Украина находится в шаге от того момента, когда государство не сможет вовремя рассчитываться по своим долгам. Несмотря на то, что общий размер госдолга не превышает и 40% ВВП страны, средств на его обслуживание нет. Обогащение политиков, олигархов и чиновников за счет бюджета отвлекало на себя все свободные средства и сейчас приходится пожинать плоды жадности и глупости.
Текущий же политический кризис не оставляет шансов на оперативное получение внешней финансовой помощи и вообще на скорое экономическое возрождение Украины.
Скорость набора долга
Согласно принятой «Программе управления государственным долгом на 2014 год», утвержденной приказом Минфина от 14 февраля, правительство намерено взять в долг 163,51 млрд. грн., или примерно $19 млрд. при нынешнем курсе национальной валюты. При этом на внутреннем рынке будет осуществлено заимствований на сумму около 111,320 млрд. грн. (68,1 % общей суммы заимствований), а на внешних рынках с учетом заимствований по специальному фонду Государственного бюджета Украины – 52,19 млрд. грн. (31,9 %). Судя по тому, что сумма внешних займов не превышает и $6,5 млрд., а только Российская Федерация обещала предоставить в текущем году кредит размером в $12 млрд., то можно предположить, что или российские деньги Кабмин вообще решил не учитывать в структуре займов (тогда общий объем новых долгов превысит $31 млрд.), или на эти деньги просто не рассчитывают.
Расчет показывает, что и.о. украинского правительства собирается одалживать по 448 млн. грн. в сутки для удовлетворения своих потребностей. Если соотнести сумму заимствований с доходной частью бюджета (около 395 млрд. грн.), то окажется, что новых долгов собираются набрать на 41% от нее. А если вспомнить, что предельный дефицит госбюджета в этом году установлен на отметке в 70 млрд. грн., то получается, что расходы бюджета будут примерно на 60% больше, чем его доходы! Добавление же к данной величине объема неучтенного российского кредита ($12 млрд., или около 105-110 млрд. грн.) и вовсе выводит нас на фантастическую сумму расходов, примерно на 85-90% превышающую возможности экономики по сбору денег в государственную казну. Проще говоря, власти
собираются тратить в два раза больше, чем страна успевает зарабатывать.
Пока невозможно прогнозировать, сохранит ли темп заимствований новое правительство (техническое или смешанное оппозиционно-региональное), но ситуация в экономике уже такова, что не занимать нельзя. Вопрос в том, у кого занимать и на каких условиях. Ясно, что заём на условиях МВФ, от которого прежнее правительство отказалось, добивал социальную сферу и вёл просто к массовому обнищанию населения.
Напомню, что 31 декабря 2009 года по 31 декабря 2013 года прямой государственный долг Украины увеличился на 272,404 млрд. грн. (с 226,996 до 502,4 млрд. грн.). Рост составил 2,2 раза. Скорость одалживания правительством Азарова – по 5,74 млрд. грн. в месяц, или почти по 200 млн. грн. в сутки, и это еще не считая почти 90 млрд. грн. госгарантий. Предыдущие правительства брали кредиты со скоростью в 1,05 млрд. грн. в месяц, то есть в пять раз меньшей. В декабре 2013 года был установлен абсолютный рекорд ежемесячных заимствований – 50 млрд. грн., или почти 15% от доходной части госбюджета на 2013 год.
Падение рейтингов
Мировые рейтинговые агентства (далее – РА) дружно отреагировали на эскалацию политического и экономического кризиса в Украине. Буквально за десять дней они снизили рейтинги доверия к кредитоспособности страны до почти что преддефолтных показателей:
• 28 января РА Standard & Poor`s снизило долгосрочный кредитный рейтинг Украины по обязательствам в иностранной валюте с В- (высокая уязвимость при плохой конъюнктуре) до ССС+ (высокий кредитный риск);
• 3 февраля РА Moody`s снизило рейтинг гособлигаций Украины с Саа1 до Саа2 с негативным прогнозом (до дефолтного рейтинга С осталось всего две ступеньки);
• 7 февраля РА Fitch понизило прогноз по показателю долгосрочного рейтинга дефолта Украины по обязательствам в иностранной валюте с В- (ограниченный запас прочности) до ССС (возможен дефолт).
Последние события еще не отразились на изменении показателей рейтингов, но к концу февраля мы точно увидим их пересмотр в сторону снижения.
По данным агентства Bloomberg, котировки евробондов Украина-14 просели на 3,25 процентных пункта (п.п.), в результате чего их доходность взлетела на 13,388 п.п. - до 33,941% годовых. Вместе с тем более всех обвалились котировки еврооблигаций с погашением: в ноябре 2017 - на 6,819 п.п. до 79,842% номинала (доходность взлетела до 13,853% годовых), в июне 2016 года - на 6,258 п.п., в 81,029% номинала (16,417% годовых) и в апреле 2023 - на 5,762 п.п. до 78,414% номинала (11,35% годовых). Такими темпами украинские бумаги скоро дойдут до продаж по половине номинала, а то и ниже. И интересоваться ими будут или спекулянты, или политические субъекты.
Понимая, что в долг могут и не дать, правительство Украины официально заявило о том, что допускает возможность возникновения в будущем ситуации, когда Украина будет неспособна рассчитаться по своим внешним обязательствам. Об этом говорится в проспекте эмиссии украинских государственных еврооблигаций на $2 млрд., размещенном на сайте Ирландской фондовой биржи. «Существует риск, что Украина может оказаться неспособной обслуживать внешние долговые обязательства. Дефолт по украинским внешним обязательствам будет иметь тяжелые последствия для украинской экономики, включая значительную девальвацию гривны», - отмечается в документе.
Охлаждение внешних рынков
Получить оперативное внешнее финансирование для Украины становится технически невозможным делом. В среду, 19 февраля, Ирландская фондовая биржа (ISE) отменила решение от 17 февраля о включении в листинг дополнительной эмиссии двухлетних еврооблигаций Украины с погашением в 2015 году объемом $1 млрд. 984,838 млн., ссылаясь на то, что они еще не эмитированы. «Поскольку указанные ценные бумаги еще не эмитированы, решение от 17 февраля о включении их в листинг и допуске к обращению было ошибочным», - сообщается на веб-сайте биржи.
Эти бумаги должны были быть выкуплены Россией, но она также не горит желанием это делать до урегулирования политического кризиса. 20 февраля пресс-секретарь российского президента Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Россия не отказывается от оказания Украине финансовой помощи, но сначала там должна нормализоваться ситуация. По словам Пескова, в Кремле сейчас приоритетным считают вопрос об урегулировании политического кризиса, и только после этого станет возможен «мирный, созидательный диалог».
Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) с 19 февраля временнопрекратил свою деятельность на территории Украины. «До тех пор, пока ситуация не улучшится, мы приостанавливаем бизнес в Украине. Подвергать риску сотрудников наших украинских офисов было бы безответственно», - заявил президент банка Вернер Хойер. ЕИБ является государственным кредитным учреждением ЕС. Банк финансирует модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения (800 млн евро), электрогенерирующих мощностей гидроэлектростанций (200 млн.), кредитование бизнеса через Ощадбанк (220 мл
н. евро), строительство Бескидского тоннеля (55 млн. евро).
Вслед за ЕИБ приостановил финансирование украинских госпрограмм и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), решив сосредоточиться только на муниципальных проектах. Как сообщил ведущий советник по внешним связям ЕБРР Антон Усов, ЕБРР продолжит работать в Украине, но акцент будет делаться лишь на два направления – финансирование частных и муниципальных проектов, государственные программы пока рассматриваться не будут.
Дефолт Украины не станет спасением для ее экономики. Нет ни малейших перспектив появления сейчас нового Кабмина, готового действовать в кардинально иной экономической парадигме.
Данный вывод тем более касается возможного формирования правительства из рядов оппозиции. У неё не было и нет вообще никакой конструктивной экономической программы. Единственная цель, которая заменяет оппозиции концепцию выхода из тяжелейшего экономического кризиса, и тактические действия по спасению ситуации – ассоциация с ЕС. Но данный шаг, который сам по себе нёс одни риски для экономики, будучи усугубленный текущим политическим кризисом, приведёт к обрушению всей экономики и массовому обнищанию населения.
Не исключено, что в условиях перехода к Конституции 2004 года, смены руководства Верховной рады новое правительство Украины пойдёт на поводу у США. Ведь министр финансов США Джейкоб Лью накануне подписания соглашения между Виктором Януковичем и оппозициейподчеркивал: «Лучший механизм для Украины в этой ситуации — прийти в МВФ за пакетом, который позволит провести экономические реформы, получить необходимую поддержку в обмен на шаги по оздоровлению экономики».
Источник: Юрий ГАВРИЛЕЧКО, «ОДНА РОДИНА»
Комитет