ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОДПИСАЛИ 21 МАРТА В БРЮССЕЛЕ?


24.03.2014 10:22
Ведь Соглашение в целом – это более чем 900-страничный документ. Сопутствующие протоколы вполне могут тихонько поменять по требованию европейской стороны. А как показали события 21 марта, новое украинское руководство просто не в состоянии отстаивать интересы страны. Тем более это становится возможным, когда «политическая» часть Соглашения предполагает создание нового надгосударственного органа под фактическим управлением ЕС – Совета ассоциации. Не исключено, что теперь для Украины именно эта структура станет ключевой точкой принятия решений как экономических, так и политических…

21 марта Арсений Яценюк и Ж.-М.Баррозу в Брюсселе подписали Соглашение об ассоциации между ЕС и Украиной. Правда, несмотря на поставленные подписи, Соглашение в полном объеме не начнет свою работу еще долгое время. Подписана так называемая политическая часть Соглашения. Она включает в себя лишь преамбулу, первый, второй и седьмой разделы.

В отношении экономической части Яценюк заявил: «Мы будем готовы подписать экономическую часть соглашения с ЕС после президентских выборов в Украине, но фактически мы уже сейчас начинаем процесс экономических сдвигов».

При этом, по его мнению,  решение подписать сначала политическую часть Соглашения  было «единственно правильным», поскольку, мол, требуется «еще раз в Украине и в Европе провести консультации относительно открытия украинского рынка для европейских товаров».

О чем конкретно будут «консультироваться», покажет время, пока же были подписаны самые «пустые» разделы (за небольшим исключением).

Первый раздел посвящен уважению демократических принципов, прав человека и основных свобод, а также верховенства права, которые должны формировать основу внутренней и внешней политики сторон.

Второй раздел предусматривает конвергенцию Украины и ЕС в вопросах внешней политики и безопасности. При этом упоминается соблюдение принципов территориальной целостности и нерушимости границ.

В седьмом разделе прописано проведение политического диалога между сторонами в форме саммитов и создание Совета ассоциации и комитетов ассоциации для контроля выполнения Соглашения. В разделе содержатся положения о доступе к судам Украины, выполнении обязательств и урегулировании споров. То есть положения об органах внешнего управления Украиной и ограничении ее суверенитета.

После брюссельского подписания новая власть поспешила заявить о своей победе: «Само подписание ассоциации с ЕС - это демонстрация того, что Европа хочет политически поддержать Украину, дать понять, что европейские двери и европейский путь открыты и что Европа готова идти дальше после ассоциации», - отметил депутат украинского парламента от «Батькивщины» А.Павловский.

Помимо «политической поддержки» Яценюк привез из Брюсселя очередные обещания кредитов: «ЕС принял решение об увеличении макрофинансовой помощи Украине с 610 млн. евро до 1 млрд. 610 млн. евро. То есть речь идет более чем о 2 млрд. американских долларов, которые поступят на счета украинского правительства для стабилизации экономической ситуации. Окончательный срок зачисления этих средств: конец апреля – начало мая».

Правда, верится в это с трудом, ЕС и США уже который месяц кормят Киев обещаниями финпомощи, но денег пока так и не дали.

Несмотря на бодрые рассказы о «цивилизационной победе», связанной с этим подписанием, ситуация не столь уж радужная, как хочет это показать киевская власть.

То, что называют «политической частью», на самом деле ей не соответствует.  Как пишут обозреватели, «обман заключается в том, что это куда меньше, чем то, что считалось «политической частью» все годы подготовки Соглашения. Потому что «политическая часть» — это все части документа, кроме Раздела IV ("Торговля и вопросы, связанные с торговлей), регламентирующего создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли Украины с ЕС».

Особенно подчеркивается: «...выпало же из политической части все то, что являлось конкретикой, а не «бла-бла», выпало основное — Раздел III — «Юстиция, свобода и безопасность»; Раздел V — «Экономическое и секторальное сотрудничество»; Раздел VI — «Финансовое сотрудничество и положения относительно борьбы с мошенничеством». Если кого-то интересует мнение человека, почти 20 лет пишущего о евроинтеграции, то скажу: в таком виде Соглашение подписывать было нельзя. Это просто насмешка».

Судя по всему, результат подобного подписания – это очередная демонстрация глубокого непрофессионализма нового украинского руководства, которое «слило» национальные интересы Украины, так же как и при вступлении в ВТО. И сделала это одна и та же команда. Подобная ситуация - это и результат острого желания новой власти «быстрой и громкой» победы. Хоть какой-то. И любой ценой.

Между тем еще 6 марта ЕС посылал четкие сигналы Киеву о том, что не собирается форсировать этот вопрос. Именно 6 марта состоялся экстренный саммит ЕС, который во многом был посвящен как раз вопросу соглашения об ассоциации. Судя по данным СМИ, на этом мероприятии разгорелась ожесточенная пятичасовая дискуссия на тему – стоит ли подписывать это соглашение. Традиционно «за» выступили прибалтийские республики и Польша.

Но Франция устами ее президента сказала, что, пока в Киеве не будет новой легитимной (хотя бы относительно) власти (то есть после президентских выборов), торопиться с этим не стоит.

Именно тогда Германия предложила разделить процесс подписания на «политическую» и «экономическую» части, за что все и проголосовали. И лишь позже выяснилось, что разделить этот документ на две части практически невозможно – настолько эти две составляющие в нем переплелись.

В итоге ЕС был вынужден подписать как бы весь договор целиком, но в довесок к документу идет другой технический документ, в котором и указывается, что действующими являются лишь отдельные главы.

Киев вновь взяли на короткий поводок, имея в качестве аргумента неопределенные перспективы подписания целостного документа.

Причем ЕС таким поступком в очередной раз проявил свое лицемерие. И даже не особо это скрывает. Как точно подметила А.Гетьманчук: «Перед Вильнюсом мы имели дело с ЕС, который из Киева просили о деньгах, а ЕС настаивал на сохранении ценностей. Теперь в Киеве просят защитить и не предавать ценности, ЕС дает деньги. Причем, давая деньги Украине, явно думает о том, как не потерять их с Россией».

Тут уточним, что, собственно, и денег Киеву никто не дает – все обещания так ими и остались.

При этом фактор нежелания потерять свои деньги из-за Украины, обостряя отношения с Россией, становится все более весомым. Накануне саммита президент Франции Ф.Олланд заявил, что ЕС в ближайшее время не собирается вводить масштабных санкций против России из-за ситуации в Крыму: «Сегодня про экономические санкции речь идти не будет, но дипломатия и экономика идут рядом».

Более того, по данным Financial Times, даже те «персональные» санкции, которые ЕС вводит против отдельных российских и крымских чиновников, согласовывались с огромными сложностями и дискуссиями.

Интересный вопрос, которым почему-то мало кто задается сейчас в Киеве: «Почему ЕС отказался подписать экономическую часть соглашения?»

Уже сейчас эксперты считают, что эта пауза со стороны ЕС связана с тем, что Европейский союз хочет восстановить торговые отношения с Россией. А на определенных этапах (видимо, если будут достигнуты экономические цели ЕС по отношению к России) Евросоюз может вообще отказаться от подписания ЗСТ с Украиной.

Можно предположить, что цели у этого неподписания все же несколько иные. Да, не исключено, что это связано с желанием ЕС нарастить свои позиции в диалоге с Россией, однако точно так же можно предположить и то, что европейские чиновники, почувствовав полную беззащитность и непрофессионализм украинской власти, просто хотят пересмотреть условия, закрепленные в документе, еще больше в свою пользу.

Ведь Соглашение в целом - это более чем 900-страничный документ. Сопутствующие протоколы вполне могут тихонько поменять по требованию европейской стороны. А как показали события 21 марта, новое украинское руководство просто не в состоянии отстаивать интересы страны.

Тем более это становится возможным, когда «политическая» часть Соглашения предполагает создание нового надгосударственного органа под фактическим управлением ЕС - Совета ассоциации. Не исключено, что теперь для Украины именно эта структура станет ключевой точкой принятия решений как экономических, так и политических.

Виктор КОСТЕНКО, ОДНА РОДИНА

Комитет




Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/119181/
© 2006-2008, komitet.net.ua