ТАЙМЕР ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИЧТОЖЕНИЯ УКРАИНЫ ВКЛЮЧЕН


01.03.2014 10:40
Новое правительство Украины под руководством премьера Арсения Яценюка опубликовало свои цели и задачи. Список состоит из 23 пунктов, и большая часть из них приведет к резкому и значительному ухудшению экономической ситуации в стране.

Для реализации всех планируемых целей придется внести изменение в большое число законодательных актов. Правительство, по версии "евромайдана", надеется, что реализация программы снизит общественно-политическую напряженность, предотвратит коллапс национальной экономики, начнет восстановление экономики, даст возможность развиваться малому и среднему бизнесу, ускорит вовлечение страны в международные экономические и финансовые отношения.

Но объективное рассмотрение программы говорит о том, что позитивные результаты возможны только в долгосрочной перспективе, а на ближайшие годы при реализации программы экономика Украины будет практически уничтожена.

1. Обеспечение суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности Украины

 

Стандартная формулировка, но в условиях сохраняющейся социальной и политической напряженности она обретает особое звучание. Первоочередной задачей, судя по всему, новое правительство считает сохранение Крыма в составе Украины.

2. Подписание соглашения об ассоциации с Европейским союзом, неотложная имплементация его положений. Выполнение всех необходимых условий для скорейшего обеспечения безвизового режима со странами Европейского союза для украинских граждан.

Хотя состав правительства изменился, но условия при подписании соглашения об ассоциации останутся прежними. Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров в конце прошлого года заявил, что подписание соглашения с ЕС привело бы Украину к банкротству и социальному коллапсу.

Из особенно негативных для экономики условий можно отметить двукратный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, резкое обесценение национальной валюты, сильное сокращение расходов бюджета, отмена государственной поддержки сельскохозяйственного сектора, ограничение роста заработных плат и пенсий, сокращение некоторых социальных пособий.

3. Развитие всесторонних добрососедских отношений с Российской Федерацией во всех сферах, на новой, действительно равноправной основе, которая учитывала бы как данность необратимый европейский выбор Украины и перспективу ее членства в ЕС.
В конце прошлого года Россия и Украина договорились о выделении Киеву финансовой помощи в размере $15 млрд и предоставлении скидки на газ. Скорее всего, если российские власти признают новое правительство Украины, эти условия будут изменены.

Покупка украинских государственных облигаций уже приостановлена, а газовые контракты продолжают действовать до конца текущего квартала, в будущем возможен их пересмотр.

4. Восстановление программ сотрудничества с МВФ и выполнение всех условий, необходимых для получения помощи от МВФ и ЕС.

При выполнении всех условий МВФ Украина фактически нанесет сокрушающий удар по собственной экономике, а также повысит социальную напряженность. Прошлое правительство не стало выполнять предложенные условия, и это неудивительно, если посмотреть на их перечень.

Обязательное повышение пенсионного возраста

Ограничение пенсионных выплат и пособий

Увеличение внутренних цен на газ, электроэнергию, введение акциза на бензин в размере 60 евро

Обеспечение свободного роста цен на другие товары

Увеличение налогов и отмена налоговых льгот, в том числе в сельскохозяйственных регионах

Проведение приватизации угольных шахт и отмена субсидий

Сокращение случаев использования упрощенной системы налогообложения

Продажа сельскохозяйственных земель

Изменение порядка выплат пособий по безработице

5. Неотложная стабилизация финансовой ситуации. Жесткая экономия бюджетных средств. Тщательный пересмотр налоговых льгот, выданных на индивидуальной или отраслевой основе, на предмет их реальной эффективности в содействии развитию и социальной целесообразности. Кардинальное уменьшение разного рода субсидий, искажают условия конкуренции, дестабилизируют государственные финансы и способствуют распространению коррупции.

Пересмотр налоговых льгот по отраслям означает, что будут отменены льготы для угольного сектора. Без этих льгот рентабельность добычи резко снизится, в некоторых случаях она станет отрицательной.

В любом случае число безработных вырастет, реальные доходы упадут, а значит, социальный взрыв на востоке страны неизбежен.


6. Обеспечение справедливого правосудия. Восстановление разрушенных "судебной реформой" 2010 г. гарантий самостоятельности судебной власти и независимости судей.

7. Реформирование правоохранительных органов, обеспечение эффективности их деятельности, соблюдение принципа верховенства права, прозрачности и подотчетности обществу.

8. Полное и всестороннее расследование фактов гибели людей, совершение других преступлений, связанных с проведением массовых акций протеста в ноябре 2013 г. - феврале 2014 г. Направление главных усилий на выявление и привлечение к уголовной ответственности организаторов и исполнителей этих преступлений.

9. Формирование новой системы власти на принципах верховенства права, открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти. Решительное и системное противодействие коррупции, прежде всего в высших органах государственной власти. Создание Национального антикоррупционного бюро.

10. Проведение люстрации, прежде всего правоохранительных органов и судов, с целью очистки их от тех, кто злоупотреблял властью, нарушал конституционные права человека и гражданина.

11. Обеспечение жесткого контроля со стороны общества за использованием бюджетных средств. Обеспечение прозрачности государственных закупок. Сокращение расходов на содержание власти, отмена необоснованных льгот чиновникам.

Ужесточение контроля и повышение эффективности государственных закупок необходимы, но в условиях нехватки бюджетных средств, когда необходимо принимать оперативные решения, затягивание выделения средств на какие-либо цели может быть крайне опасным.

12. Принятие (в краткосрочной перспективе) необходимых непопулярных решений относительно цен и тарифов, с введением соответствующих компенсаторных механизмов адресного характера.

Повышение тарифов на газ и электроэнергию для населения – это одно из требований МВФ. В прошлом году украинские СМИ сообщали, что планируется повышение тарифов сразу на 40%. В условиях сдерживания и сокращения роста заработных плат и пособий расходы домохозяйств вырастут весьма ощутимо, а значит, снизится потребление.

За счет чего новые украинские власти собираются добиваться роста ВВП в таких условиях, остается до конца не ясным. С другой стороны, компенсаторные механизмы адресного характера – это фактические субсидии, которые планируется отменить. Такое противоречие говорит о том, что никаких механизмов компенсации просто не будет реализовано.

13. Реформа политической системы и избирательного законодательства. Создание эффективных механизмов предотвращения узурпации государственной власти и нарушение принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

14. Обеспечения честных и прозрачных президентских выборов 2014 г.

15. Демонополизация экономики. Устранение ограничений для конкуренции и искусственных преференций отдельным субъектам хозяйственной деятельности. Расширение свободы предпринимательской деятельности, существенное сокращение функций административного регулирования экономики.

Улучшение конкурентной среды и повышение конкурентоспособности необходимо практически для любой развивающейся экономики, но эти шаги будут более эффективны при стабильной экономической ситуации.

Стремительная искусственная демонополизация грозит потерей прибыли монополиям, то есть налоговые платежи будут меньше. Компенсировать их можно за счет малого и среднего бизнеса, пришедшего на рынок, но о массовом создании небольших предприятий в украинских условиях говорить пока не приходится.

16. Восстановление доверия со стороны инвесторов к Украине, поощрение иностранных инвестиций. Введение прозрачных и единых правил для всех субъектов экономической деятельности.

Для восстановления доверия Украине придется учитывать интересы сразу нескольких крупных игроков. С одной стороны, это МВФ как планируемый основной кредитор, то есть необходимо выполнение всех требований этого фонда.

С другой стороны, есть крупные инвесторы, такие как фонд Марка Мобиуса Franklin Templeton, который является крупнейшим держателей украинских государственных бондов в объеме около $7 млрд, которые будут внимательно следить за действиями властей по работе с долгом.

Кроме этого, у Украины есть долговые обязательства перед Россией. Только в текущем году Минфину Украины предстоит выплатить $ 5,874 млрд, по обязательствам перед МВФ - еще $ 2,881 млрд, из которых $ 1,134 млрд должен выплатить Нацбанк страны. В 2015-2016 гг. объем долга, подлежащего погашению, уже сейчас составляет более $ 12 млрд 

Все эти обязательства придется погасить, а не реструктурировать, иначе Украина может потерять доступ на долговой рынок.

17. Защита прав собственников и инвесторов. Гарантирование государством неприкосновенности прав собственности и укрепление института собственности как основы рыночной системы хозяйствования.

Если охота на активы Виктора Януковича, который пока является легитимным президентом страны, не начнется, то сомнений в гарантиях государства относительно прав собственности у инвесторов не будет. Но пока все идет к отъему его активов, что вряд ли повысит привлекательность Украины в глазах крупных иностранных инвесторов.

18. Обеспечение энергетической безопасности и энергосбережения. Реформа энергетического сектора в соответствии с требованиями Договора о создании Энергетического сообщества, в т. ч. ИИИ энергетического пакета ЕС. Постепенное замещение импортного газа газом собственной добычи. Диверсификация источников и путей поставок энергоресурсов. Реализация долгосрочной государственной программы повышения энергоэффективности. Существенное уменьшение на этой основе потребностей экономики в импорте энергоресурсов.

Этот пункт реализовать будет очень сложно. Замещение импортного газа за счет собственной добычи для Украины пока является нереальным проектом, так как нарастить объемы добычи за счет действующих месторождений невозможно. В прошлом году на Украине было добыто 20,260 млрд куб. м газа, а объем импорта составил почти 28 млрд куб. м.

При этом платить за импортируемый газ становится все сложнее, даже действующие скидки от России не помогают. Долг "Нафтогаза" перед "Газпромом" составляет сейчас $ 1,64 млрд.

Конечно, есть программа разработки сланцевых месторождений, реализовываемая совместно с
Shell, но все договоренности заключались при правительстве Азарова, поэтому могут быть заморожены, до того момента как новое правительство будет признано другими странами.

Кроме этого, украинские СМИ сообщают, что первая
"сланцевая скважина" "Беляевская-400" возле села Веселое Первомайского района Харьковской области не оправдала ожиданий, так как не позволила подтвердить запасы газа.

19. Формирование и осуществление взвешенной и последовательной государственной гуманитарной политики, которая будет основываться на учете этнического, культурного, конфессионального многообразия украинского общества. Обеспечение безусловного соблюдения прав граждан и всех общественных групп (социокультурных, языковых, конфессиональных и т. д.) на получение образования и информации, на общение на родном языке, на свободу совести (вероисповедания и церковно-религиозного самоопределения).

20. С целью распространения использования государственного языка в информационном, образовательном, культурном пространствах, в быту и общественных коммуникациях, осуществления всестороннего государственного содействия национальным украинским культурным индустриям, производству качественного русскоязычного информационного, культурного, образовательного продукта и его продвижению в т. ч. с помощью новейших технологий. Защита государственного и других языков в соответствии с требованиями статьи 10 Конституции Украины.

21. Немедленное прекращение практики необоснованного закрытия школ, обеспечение доступа к качественному образованию как социального лифта независимо от уровня материального обеспечения семей. Децентрализация управления системой образования. Обеспечение связи образования с требованиями современного рынка труда.

22. Недопущение сокращения сети медицинских учреждений, обеспечения доступности качественных медицинских услуг для граждан страны. Введение комплекса мер по стимулированию добровольного медицинского страхования.

Судя по всему, речь идет о повышении доступности государственных медицинских учреждений, а для этого необходимо увеличить в сектор поступление бюджетных средств. В условиях жесткой бюджетной экономии и ликвидации дисбалансов практически невозможно будет выделить дополнительные средства, или же их придется изымать из других секторов.

23. Возвращение капиталов, находящихся и зарегистрированных в Республике Кипр, офшорных зонах и других юрисдикциях, которые позволяют незаконно избегать налогообложения в Украине.

В условиях, когда в стране не определились правила игры и состав игроков, никто из бизнесменов, выведших средства, например на Кипр, не будет возвращать их на Украину. Скорее всего, процесс оттока капитала будет продолжаться, особенно активно средства будут выводиться с востока страны. 

Источник - vestifinance.ru

Комитет



 


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/117535/
© 2006-2008, komitet.net.ua