Экономика Украины находится в состоянии стремительного пике. Если ситуация не выровняется в ближайшие недели, если не дни, то может случиться коллапс силой ничуть не меньшей, чем в начала 90-х после развала СССР.
Как признал один из представителей новой власти А.Яценюк: «Страна на грани банкротства. Я не хотел бы сейчас раскрывать цифры неимоверного бюджетного дефицита не до конца текущего года, а до конца текущего месяца, задержки заработных плат на протяжении 10 дней. Платить долговые обязательства нечем».
Практически полную профнепригодность демонстрирует новый глава Нацбанка С.Кубив, умудрившись за пару дней опустить официальный курс гривны с 8,5 грн. за долл. до 10,5.
А по некоторым данным СМИ, это далеко не предел – новый глава НБУ решительно настроен на сохранение резервов Нацбанка на текущем уровне, посему курс может спуститься еще сильнее – до 15 грн. за долл., то есть обесценить доходы граждан и их накопления в два раза. При этом резервы НБУ действительно крайне низкие: с 1 февраля они уменьшились с 17,8 млрд. до 15 млрд. долл.
Минфин уже не скрывает, что если деньги не будут найдены в ближайшие недели, то Украина просто окажется на грани выживания. Всего же, по оценкам специалистов Минфина, Украине в виде внешней помощи требуется около 35 млрд. долл.
При этом ЕС устами Э.Брока уже сказал, что вроде бы деньги дать готов, но самое большее - 20 млрд. И это сумма только для того, чтобы поддержать Украину в приемлемом состоянии до подписания ассоциации с ЕС.
Сколько денег потребуется Украине потом, даже сложно представить. Даже когда все было спокойно и все нормально работало, называлась сумма до 160 млрд. долл. Тогда Ш.Фюле назвал ее совершенно «не вызывающей доверия». Крайне интересно было бы узнать, продолжает ли он так считать и сегодня.
Помимо прямых проблем с отсутствием денег следует понимать, что никто Украине не собирается прощать ее долги на внешней арене. 25 февраля стало известно, что Китай подал в Лондонский международный арбитражный суд иск к Украине на возмещение убытков на сумму 3 млрд. долл.
Именно такая сумма была выдана в виде кредита Государственной продовольческо-зерновой корпорации для закупки зерновых для дальнейшей их поставки в Китай, однако реально зерна было закуплено только на 153 млн. долл. И тут следует отчетливо понимать, что отдавать долг Киеву нечем. Более того, есть большие сомнения, что даже если Киев получит кредиты от Запада, то последний вряд ли ему разрешит этими деньгами расплачиваться с Китаем.
И ведь это лишь часть проблем, с которыми уже сейчас столкнулась «евромайданная Украина», но далеко не полный их список. Однако уже на этом этапе именно Запад ведет себя на территории Украины совершенно по-хозяйски, недвусмысленно показывая, кто теперь здесь главный и кто «рулит процессом».
Разнообразные «наблюдатели» уже начали наводнять Украину. Если раньше это были только уже привычные нам представители ЕС и США, то теперь к ним прибавился наблюдатель от ОБСЕ, которым стал Т.Гульдиманн – посол Швейцарии в Германии. При этом нынешний глава ОБСЕ Д. Буркгальтер предложил создать международную контактную группу по Украине в качестве потенциальной платформы для координации и обмена информацией для предоставления международной помощи и проектных работ. То есть еще одну платформу для коллективного внешнего управления.
На Украине есть специальный наблюдатель от ООН – Р.Серри. На днях с ним встретился новый глава СБУ В.Наливайченко и заверил его, что с 26 февраля СБУ будет регулярно предоставлять ООН информацию обо всех событиях, которые происходят на Крымском полуострове.
Тот же ЕС уже не просто не скрывает свою роль в украинских процессах, но и демонстративно ее подчеркивает. 25 февраля представители делегации Европарламента, которые побывали на Украине, заявили, что считают наиболее вероятным кандидатом на пост премьер-министра страны А.Яценюка.
26 февраля все те же представители Европарламента практически прямо сказали, что в случае вхождения радикалов в новый Кабмин денег Киеву, скорее всего, не получить: «В нынешнем состоянии Украине будет крайне сложно найти международных кредиторов – нужны серьезные экономические реформы, одной лишь консолидацией бюджета не отделаешься… Правительственной коалиции, если в нее войдут радикальные силы, будет сложно добиться доверия международных партнеров, необходимого для получения финансовой помощи».
Позиция, хоть и в целом взвешенная, однако совершенно явно похожа на шантаж и высказывание пожеланий по поводу состава будущего правительства.
На территории Украины появились и некие «британские эксперты». Формальная их задача – помочь новой власти собрать доказательства против тех, кто ответственен за стрельбу снайперов в Киеве.
По их словам эти доказательства собираются для того, чтобы их можно было использовать в суде. Неизвестно по чьему приглашению они прибыли на Украину, кто утверждал их мандат на действия, кто оплачивает их услуги. Неизвестны и имена экспертов – просто «британские эксперты».
Однако наиболее нагло себя ведут, конечно, американцы. И речь идет даже не про абсолютно неприемлемое в правовом отношении заявление А.Аслунда о том, что проблемы Украины нужно решить путем конфискации имущества «В.Януковича и членов Семьи… Обоснованная оценка его состояния около 12 млрд. долл.».
Кстати, 26 февраля Европарламент оперативно приготовился конфисковать эти активы, однако сугубо в собственных интересах – была принята директива, которая позволяет государствам-членам конфисковать имущество, нажитое незаконно, даже если это напрямую не связано с конкретным преступлением. Директива предполагает конфискацию имущества, переданного третьим лицам. Какое удивительное заявление на фоне желаний Киева поправить экономику за счет именно таких активов…
Кроме этого, 26 февраля в Киев прибыли некие американские эксперты. Привез их первый замгоссекретаря США Уильям Бернс: «Меня в Киеве сопровождает команда экономических специалистов из Министерства финансов США и Белого дома. И после моего отъезда сегодня они останутся здесь для продолжения наших консультаций», - процитировала его слова пресс-служба посольства США.
Опять же: ни кто эти эксперты, ни где и кому они будут советовать, ни кто оплачивает их услуги и кто их вообще пригласил – неизвестно. Очередные «чикагские мальчики», а, значит, украинцам стоит снова «затягивать пояса», поскольку единственная их цель будет состоять в том, чтобы Украина решала свои проблемы, не прибегая к деньгам американских налогоплательщиков.
Это событие затмило другую, обманчиво менее важную новость - США усиливает охрану американского посольства за счет морских пехотинцев. Если добавить экспертов Бернса к пехотинцам, то получим вполне конкретную колониальную администрацию, которая и будет реально управлять всеми процессами. Киев для США стал фактически чем-то вроде Ирака, где они действовали по схожей схеме.
Однако эта администрация, наученная горьким опытом огромных растрат денежных средств в Ираке и ограниченная нынешним бюджетным дефицитом в США, будет вести себя несколько иначе. Показательным при этом является то, что если раньше (сразу после свершившейся смены власти) США однозначно поддерживала выделение Украине новых траншей, то теперь та же пресс-секретарь Госдепартамента США Д.Псаки перешла на риторику ЕС: «США поддерживают идею переговоров Украины и МВФ по поводу финпомощи стране, однако, по мнению Вашингтона, прежде всего, нужно оценить экономическую ситуацию и потребности Украины».
С каждым подобным высказыванием складывается стойкое впечатление, что Запад целенаправленно идет на банкротство Украины, дабы потом установить в ней полноценную администрацию (внешнее управление) и управлять процессом так, как нравится ему.
Его, очевидно, не устраивают те «элиты», которые делают вид, что полностью на стороне Запада, однако де-факто они не менее коррумпированы и склонны к предательству своих патронов, чем те, кто сейчас выходят из Партии регионов. Не случайно, видимо, что США и ЕС практически не отреагировали на формирование правительства, состав которого утверждался на «евромайдане», а потом в парламенте.
Такое «майданное правительство» Запад ведь вполне устраивает. Украина никогда ещё не испытывала на себе результаты деятельности правительства с таким уровнем профессионализма министров в области государственного управления. Хотя А.Яценюк назвал их «политическими камикадзе» совсем по другим причинам.
Подобные субъекты – слабая платформа для сотрудничества, доверить им большие деньги, зная их реальный профессиональный уровень, никто не рискнет. А значит, нужно найти других. Или подготовить. И если для этого придется повторно ввергнуть страну в бездну бедности и отчаяния, для Запада это малая цена за возможность стремительно приблизиться к российским границам.
Андрей НОВАЦКИЙ, ОДНА РОДИНА