Столкнувшись с катастрофической ситуацией в экономике, киевская хунта в пожарном порядке возобновила сотрудничество с МВФ, который с 4 марта начал работу по оценке текущего положения. В Киеве питают надежду, что первый транш кредита в сумме 3 млрд. долл. удастся получить в течение ближайшего месяца. Арсений Яценюк поспешил заверить Запад, что Украина выполнит все условия Международного валютного фонда. Несложно понять, какими новыми потрясениями для людей обернётся выполнение постмайданным режимом этих условий...
* * *
Часть требований МВФ известна уже сейчас. Речь идет о повышении пенсионного возраста на два года для мужчин и три – для женщин, ликвидации специальных пенсионных пособий, которые выделяются ученым, государственным служащим и управляющим государственных предприятий, а также об ограничении пенсий работающим пенсионерам.
Офицерам армии пенсионный возраст устанавливается в 60 лет. Предусматривается отмена государственной поддержки родов, бесплатного питания, учебников. Пособия по безработице будут начисляться только после минимального периода в шесть месяцев работы, оплата больничных снизится до 70% от заработной платы, сами начисления будут происходить только с третьего дня болезни. Повышение прожиточного минимума будет заморожено.
В коммунальной сфере требования МВФ предполагают повышение цены на газ для муниципальных предприятий на 50% и в два раза для частных потребителей. Увеличить стоимость электричества требуется на 40%, а рост тарифов ЖКХ привести в соответствие с ростом цен на газ.
Украина должна отменить льготы и повысить налоги на транспорт на 50%, увеличить акциз на бензин на 60 евро. «Приятным» сюрпризом для украинских предпринимателей станет ограничение практики упрощенного налогообложения, а для пенсионеров – введение НДС для аптек и фармацевтов, что автоматически приведет к росту цен на лекарства на 20%.
Наносится удар и по сельскому хозяйству. Западные кредиторы требуют отменить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения, а также практику льгот по НДС в сельской местности и субсидии для производителей свинины и курятины. Кроме того, МВФ хочет, чтобы на Украине были приватизированы все шахты и отменено их государственное субсидирование. Требуется также ликвидировать льготы для предприятий ЖКХ и транспорта.
* * *
Эти античеловеческие «реформы» планируется провести в условиях полного отсутствия средств в бюджете даже по «защищенным» статьям, предназначенным для выплаты заработной платы работникам государственного сектора и бюджетной сферы, а также пенсий.
Яценюк признал, что страна находится на пороге банкротства, а казна разграблена. Вялотекущий государственный переворот, который в течение трех месяцев неумолимо подтачивал финансы Украины, не мог не привести к такому плачевному итогу.
Всем памятна, например, «забастовка» предпринимателей Западной Украины, отказавшихся платить налоги в государственный бюджет. Сказались на состоянии платежного баланса и блокирование органов государственной власти, и вывоз капитала из Украины, и паника на финансовом рынке, и приостановка инвестиционных программ в производстве, и организованные путчистами бойкоты торговых марок. После совершения государственного переворота к этому добавился симметричный отказ юго-восточных регионов отчислять средства в Киев.
Антиконституционная деятельность путчистов разрушила достигнутые правительством Николая Азарова договоренности с Российской Федерацией. По результатам заседания украинско-российской межгосударственной комиссии, которое состоялось 17 декабря 2013 г., было принято решение о приобретении Россией ценных бумаг украинского правительства на сумму 15 млрд. долл. США.
Первый транш кредита в размере 3 млрд. был предоставлен Украине накануне нового 2014 года, поступление второй партии средств было запланировано на февраль 2014 года. Параллельно «Газпром» и «Нафтогаз Украины» подписали дополнения к контрактам 2009 года, что снизило цену на газ для Украины до 268,5 долл. за тыс. м3 и позволило бы экономить минимум 7 млрд. долл. в год.
Таким образом, реальная помощь Украине составляла уже 22 млрд. долл., не считая средств, которые могли бы быть получены после реализации меморандумов о развитии промышленной кооперации в сфере судостроения, ракетно-космической промышленности, строительства самолета АН-124, моста через Керченский пролив, а также плана действий по урегулированию торговых ограничений в двусторонней торговле между Россией и Украиной на 2013-2014 годы.
Обещаемая Западом помощь, даже если она и будет предоставлена, не в состоянии компенсировать утраты, понесенные экономикой Украины в результате разрушения сотрудничества с РФ.
* * *
Первые экономические последствия государственного переворота для Украины уже наступили. По заявлению представителей «Газпрома», Украина может не сохранить скидку на газ из-за просроченного долга, который составляет 1,549 млрд. долл. Общая же сумма задолженности за закупленный у России в 2013 году газ достигает 2,634 млрд. долл. Кроме того, по внешним долгам в 2014 году Украина должна выплатить в 6,1 млрд.долл.
Если сложить размер долга за российский газ, сумму выплат по внешним долгам, утраченные Украиной 7 млрд.долл. сэкономленных средств, которые были бы получены благодаря скидке на газ, а также 3 млрд. долл., которые необходимо будет вернуть России, получаем сумму в 18,734 млрд. долл.
Уже из этого видно, что долги, которые висят на Украине и которые ей необходимо выплачивать, превышают размер кредита МВФ, обещанного к тому же на разрушительных для общества условиях. Учтём и то, что на фоне повышения цены на российский газ размер внешнего долга Украины начнёт расти в геометрической прогрессии.
На российский заем в оставшиеся 12 млрд. долл. Киеву теперь также не приходится рассчитывать. Международные кредитные агентства уже отреагировали на это. 8 февраля Fitch понизил рейтинг Украины до преддефолтного уровня с B- до CCC, а агентство Standard & Poor's 21 февраля ухудшило суверенный кредитный рейтинг Украины, понизив его с уровня CCC+ до CCC, прогноз – негативный. Свои решения агентства объясняют неопределенностью в отношении выкупа Россией украинских облигаций.
Еще одну проблему для наполнения государственного бюджета создаёт размер отрицательного сальдо внешней торговли, которое в 2013 г. составило 8,475 млрд. долл. При этом за последние 16 лет отрицательное сальдо внешней торговли Украины с ЕС выросло почти в восемь раз.
Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, на котором настаивает киевский режим, приведет к увеличению дефицита торгового баланса в разы.
Что касается украинской высокотехнологической промышленности, то ее судьба на данный момент в полном тумане. В случае если Юго-Восток окончательно выйдёт из-под контроля Киева, шансы на реализацию достигнутых с РФ договоренностей о промышленной кооперации сохранятся.
Впрочем, киевской хунте от этого не легче, поскольку государственные долги придется выплачивать именно украинской столице, потерявшей часть доходов от промышленного потенциала. В случае же возврата хунтой контроля над всей территорией Украины промышленный потенциал страны будет утрачен.
Ольга ЩЕДРОВА, "Фонд стратегической культуры"