Никаких подобных условий для повторения таких же действий на Украине нет. Пока нет.
Но что же России делать? Я понимаю, что сейчас и в самой России борются различные мнения по поводу того, как вести себя на внезапно открывшемся «Украинском фронте». Уже вслух озвучиваются идеи: мол, не надо и делать ничего, они там на Украине сами себя сожрут. Есть наверняка и мнение о том, что стоит искать подходы к «новой украинской власти» и начинать диалог с ней. В конце концов, в 2004 году победил именно такой подход. Правда, иллюзии по поводу возможности сотрудничества развеялись очень быстро, в течение нескольких месяцев.
Но сейчас не 2004 год, сейчас ситуация гораздо более радикальна, а последствия событий майдана-2014 могут быть очень пагубными для самой России.
Сейчас России снова не оставляют выбора. По сути, Москву поставили перед тем фактом, что она не вправе иметь и защищать свои интересы не только в дальнем зарубежье, но и у себя под боком. Россию сейчас пытаются сдержать от резких действий в тот самый момент, когда на ее границе (протяженной, надо заметить, границе) появляется не просто недружественное, а откровенно враждебное государство!
Майдан не скрывал (наоборот, постоянно подчеркивал), что он борется не столько за Европу, не столько против Януковича, сколько против России, против Путина, против москалей. Ну, мы же помним танцы «Хто не скаче, той москаль», правда? Мы же знаем, с какими лозунгами шли в атаку боевики «Правого сектора»!
Это ведь не маргиналы какие-то с трибуны Майдана кричали, что Янукович «лишь марионетка в руках Путина», что «Путин прислал российский спецназ», что идет борьба с «кремлевскими агентами». Это ведь Яценюк, Луценко, Тягныбок кричали, лидеры «евромайдана». И о чем в этих условиях могут с ними договариваться Путин и Кремль?
Мы же видим, что первые же шаги «новой власти» заключаются не в повышении зарплат и пенсий, не во внедрении «евростандартов», а в отмене языкового законодательства, дававшего минимальные права русскому языку.
А «Правый сектор», который открыто декларирует начало тотальной дерусификации Украины, включается в состав руководства нового МВД Украины – можно себе представить, какими методами они собираются вести эту дерусификацию. И мы слышим, как лидеры этого «Правого сектора» открыто заявляют о переносе борьбы на территорию России.
Так какой выбор оставляют России? Конечно, она должна действовать! И действовать гораздо более жестко, чем позволяла себе в 2005 году. Потому что здесь уже вопрос не в неких абстрактных геополитических интересах в какой-то из зарубежных стран, вопрос – в защите собственной системы национальной безопасности и обороны.
Правда, ведь мало кто сомневается в том, что одним из первых шагов «нового руководства Украины» будет возобновление переговоров о вступлении в НАТО? Это в программах «победивших» партий записано, в конце концов.
Но если Россия должна-таки действовать, но не может предпринимать шаги по «осетинскому» сценарию, то как именно она должна действовать? Давайте порассуждаем, как теоретически могли бы выглядеть шаги РФ, поставленной перед фактом государственного антироссийского переворота на ее границах.
Для этого рекомендую обратиться к некоторым урокам истории. В конце концов, обратите внимание, как успешно делают кальку с событий прошлого некоторые украинские партии вроде «Свободы», повторяющей теорию и практику действий НДСАП.
России тоже следует вспомнить, как поступала она в периоды, когда ее вынуждали уходить с Украины. Например, в 1918 году была схожая ситуация. Мы привыкли слушать легенды о том, что Ленин, мол, «сдал Украину немцам», подписав Брестский мир. Но советская Россия тогда предпринимала гораздо больше стратегических мер для обеспечения своего скорого возвращения, чем сейчас.
К примеру, на территории России было сформировано и находилось правительство Украинской ССР и ее партийные органы. С точки зрения Москвы, это и была легитимная власть советской Украины, временно оккупированной немцами и желто-блакитными националистами. Точно так же действовало советское руководство в годы нацистской оккупации. Тогда руководство УССР перебралось в Саратов, откуда, пусть и формально, но управляло Украиной, издавая свои распоряжения и декреты.
Используя этот опыт, Россия должна была бы сейчас в первую очередь отказаться от любого, даже косвенного, признания «новой украинской власти». И в этом смысле обращает на себя внимание удивительная для России рассинхронизация заявлений власти и СМИ. Если российское руководство и МИД постоянно подчеркивают нелегитимность «новой власти», то российские СМИ, особо не разобравшись в ситуации, преспокойно перепечатывают украинское новости, называя всевозможных турчиновых, аваковых и наливайченков спикерами, министрами, главами – без всяких там кавычек, то есть, как будто бы вышеназванные лица уже стали властью на Украине.
Ну, и само собой, для реализации подобного сценария Россия должна была бы озаботиться спасением и сохранением у себя Виктора Януковича. Само собой, и в России, и на Украине к нему отношение сейчас, мягко скажем, не ахти. Само собой, Янукович несет прямую ответственность за то, что, контролируя буквально все, он довел ситуацию до очередного майдана. Однако вплоть до следующего года – он легитимно избранный президент Украины, признанный и Россией, и международной общественностью, обладающий правом издавать указы, подписывать и ветировать законы. Если Россия собиралась бы действовать на «Украинском фронте» решительно и в долгую, то Янукович необходим России хотя бы в качестве «тушки».
Кроме того, по примеру прошлого, на территории России могло бы базироваться легитимное правительство Украины во главе с легитимным премьер-министром Николаем Азаровым, который уже находится у себя на Родине, то есть в той же России. Да-да, я не ошибся, я говорю именно об Азарове, а не о последнем и.о. премьера Арбузове.
Поскольку я тут полностью согласен с господином Власенко, адвокатом Юлии Тимошенко: согласно Конституции, после отставки Азарова с поста премьера только сам Азаров может исполнять обязанности премьера вплоть до легитимного назначения нового. Ну, а если подтянуть в тот же Саратов (ну, или в родную Азарову Калугу) нескольких легитимных украинских министров, то там вполне можно было бы проводить заседания «правительства Украины в изгнании».
При наличии таких высокопоставленных гостей на своей территории Россия приобретала бы дополнительные козыри, делегитимизируя в глазах мировой общественности и украинского народа «новую власть». Как поступать Генеральной Ассамблее ООН, когда на нее приезжают законный президент Украины Янукович и незаконная Тимошенко, законный и.о. министра иностранных дел Кожара и незаконный министр Тарасюк? А представляете, если Янукович из Москвы начнет накладывать вето на законы, принимаемые Верховной Радой, и издавать свои указы?
В 1918-м советская Россия обеспечила планомерный вывод боевых отрядов, сформированных в советской Украине и Донецко-Криворожской республике. Эти отряды осели на границах с оккупированной Украиной и в течение нескольких месяцев выполняли функции пограничников и транспортной милиции, постоянно пополняясь при этом и готовясь к возврату в родные Харьков, Екатеринослав и Полтаву.
Сейчас невольно приходит аналогия с деморализованным, но не сдавшемся и не сломавшемся «Беркуте» - особенно об отрядах «Беркута» Юго-Востока Украины, которые на колени никто не смог поставить. Обстрелянные, избитые, раненые, но не сломленные бойцы, четко выполнявшие приказы, сейчас находятся под угрозой арестов, преследований и избиений. Они увидели воочию, что такое украинский нацизм. Они горят желанием защитить своих близких от него. Что мешает в этих условиях России повторить опыт 18-го, предложив эвакуацию распущенного «Беркута» и членов их семей на безопасную территорию?
Само собой, при этом Россия должна делать кальку с действий западных государств относительно «мирных протестов» на Украине (это нужно делать при любом сценарии). Уже сейчас Москва могла бы забрасывать Киев предостережениями от применения силы относительно мирных протестов в Севастополе, Крыму, Одессе, Харькове. Уже сейчас эмиссары России должны появляться на этих митингах и призывать власти «прислушаться к гласу народа». Ну, это азы. Судя по всему, азы, которым российский МИД и иные ответственные структуры все еще обучаются.
Для обеспечения такого реагирования, правда, начать надо (и начать надо было давно) с назначения адекватного посла России на Украине. Как себя проявил посол РФ Михаил Зурабов в ходе длительной подготовки украинской оппозиции к «евромайдану», всем хорошо известно. Порой складывалось впечатление, что его главная миссия на Украине – это пиар его друга Петра Порошенко, ставшего в итоге одним из лидеров «евромайдана». Не думаю, что такая позиция позволяла реагировать на события своевременно и правильно.
Ну, и вопрос экономических санкций. Тут-то, думаю, все понятно. Здесь российское руководство уже имеет опыт действий на украинском направлении. И повторить короткий опыт лета прошлого года (причем повторить уже на более длительный период) Москве ничего не стоит.
Но российскому руководству надо, наконец, понять, что экономические санкции, как и экономические преференции – ничто без идеологии, без агитации, без работы с общественным мнением Украины и иных сопредельных стран. Никакие вышеперечисленные меры не принесут должного эффекта, если Россия и дальше будет уступать идеологическое и медийное поле на Украине.
Владимир Корнилов, УП