соглашения уже по факту не нужны, и они говорят: «Окей, вы так долго требовали – мы денонсируем».
И Украина автоматом становится должна ещё порядка 11 миллиардов долларов за газ, потреблённый за время действия договора (ну и в дальнейшем получает более высокую цену).
То есть, даже если временное правительство и договорится о какой-то компенсации за имущество в Крыму (в чём также есть сомнения), то денег они всё равно не получат – эти суммы просто будут вычеркнуты из долга. Причём, заметьте, действующий министр Продан 20 марта сам заявил, что Украина готова платить за газ более высокую цену! Его никто за язык не тянул.
И это несмотря на то, что и по цене со скидкой НАК «Нафтогаз» должен круглую сумму денег, а золотовалютных резервов кот наплакал (данные об их величине не обновлялись примерно с начала года, что намекает на плачевность ситуации).
Я бы сказал, что с дырявыми карманами не до дешёвых понтов, потому что это обходится слишком дорого. Но кто ж меня послушает? Общий же «счёт» потребностей в валюте до конца года выглядит примерно так:
– выплата по долгам за газ – порядка $2 миллиардов;
– закупка энергоносителей – от $12 миллиардов (после отмены Харьковских соглашений может быть и больше);
– текущие платежи по госдолгу – порядка $7,3 миллиарда;
– компенсация отрицательного торгового сальдо (без учёта энергоносителей) – порядка $8–10 миллиардов;
– также валюта нужна для обеспечения выплат по корпоративным долгам (это не долги государства, но их тоже как-то нужно обеспечить валютой).
Но и без последнего пункта у нас набегает сумма необходимых валютных средств около 30 миллиардов долларов. Это просто чтобы остаться на плаву. А последние данные о золотовалютных резервах говорили о сумме примерно в 15 миллиардов, то есть меньше половины.
В свете этого разговоры о двух миллиардах от ЕС выглядят таким же издевательством, как знаменитые 6400 евро помощи от Венгрии – смотрите, не потратьте всё сразу. Янукович, кстати, при всех его негативах, получал от России те самые недостающие 15 миллиардов, которые позволили бы Украине хотя бы протянуть ещё год.
А вот где возьмёт деньги «временное правительство»? Сие науке неизвестно.
И ещё, если будет принят во втором чтении проект закона «Об обеспечении прав и свобод граждан на временно оккупированной территории Украины» Сергея Соболева, то это автоматически прекращает любые экономические отношения с Россией, то есть Украина теряет крупнейший экспортный рынок сбыта продукции размером примерно в 18–20 миллиардов долларов.
Кому это выгодно? Уж точно не Украине. Кроме потребностей в валюте нужны и гривны. Только для проведения посевной нужно выделить порядка 40–50 миллиардов гривен на краткосрочные кредиты производителям на ГСМ, закупку семян и ремонт сельскохозяйственной техники.
Вспоминаем про злополучный бюджет и видим там общую дыру в размере 83 миллиардов гривен. Никакая косметическая экономия не способна решить эту проблему.
Ещё в телевизоре появилась куча новых «экспертов», и все на разный лад утверждают, что у нас типа полно «неэффективной» государственной собственности, которую нужно срочно продать.
Как я всегда пишу, собственность не бывает эффективной или неэффективной, таковым может быть только менеджмент. И если госсобственностью плохо управляют, то нужно не продавать её, а просто менять менеджмент. В том числе на высочайшем уровне.
Когда же этих «экспертов» спрашивают, что ж это за собственность, которой много и которую нужно продать, они опускают глазки и тихо говорят «земля».
Правильно, продадим землю иностранцам (а у местных денег нет), и тогда точно «запануем в своей сторонке». В резервациях.
Александр Роджерс, Взгляд