Вот уже несколько дней внимание русского общества сосредоточено на событиях в Севастополе. Напомним, что после переворота в Киеве, жители приморского города вышли на улицы и на народном вече избрали нового мэра. До сих пор по действующим на Украине законам севастопольцы были лишены права избирать главу города, который директивно назначался из Киева. Последний назначенный Киевом глава городской администрации Владимир Яцуба там же на митинге подал в отставку. Новым мэром города стал гражданин России предприниматель Алексей Чалый.
На следующий день городской совет, собравшись на экстренное заседание и преодолев давление со стороны некоторых чиновников, утвердил Алексея Чалого во главе города и передал ему все необходимые полномочия.
Граждане создали отряды самообороны, которые заняли въезды в город и вместе с милицией обеспечивают порядок на его улицах. Эти действия стали одним из редких на современной Украине случаев самоорганизации русского населения, несогласного с новым незаконным правительством в Киеве и, прежде всего, с диктатом вооруженных молодчиков из организации «Правый сектор».
Очевидец и участник событий крымский историк Дмитрий Соколов пишет в своем блоге:
«Только что вернулся с городского вече. Это непередаваемо. Реально был практически весь город.
Такого количества людей не было ни на одном празднике, ни на одном мероприятии ранее. Люди реально понимают, что пришли решить судьбу своего города на ближайшее будущее.
Избран исполком городского совета. К нему перешла вся полнота власти в городе. Приняты решения о признании нелигитимными законов ВР, принятых с 21-22.02. Сама рада в нынешнем составе также признана нелигитимной. Вся милиция в городе переведена в подчинение исполкому. Риторика на митинге звучала предельно русская.
Нигде, ни в одном городе в РФ так искренне не кричали "Россия!". Намечен план действий на ближайшие три недели. Задача - обеспечить стабильность и не допустить проникновения экстремистов и провокаторов.
Выступления руководителей русских организаций срывали шквал оваций. В общем, это исторические события в жизни города. И они сегодня показали, что когда необходимо - город способен встать как один».
Уникальность ситуации Севастополя в том, что у нынешней украинской власти здесь совсем нет союзников. «Севастопольский майдан» не состоялся – на него просто никто не вышел. Эта уникальность обусловлена как историей города, так и тем, что он на протяжении всего срока пребывания в составе украинского государства не терял связей с Россией.
По-прежнему в его бухтах стоят корабли с Андреевскими флагами на мачтах, на его улицах шагают матросы и солдаты в российской военной форме. Но здесь не только флот. Здесь и российские культурные центры, и российские школы и российское высшее учебное заведение – Черноморский филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Здесь молодежь имеет возможность получить образование, не подвергаясь обязательной на остальной территории страны украинизации. Город считал и считает себя русским.
И на это у него есть основания.
Передача Крыма в состав Украинской ССР в 1954 году была оформлена столь юридически небрежно, что вопрос о Севастополе не получил в этих документах должного оформления. Юридические права государства Украина на город русской славы весьма и весьма спорны.
Дело в том, что в 1948 году Севастополь был выведен из состава Крымской области и стал городом республиканского подчинения в РСФСР. При передаче Крыма в состав УССР вопрос о Севастополе никак оговорен не был. Вплоть до 1968 года город финансировался из российского бюджета.
Только в 1978 году в новой Конституции УССР Севастополь был обозначен как город республиканского подчинения УССР. Однако, никакого акта о передаче города из одной республики в другую (таким актом могли быть либо межреспубликанский договор, либо решение Союзного парламента) нет, и никогда не существовало. Таким образом, в 1991 году Севастополь де-факто входил в состав Украины, но де-юре никаких прав на город у нового государства не было.
В настоящее время главным основанием этих прав является соглашение 1994 года о безъядерном статусе Украины, согласно которому Россия в числе прочих ядерных держав гарантирует неприкосновенность украинской территории. О чем думали тогдашние политики, подписывая этот документ – Бог весть, но сейчас с их подписью приходится считаться.
Новые силы, пришедшие к власти в результате «мирных протестов» в Киеве, и не устающие направо и налево говорить о праве народа на волеизъявление, почему-то отказываются признавать это право за жителями Севастополя. В Киеве уже раздаются призывы «навести конституционный порядок» и «силой обеспечить территориальную целостность Украины».
Руководители «Правого сектора» уже заявляют о намерении осуществить карательный поход на русский город – ««Попытки разорвать территориальную целостность Украины будут жестко наказаны. Если власть на это не способна, то "Правый сектор" сформирует "поезд дружбы". Мы, как в 90-м УНСО, поедем в Крым. Тогда публика, подобная этой, как крысы убегали, когда колонна унсовцев входила в Севастополь…».
Пан Мосийчук, сделавший это грозное заявление, видимо, запамятовал, что приехавшие в 1992 году в Севастополь члены УНСО смогли провести свою акцию исключительно под охраной усиленных нарядов милиции, и тем же вечером покинули город.
Впрочем, на дворе на 1992-й год. А 2014-й. И незваных гостей здесь встретят неласково. А еще в городе находится российский флот. И повышенный уровень боеготовности, введенный на время Олимпийских игр (корабли и морские пехотинцы Черноморского флота привлекались для обеспечения безопасности мероприятия) по сию пору не отменен.
Севастопольцы обратились за помощью к России. И это обращение встретило самый живой отклик российского общества. Общество смотрит на власть с надеждой, что призыв о защите русской крепости не останется без ответа.
Очевидно, что назрело время для новой постановки вопроса о статусе города. Этот вопрос может быть удовлетворительно решен и без нарушения «территориальной целостности» Украины.
В международном праве существует понятие особых территорий или территорий с особым статусом, который гарантируется не только внутренними законами, но международными договорами.
Например, в состав унитарной Финской республики входит автономная область Аландских островов. Населенные шведами и попавшие в состав Финляндии во время вхождения оной в Российскую Империю, они получили особый статус после провозглашения независимого финского государства, и это соглашение предотвратило начавшийся было вооруженный конфликт между Финляндией и Швецией, под флаг которой жители островов были не прочь вернуться. Ситуация по многим признакам очень похожая на российско-украинскую вокруг Севастополя.
Особый статус Аландов включает в себя местную автономию, особый налоговый режим, положение о гражданстве, использование только шведского языка (на остальной территории Финляндии государственными являются два языка – финский и шведский), освобождение жителей от службы в армии, а островов от размещения там финских войск. И эта система благополучно работает почти целое столетие обеспечивая и Швеции, и Аландам, и Финляндии мирное сосуществование и процветание.
В отличие от Севастополя Аланды имеют статус демилитаризованной территории, но получили его не в связи со своим особым положением между Швецией и Финляндией, а еще во времена пребывания в составе Российской Империи, по итогам Крымской войны (1853 – 1855 гг.). Более того, секретное (но известное всем) соглашение позволяет Швеции в случае угрозе ее территории со стороны внешнего врага размещать там свои военные силы.
Почему бы не воспользоваться этим примером и не выделить статус автономного района Севастополя? Этот статус мог бы быть закреплен российско-украинским договором и включать в себя следующие положения:
1. Севастополь является автономным районом, и управляется собственными жителями, как гражданами Украины, так и гражданами России.
2. На территории Севастополя не могут быть размещены части украинских вооруженных сил и других силовых структур Украины.
3. Местная милиция подчиняется исключительно городским органам власти.
4. Языком Севастополя является русский, но допускается использование и украинского.
5. Жители Севастополя не подлежат призыву и мобилизации в украинские силовые структуры.
6. Допускается параллельное хождение украинской гривны и российского рубля.
7. Представитель Севастополя участвует в работе парламента Украине при обсуждении вопросов, затрагивающих город.
8. Россия является гарантом этого статуса.
(Разумеется, это только наиболее общие положения договора)
Такой договор с одной стороны, защитит жителей города от произвола украинских властей, а, с другой, позволит сохранить ту самую территориальную целостность страны, о которой так волнуются в Киеве. Конфликт будет исчерпан.
Пребывание в Севастополе Военно-Морского флота России не представляет угрозы для безопасности Украины. Разумному человеку достаточно посмотреть на карту, чтобы понять это.
Горячим головам в Киеве следует помнить, что двуглавый орел не бросает своих птенцов, и события на другом берегу Черного моря в 2008 году наглядно это показали. Всякая попытка надавить на Севастополь приведет к полной и окончательной потере власти Украины над этим городом. Хватит ли ума новым киевским властям, чтобы понять это?
Александр Музафаров, СТОЛЕТИЕ