В геополитическом смысле Украина представляет собой некое «маятниковое пространство», в котором всё может оставаться стабильным только при наличии устойчивого согласия в обществе и отсутствии серьезных толчков извне. Оба эти условия сегодня нарушены. А если маятник слишком сильно отклоняется в одну сторону, то можно не сомневаться, что на следующем этапе он стремительно пойдёт в противоположную.
Конечно, можно с помощью довольно немногочисленных штурмовых отрядов временно захватить пункт раскачивания маятника, что мы сейчас и наблюдаем, но рассчитывать, что его удастся остановить в угоду только одной части населения и он перестанет раскачиваться, – полнейшая утопия.
Уже сейчас видно, что путчисты в Киеве просто не знают, что делать дальше. Что предложить народу? Вокруг дележа власти и портфелей закипели нешуточные страсти, герои баррикад в обиде, что их быстро забывают, а близкий дефолт – уже и не прогноз вовсе, а диагноз. Если это очередная «цветная» революция, то одна из самых отчаянных и бессмысленных. Она только усугубит, но никак не решит ни одну из стоящих перед страной проблем.
Авантюристической вылазкой, может быть, и можно на короткое время захватить власть над Юго-Востоком Украины (?), но заставить его быть себе лояльным помимо воли его народа – абсолютно невозможно. Начало движения маятника в другую сторону – только вопрос времени, и такое движение неминуемо. Для торжества по поводу «победы» здесь нет оснований ни у кого.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило кредитный рейтинг Украины в иностранной валюте до преддефолтного уровня ССС. По оценкам лондонской аналитической фирмы Capital Economics, обнародованным 24 февраля, в ближайшие 12 месяцев Украине потребуется примерно 80 млрд долларов внешнего финасирования. Из них 65 млрд - на обслуживание суверенного и корпоративного долгов и 15 млрд - на покрытие дефицита платежного баланса.
В свою очередь украинское «переходное правительство» оценило размер финансовой помощи, необходимой для предотвращения дефолта, в 35 млрд долларов, лишний раз показав свою некомпетентность. Между тем, по данным Нацбанка Украины, в январе валютные резервы страны составили всего 17,8 млрд долларов, месяцем ранее этот показатель составлял 20,4 млрд долларов.
Ситуация осложняется тем, что значительная часть полученных Украиной кредитов номинирована в иностранной валюте, в то время как курс гривны к евро с начала 2014 года упал более чем на 10 процентов. Средств на оплату импорта необходимых товаров Украине хватит лишь на ближайшие два месяца.
В Европе, конечно, были не против «насолить» России в ее «мягком подбрюшье» с целью сделать Москву более податливой во взаимоотношениях с Евросоюзом. Именно Брюссель выдвинул ложную альтернативу, которую подхватил Янукович: «либо с нами, либо против нас!» Однако заполучить под свою полную ответственность крупнейшую в этой части света страну Украину с огромным масштабом проблем никто не то что даже не мечтал, но и, прямо скажем, вовсе не хотел.
Заворожившая многих украинцев сумма в 20 млрд евро в качестве поддержки Евросоюзом реформ в стране была названа, как выяснилось, в сугубо пропагандистских целях. Она в два раза больше предложенных Россией Украине 15 млрд долл., но это не живые деньги, а фикция.
Мало кто обратил внимание на то, что эксперты ЕС таким образом просто оценили предполагаемый совокупный эффект от предлагаемых Киеву реформ, который на самом деле то ли будет, то ли нет. Это что-то подобное подсчитанному некоторыми теоретиками гипотетическому эффекту от вступления России в ВТО.
На самом деле Евросоюз предполагает выделить Украине в качестве безвозмездной помощи деньгами намного меньшую сумму. Еврокомиссар по вопросам бюджета Януш Левандовский заявил, что ЕС готов оказать Украине финансовую помощь в размере лишь €1 млрд. Эта сумма, необходимая Украине, пока ситуация не стабилизируется, может поступить уже в марте, пояснил он.
"Но мы можем это сделать, только располагая информацией о том, что произойдёт с финансами страны", — подчеркнул чиновник.
И даже эти средства поступят лишь при условии, что Киев согласует программу реформ с МВФ. Список условий остается неизменным: сокращение расходов на госуправление (замораживание зарплат и пенсий, сокращение числа госслужащих, пересмотр расходов на финансирование отдельных госструктур), оптимизация финансов "Нафтогаза" (сокращение субсидий промышленности и населению), ликвидация налоговых льгот и отказ от субсидирования убыточных госпредприятий.
Прежде всего, сокращение господдержки коснётся добывающей промышленности. Правительству придется сокращать социальные выплаты населению, пересматривать их перечни, монетизировать льготы и уменьшать число получателей социальной поддержки. Помимо этого, новым властям в Киеве потребуется довести до конца пенсионную реформу и обеспечить контроль за ростом госдолга, чтобы выплаты по нему не влияли негативно на внутренний спрос, и перейти к таргетированию инфляции. Легко понять, насколько эти «прогрессивные» реформы разойдутся с ожиданиями сторонников евроинтеграции на Украине.
Никто не торопится награждать Киев за его «национальную революцию» и ускорением процедуры вступления в ЕС. Уполномоченный правительства ФРГ по межобщественному сотрудничеству Германии с Россией, странами "Восточного партнерства" и Центральной Азии Гернот Эрлер (Gernot Erler), отвечая на вопросы Deutsche Welle по поводу обещаний Юлии Тимошенко демонстрантам на майдане насчёт того, что Украина очень скоро станет членом Европейского союза, заявил: «Я хорошо помню, как вскоре после "оранжевой революции" 2004 года президент Виктор Ющенко, а также премьер Юлия Тимошенко пытались открыть для Украины дверь в ЕС. В ответ Евросоюз предложил сначала программу из 10 пунктов, а затем - соглашение об ассоциации. Но совершенно очевидно, что это был эрзац, суррогат членства в ЕС, перспективу которого Украине однозначно предоставлять не хотели. Зная такую предысторию, нельзя рассматривать ассоциацию как ступень на пути к присоединению к ЕС. В Европейском союзе нет ни согласия, ни стремления открывать дверь для такой большой страны с такими большими проблемами, не говоря уже обо всех геополитических трудностях, которые неизбежно возникли бы в таком случае в отношениях с Россией».
А по поводу финансовой помощи Гернот Эрлер отметил: «Немыслимо, чтобы иностранные кредиторы вечно финансировали Украину. На это никогда не пойдут и национальные парламенты западных стран, без санкции которых невозможно оказать такую помощь. Денег без условий проведения реформ не будет».
Обозреватель Frankfurter Rundschau Штефан Корнелиус полагает, что Европе рано праздновать победу: «...проблемы Украины не исчезли вместе с Януковичем. Теневая экономика украинских госучреждений, коррупция, власть олигархов - все эти долговременные проблемы мучили страну до Януковича и будут мучить после. Те, кто радостно встречают Юлию Тимошенко в надежде, что с ее приходом наступит выздоровление, наверное, забыли, что эта женщина с самого начала независимости Украины была частью системы и принесет вместе с собой тяжелый груз прошлого. И сейчас, когда отношения перевернулись, как никогда важными становятся два полюса, между которыми она балансирует: ЕС и Россия».
У Запада нет особого ощущения триумфа по поводу «геополитической победы» на Украине по той простой причине, что и победы-то нет.
А есть мучительное затруднение, которое Запад создал для всех, сделав ставку на некомпетентных, не вполне вменяемых и абсолютно чуждых демократическим убеждениям людей. Жертвой этого безответственного революционного эксперимента становится братский всем русским людям народ Украины, который ждут теперь настоящие испытания.
Более того, начиная понемногу понимать, с чем он столкнётся на Украине, Запад был бы не прочь разделить с Россией груз финансовой поддержки украинских горе-революционеров, что выглядит и вовсе экзотически.
Так, Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон 25 февраля на пресс-конференции в Киеве неожиданно заявила о… важности сохранения крепких украинско-российских связей (в Брюсселе теперь так заговорили).
По мнению Эштон, в сложившейся ситуации Россия «должна помочь Украине вступить на избранный ею путь развития» (любопытная форма предложения поддержать государственный переворот). Баронесса Эштон заметила также, что «украинскому правительству нельзя игнорировать интересы ни одного из регионов» (ещё бы!).
Извлекать уроки из украинской революционной драмы необходимо не только Западу. Почему, например, так легко отвернулся Юго-Восток от Януковича? Да потому, что протест вспыхнул на социально-классовой почве, а националисты лишь умело направили его. Все кричали одно: «Долой воров!» В отношении к коррумпированному режиму позиция всех частей страны оказалась одинаковой, это надо признать.
Тех, кто выступают за сближение с Россией, на Украине абсолютное большинство, но это большинство хочет, чтобы имя Украины ассоциировалось с более популярными и достойными политиками, чем исчезнувший в неизвестном направлении президент. На новом ходе украинского маятника, который может начаться гораздо раньше, чем кому-то кажется, понадобятся объективные и строгие критерии в оценке тех, с кем Россия сотрудничает.
Сегодня Русская Православная Церковь скорбит по всем погибшим на Украине. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, над которой нависли сегодня грозные тучи, сделала в этих условиях единственно верный шаг.
Местоблюстителем УПЦ МП на смену ее тяжело больному и недееспособному главе митрополиту Владимиру избран не кто-то из давно опекаемых национал-радикалами иерархов, а последовательный борец за единство Русского православного мира, высоко авторитетный в народе черновицкий митрополит Онуфрий. Как считают в церковных кругах, ему вполне по силам решить историческую задачу сохранения окормляемой им Церкви в неразрывном, братском единстве со всей Русской Церковью.
Дмитрий МИНИН, "Фонд стратегической культуры"