Подошла к концу вторая неделя, прошедшая с момента государственного переворота в Киеве. При этом, если в течение первой недели события сыпались как из рога изобилия, возникали неожиданные повороты событий, то вторая неделя прошла более спокойно в обозначении и формулировании сторонами своих позиций. Оформились и точки разлома: ситуация с Крымом, особенно в свете присутствия там войск России, и вопрос признания легитимности власти в Киеве, как со стороны населения Юго-Восточных областей, так и со стороны России.
В этой связи имеет смысл начать с характеристики сформировавшихся сторон украинского конфликта. Стороны условно можно поделить на 2 группы: западный блок (инициаторы конфликта), восточный блок. В западный блок входят: путчисты (объединённые оппозиционные силы захватившие власть) и Запад (ЕС и США). В восточный блок входят: население юго-восточных областей (прежде всего русское), Россия, Крым (имеет смысл выделить эту общность людей отдельно).
Путчисты под напором протестных настроений с Юго-Востока были вынуждены резко сменить офицальную риторику и отказаться от явно антирусских выпадов, таких как отмена закона о региональных языках. Была сделана масса заявлений о дружбе народов, о том что Крыму необходимо дать больше автономии, о готовности к диалогу с Россией и так далее в том же духе. Параллельно с этой словесной завесой самоназначенный кабинет министров развил лихорадочную деятельность по укреплению собственной власти:
укрепление контроля над силовыми ведомствами: МВД, СБУ, армией;
тотальное подчинение себе все СМИ;
активизировалась борьба с независимыми СМИ, в частности отключены 4 российских канала;
в восточные области губернаторами были назначены непосредственно местные олигархи;
значительно усилился режим пропуска на границах, так под разными предлогами в страну не были допущены тысячи граждан России;
начала вестись прямая борьба с активистами в юго-восточных областях как по офицальной линии (кого просто вызывали для бесед, а некоторых арестовывали, как Павла Губарева в Донецке), так и по неофициальной (запугивание, прямой террор).
Другим направлением укрепления власти был поиск финансов для поддержки трещащей по швам экономики Украины. Были проведены неоднократные переговоры с США, ЕС, МВФ о предоставлении финансовой помощи. Пока результаты небогатые: $1 млрд. от США и 1,6 млрд. Евро от ЕС в ближайшей перспективе, а также перспективы 10 млрд. Евро от ЕС и неопределённая сумма от МВФ в течении ближайших лет. Если учесть, что только краткосрочный госдолг Украины составляет около $35 млрд., то понятно, что ситуация мягко говоря угрожающая.
Также важно отметить, что всю эту неделю непрерывно нагнеталась ситуация по военному ведомству: была объявлена мобилизация, выведены из мест постоянной дислокации военные части, усилена пропаганда и т.д. Всё это делается под лозунгами необходимости отражения «военной агрессии» со стороны России в Крыму.
Западные союзники новой киевской власти продолжают демонстрировать полную поддержку всех её действий, звучат обещания об экономической помощи, но сверх того на этой неделе они начали попытки оказания давления на Россию. Так, США заявили о введении визовых санкций в отношении неназваных российских чиновников, а Евросоюз заявли о приостановлении диалога по визовому вопросу и подготовке нового базового соглашения с Россией. Звучат мнения о возможности ужесточения санкций, но вместе с тем, можно констатировать, что начали появляться отдельные голоса о том, что в общем то позиция России по украинскому вопросу достаточно адекватна. В частности, экс-канцлер ФРГ Шредер заявил, что кризис в Крыму косвенно спровоцировал Евросоюз.
Что касается оппонентов, то Россия воздержалась от активных действий, а посветила эту неделю чёткому обозначению своей позиции:
Россия не признаёт легитимным нынешнее правительство в Киеве;
Россия проводит политику невмешательства во внутренние дела Украины;
решать свою судьбу, в т.ч. в каком государстве проживать, могут только сами люди;
в случае, если от Крыма поступит предложение о вхождении его в состав России, то такое образение будет рассмотрено;
Россия оставляет за собой право ввести войска на Украину в случае возникновения угрозы жизни русскоязычному населению.
Определённые усилия были приложены по крымскому вопросу: были налажены постоянные контакты с представителями новых властей республики, существенное внимание было оказано урегулированию вопросов с татарской общиной (основную роль в этом вопросе играют представители Татарстана).
Также значительно активизировалась российская пропаганда: формируется и распространяется альтернативная Киеву и Западу картина событий. Что, в частности, и послужило причиной отключения российских каналов на Украине.
Наиболее активно провели это время власти Крыма: начиная от организации жизнедеятельности и обороны республики, заканчивая заявлением о намерении присоединиться к России и назначении на 16 марта соответствующего референдума. Объявление референдума, а главное формулировки его вопросов буквально взорвало ситуацию в Киеве и на Западе потому, что стало понятно, что намерения у Крыма самые серьёзные.
Что касается жителей Юго-Восточных регионов, то у них, безусловно, самое тяжёлое положение, т.к. организоваться так как в Крыму они не смогли в короткое время, а контрмеры путчистов привели к тому, что региональные власти и силовые структуры в целом стали лояльны Киеву. Но, тем не менее, протесты не стихают и даже не уменьшаются в масштабах. В этом смысле можно выделить области, где протесты самые многичисленные: Луганская, Донецкая, Одесская и Харьковская. На этой неделе народом были захвачены Луганская, Донецкая и Харьковские обладминистрации. В силу недостаточной организации людей, Харьковская и Донецкие обладминистрации были вскоре были отбиты правоохранительными силами. Луганская администрация была оставлена протестующими добровольно. Менее масштабные протесты прокатились и по другим городам: Николаев, Днепропетровск, Запорожье, Мариуполь, Горловка и другие. Не смотря на то, что видимых успехов, кроме численности митингов, нет, но работа по организации сопротивления идёт: формируются отряды самообороны, исполнительные комитеты, делаются попытки наладить связь с соседними городами и областями. С другой стороны давление путчистов тоже нарастает: блокируется информационное поле, попытки горизонтальной координации, осуществляется давление, а то и прямой террор, на лидеров сопротивления, руководители, оказывающие поддержку народным протестам немедленно заменяются.
Какие же выводы можно сделать из складывающейся картины?
Одним из ключевых факторов, способным полностью изменить ситуацию на Украине является возможная попытка со стороны путчистов вернуть Крым силовым путём. Косвенные признаки возможности проведения такой военной операции имеются: объявлена мобилизация, многие части выведены из мест постоянной дислокации, нагнетается военная истерия в СМИ. С другой стороны шансы на успех в прямом военном противостоянии с Россией (которая явным образом заявила, что будет оказывать военную поддержку народу Крыма) стремятся к нулю, не только по причине несопоставимости боевого потенциала украинской и российской армий, но и ввиду крайне низкой боеготовности украинской армии, отсутствия единства мнений в самой украинской армии по поводу целесообразности проведения подобной операции. Кроме того, само положение Крыма затрудняет проникновение на полуостров со стороны материка, а возможности украинского флота не позволяют осуществить это с моря. Все эти факторы говорят, что попытка вторжения в Крым может носить только пропагандистский характер с последующими призывами о защите к НАТО. Вероятно, что такие консультации ведутся уже сейчас, и, по сути, всё сводится к получению санкции на такую операцию со стороны США и ЕС. Есть основания полагать, что ни те, ни другие не горят желанием переводить конфликт в горячую фазу со своим непосредственным в нём участием. Начало же боевых действий в отсутствии такой санкции ведёт к фактически неминуемому вводу войск России в восточные области Украины (где сосредоточены основные активы украинских олигархов, т.е. ресурсная база киевского правительства), полный разгром вооруженных сил Украины на восточном театре боевых действий и непосредственная угроза самому Киеву, как центру уже вражеского государства. Более того, даже санкционированное Западом нападение на Крым всё равно ведёт к потере ресурсной базы киевских властей, так как Россия имеет существенно больше возможностей упредить западных «партнёров» в развёртывании и занятии в этих ключевых регионов. Всё это делает сценарий развития ситуации по линии начала прямых боевых действий маловероятным.
Крым, по-видимому, твёрдо нацелился на присоединение к России, иначе трудно понять: зачем так ускорять вопрос с референдумом. Судя по информации из автономии, большинство жителей настроено на присоединение к России. При этом, вряд ли вопрос присоединения не был согласован с Россией. Из этого можно сделать вывод, что если бы у России имелось желание поторговаться, то имело бы смысл оставить больше времени на переговоры и оставить дату референдума прежней (30 марта), а значит Россия в целом определилась по крымскому вопросу. Представляется, что в немалой степени это продиктовано стратегическим значением полуострова для контролем над Чёрным морем, что в условиях анти-российских сил, пришедших к власти в Киеве, и их явной аффилированности со странами-членами НАТО, этот вопрос приобретает ещё более важное значение.
Восточным областям Украины, несмотря на большое количество протестов, ещё не удаётся выйти на крымский уровень организации сопротивления, что не позволяет в настоящее время говорить о каком-либо явно выраженном самоопределении большинства жителей этих регионов. Можно отметить, что в отдельных областях имеются все возможности для развития ситуации по образцу Крыма (Луганск, Донецк, с меньшей вероятностью Одесса, Харьков), и эти возможности пока ещё находятся в руках самих жителей этих областей. Что касается позиции России в сложившихся условиях, то представляется, что в ходе политического торга о легитимизации властей Украины и судьбе русскоязычного населения Россия отношении юго-восточных областей Украины пока будет придерживаться принципа федерализации Украины или, как вариант, автономизации (по аналогии с принципами меморандума Козака). Ситуация может изменится, если в одной или нескольких областей для борьбы с успехами в самоорганизации населения, киевские власти прибегнут к широкому силовому подавлению народного движения (а это более чем вероятно под давлением националистов), то в этом случае Россия будет вынуждена обеспечить защиту жизни и здоровья русскоязычного населения соответствующих областей..
Что до остальной части Украины, то можно констатировать, что пока эти территории в целом лояльны путчистам. Но в этом вопросе время работает против путчистов. Главной проблемой являются вопросы экономики: для поддержания нормального функционирования Украина срочно нуждается в деньгах, получить их она может только у стран Запада, но предоставление этих средств сопровождается необходимостью выполнять жёстких условий по сокращению бюджетного дефицита, которые неминуемо и достаточно быстро скажутся на материальном положении граждан страны. При этом в 2013 году был зафиксирован нулевой рост ВВП, а в 2014 году прогнозируется уже падение этого показателя. Всё это приведёт к росту социальной напряжённости в стране, что усугубит непростую ситуацию с легитимностью пребывания у власти нынешних киевских властей. Кроме того, большой проблемой является отсутствие единства у сил, пришедших к власти, и отсутсвия паритета представительства этих сил в органах власти. Так, в правительстве большинство постов, включая пост премьера получили представители «Батьковщины», пост спикера Верховной Рады и и.о. президента также у представителя «Батьковщины». Это ведёт к тому, что «Свобода» и УДАР чувствуют себя оттёртыми от власти, праворадикалы же вообще не получили формальных властных постов. Если же учесть, что «Батьковщина» изначально партия с Востока Украины (из Донецка), то становится понятно, что раскол между этой партией и «Свободой» и другими праворадикалами носит глубокий характер и подобные результаты дележа властных постов не случайность. Как противовес «Батьковщине» сейчас используются националисты из сил «самообороны Майдана», которые фактически осуществляют охрану и надзор за работой правительственных учреждений. Как результат этих диспропорций, в конце недели Майдан повторно требовал членов правительства выступить в воскресенье перед ним с отчётом о своих действиях, судя по тому, что этого мероприятия не состоялось, то правительству пришлось пойти на определённые уступки. Ровно поэтому Майдан пока не распускают, который нужен как орган, способный воздействовать на правительство и Верховную Раду. И если в Киеве пока удаётся сохранять шаткий баланс сил, то в регионах уже начали возникать конфликты. В Ровно под давлением местного Майдана был отстранён от должности назначенный из Киева начальник милиции области, который хотел разоружить формирования правого сектора. И есть основания полагать, что раскол со временем будет углубляться, а экономические проблемы только ускорят этот процесс.
Источник: Коломенский Куст, «Империя»