Законные власти Украины, проще сказать, президент Виктор Янукович, отступали под натиском «майдана» шаг за шагом – до момента, пока из-под пяток земля не посыпалась в могильную яму. Дальше уж некуда…
Историки к этому моменту будут не раз возвращаться. Вспомним эти шаги. 26 декабря 2013 года Рада приняла закон о первой амнистии, который касался участников событий 30 ноября и 1 декабря. Примечательно его розово-умиротворяющее название: «Об устранении негативных последствий и недопущении преследования и наказания лиц по поводу событий, имевших место во время проведения мирных собраний».
Заметим, к мирным соборянам были отнесены и те, кто трактором давил милицию и цепями крошил им черепа. Безнаказанность толкает преступника к активности. И 19 января, на Крещение, произошла первая мощная атака террористов, которая длилась три дня. Власть пальцем не шевельнула, чтобы раздавить «Правый сектор». А шевеления пальцем, как мы понимаем, было бы тогда достаточно.
Следующая уступка – 28 января Рада отменяет так называемые «диктаторские законы 16 января». И в тот же день – уже не шаг назад, но прыжок назад, к яме – глава правительства Украины Николай Азаров тихо ушёл в отставку.
29 января Верховная Рада приняла второй умиротворяющий закон, освобождающий от ответственности участников массовых беспорядков (это и захваты зданий, и первые поджоги), произошедших в период с 27 декабря по 2 февраля. Закон вступил в силу 17 февраля. Радикалы в ответ на эту уступку должны были освободить захваченные административные здания и разобрать баррикады на Грушевского.
Здания в регионах и Киевский ГГА освободили. Но ликвидировать баррикады на Грушевского и не подумали. Они там установили стальные ворота и объявили о создании КПП, намереваясь контролировать въезд в правительственный квартал и выезд из него.
Власти, кажется, и с этим готовы были смириться.
+++
К 17 февраля радикалы Майдана прочувствовали вкус вседозволенности. В СМИ то и дело мелькали сообщения: «Группа неизвестных людей в масках и с битами разгромила два ресторана», «неизвестные избили активистов «Чистого Киева», «милиционеров на Майдане избили неизвестные в масках»… Уже были и убийства милиционеров. «Неизвестные» - это такой эвфемизм, маскировочная сетка для сокрытия точных, но грубых слов: «терроризм», «террористы», «ультрас», «бандиты».
Майдан к тому моменту стал инкубатором для выращивания террористов.
Мы видели и малолеток в масках и камуфляже.
Щупальца майдана время от времени проскальзывали по тем или иным улицам – марширующими колоннами в касках с битами и со щитами то в 50, а то и в 200 человек. Боевики гоняли милицию как сторож шпану на огороде, разбивали их машины, снимали номера. Накануне вступления в силу закона о второй амнистии они сочли за благо устроить атаку на загородный дом генпрокурора.
Границами Киева, да и Украины, расползание щупалец давно не ограничивается.
Почти не замеченным остался факт попытки угона в Сочи самолёта с рейса Киев-Стамбул в день открытия Олимпиады. Угонщик выдвинул политические требования, он был активным майдановцем.
В интернете есть его фотографии с Виталием Кличко, кандидатом в президенты Украины, и с революционным стратегом Юрием Луценко, который ныне трудится в связке с Петром Порошенко – также кандидатом в президенты. Судя по всему, с их стороны готовился громкий «подарок Путину». Не сложно себе представить тот скандал, какой поднялся бы, если бы «Боинг» с террористом приземлился в Адлере в день открытия спортивного праздника.
+++
Хроника кровавого заговора такова. В воскресенье, 16 февраля Майдан провёл своё очередное «народное вече», на котором, кажется, впервые и засветилась идея «мирного наступления». Среди деятелей Майдана высказывались разные мнения о структуре планируемой акции. Метящий в президенты Анатолий Гриценко (министр обороны времён Ющенко, «птенец НАТО») предлагал: «18 февраля пойдут не люди с Майдана, а дивизия 15000 депутатов всех уровней… еще шесть дивизий: 40000 партийцев киевлян и 50000 членов их партий из близких областей, кроме того мощный «депутатский Автомайдан» для предоставления всесторонней поддержки…»
Масштабность натовского деятеля, вероятно, впечатлила его соратников. Но что-то и смутило, то ли хлопотность и затратность красивого сценария, то ли гриценковское упорное желание пробиться в вожди Майдана. Как бы то ни было, его громоздкое шоу отвергли.
По некоему совпадению, 17 февраля, когда план «мирного наступления» утрясался, два лидера формальной оппозиции – нежно-оранжевые Арсений Яценюк и Виталий Кличко встретились в Германии с Ангелой Меркель. Подобное, заметим, уже как-то было на одной из предыдущих стадий конфликта. В начале января лидеры автомайдана, побывав в посольстве США, вмиг обзавелись планом действий, в котором были «по пунктам расписаны все мероприятия динамичных акций протеста».
Ныне, после встречи с Меркель (высказывалось предположение, что Германия и денег на мероприятие дала, бред, конечно, но говорят), СМИ озвучили официальную версию «мирного наступления»: для пикетирования здания Верховной Рады, чтобы «депутаты незамедлительно приняли решение о возврате к конституции 2004 года, формировании переходного правительства и возобновлении процесса евроинтеграции».
То, что технически в этот день ничего из названного не могло быть реализовано, – значения не имело. Истинная цель была иной.
+++
В тот день, когда Кличко с Яценюком фотографировались на фоне Меркель, руководство международной террористической армии «Правый сектор» дало команду своим отрядам в Киеве и регионах перейти в состояние полной боевой готовности. Это был приказ, в котором говорилось: «В связи с объявленным Штабом Нацсопротивления на вторник, 18 февраля, "мирным наступлением", все подразделения «Правого сектора» в Киеве и областях привести в состояние полной готовности».
Не приходится сомневаться, что это было решением об эскалации очередного этапа гражданского противостояния, который должен был привести к силовому захвату власти. При успехе на первые роли вышли бы террористы-бандеровцы, в фамилиях которых ещё не все делают правильное ударение, настолько пока они непривычны.
Утром 18 февраля колонны приверженцев переворота двинулись к зданию Верховной Рады. Тем же маршрутом, теми же потоками шли и мирные майдановцы. Боевики «самообороны» топали с ледорубами, битами, палицами, имея при себе бутылки с горючей смесью, ножи и огнестрельное оружие – травматическое и боевое. Они были экипированы – в касках, со щитами, в камуфляже, многие в бронежилетах.
Один из оранжевых каналов с восторгом вещал: «Началось мирное шествие, правда, до зубов вооружённое».
Политолог Владимир Корнилов заметил в фейсбуке по поводу восторгов «честных журналистов»: «Сейчас 5-й канал умиленно показывает какую-то тётеньку, участницу "мирного наступления", которая держит в руках маленькую шавку и радостно говорит собачке: "Пойдем Беркут кусать! Пойдем Беркут кусать!" И так радуются ведущие, так радуются! Таким счастьем наполнены их лица! Как же мало надо для счастья, если ты ведущий 5-го канала».
Ещё бы!.. Впрочем, о карманных журналистах Порошенко, стойкого русофоба, мы уже как-то говорили.
Накануне на нескольких телевизионных «круглых столах» вскользь шло обсуждение грядущего «мирного наступления». Представитель Батькивщины (Яценюка-Тимошенко) уверял, что акция будет действительно мирной. Гарантированно. То есть, возможно, Яценюк и какие-то его однопартийцы были не в курсе, что Киеву уготовано кровопускание, так как они уже давно отодвинуты от принятия серьёзных решений. Представитель кличковского УДАРа говорил, что верит, мол, шанс на мирный исход есть. То есть был в курсе. Депутаты от «Свободы», наверняка, были в теме – их боевые сотни были задействованы в «мирном наступлении».
Вскоре прозвучало сообщение: «Неизвестные в масках и с дубинками разгромили аптеку в центре Киева» - по ходу движения боевиков, на Институтской. В это же время заполыхал грузовик, преграждающий путь к Верховной Раде. В Мариинском парке от коктейля Грушевского полыхнула палатка антимайдана. Два телеканала одновременно показали как «мирный протестант» лупит из «Макара» по милиционерам, сидящим на кровле ВР. Тут же оператор с большого расстояния засёк протестанта с ножом, который для чего-то спрятался за дверь в подъезде, словно б кого-то поджидая.
Мы видели, как протестант стрелял из мелкашки с оптическим прицелом. Люди жгли автомобили, строили какие-то баррикады. Мы видели мучительно долгий штурм подъезда старого жилого дома, с битьём окон, с бросанием бутылок, поджогом; видели атаку на небольшой отряд милиции. На их щиты обрушился нескончаемый камнепад. Мы видели несколько избитых милиционеров и одного без признаков жизни. Журналисты пытались раненых защитить, но не в силах были остановить мародёрства: с ног милиционеров сдирались ценимые боевиками берцы. На улицах царил разгул уголовщины.
В это же время на ул. Липской боевики атаковали офис Партии Регионов, где, по словам депутата Олега Царёва, штурмовики застрелили одного сотрудника, а второго уморили дымом. В офисе на Липской когда-то был партийный кабинет Януковича…
Гром прогремел. С этого момента «беркутов» повсюду стало много, и вот они перешли в долгожданную атаку, действуя толково, появляясь одновременно в нескольких местах.
Олег Тягнибок объявил всеобщую мобилизацию. Об этом сообщил официальный твиттер «Свободы».
«Олег Тягнибок призывает всех мужчин немедленно ехать в Киев – всеобщая мобилизация!», – тут же разнеслось по всем информканалам.
«Правый сектор» призвал всех мужчин, имеющих огнестрельное оружие, идти на Майдан.
«Беркут» наступал. Боевики уносили ноги, оставляя своих раненых с разбитыми головами. Мы видели, как «беркуты» некоторым оказывали помощь, кто-то поил раненого водой, кто-то приводил другого в чувство. В течение часа боевики были согнаны на свой исходный Майдан, им был выдвинут ультиматум, установлен срок…
Самое опасное в деле наведения порядка – это промедление.
Можно ли было на плечах майдаунов «Беркуту» ворваться на Майдан и зачистить площадь Независимости? Да, можно было зачистить даже и без водомётов. У боевиков на тот момент не было «коктейлей Молотова», они были в панике, прятались за баррикады, топча друг друга.
В течение первой ночи, с 18 на 19 февраля, предпринималось несколько штурмов Майдана, гибли люди, дело шло вяло. В это время взорвалась Галичина и часть Волыни. Там захватывали обладминистрации, громили здания прокуратур, МВД, СБУ, налоговых инспекций. Во Львове атаковали воинскую часть. Было захвачено стрелковое оружие.
Из Львова прозвучала угроза: «Мы сядем на танки и БТэРы и приедем в Киев…»
Глава СБУ Александр Якименко вечером 19 февраля заявил о начале проведения антитеррористической операции. Но тут же власть пошла на попятную, пришло уточнение, что речь пока идёт лишь о начале к подготовки антитеррористической операции.
Мы видим, на Януковича идёт бешеное давление США и ЕС. Они знают, что им нужно.
Не стоит заблуждаться, в Киеве мы имеем дело с атакой международного терроризма, хорошо подготовленной.
На Майдане мы не раз видели флаги США, террористов Сирии, антилукашенковской Белоруссии, Грузии, террористов Армении… Но главным образом всюду присутствовал флаг ЕС.
Цель США давно известна: устроить кровавый хаос под боком России, не мытьём так катаньем втянуть Украину (хоть её половину!) в НАТО. Цель ЕС – ресурсы (кроме людских)… Если без сантиментов, то чем круче бойня, тем им интересней.
Цель олигархов, финансировавших «майдан» – «приструнить зажравшуюся семью Януковича».
Всё это правда. И правдой является то, что Янукович - законно избранный президент, признанный таковым мировым сообществом ещё четыре года назад.
Вместо антитеррористической операции день 20 февраля был объявлен днём траура. Янукович поддался давлению, согласился на переговоры. Его заставили забыть абсолютную истину: с террористами переговоры не ведут и наказание должно быть неотвратимым.
Новая ночь, которая должна была предшествовать переговорам, принесла террористам новый успех. Они вырвались из кольца Майдана, захватили Европейскую площадь и здания, недавно освобождённые. Погибли и захвачены в плен десятки представителей внутренних войск и «беркутовцев».
«Беркут» отступил, отказавшись выполнять приказ, пока не получит боевого оружия для самообороны. Началась эвакуация министерств из центра города, закрываются посольства.
Террористическая атака перерождается в масштабную гражданскую войну. Существует вопрос. Главный. Хватит ли Януковичу воли и ума раздавить щупальца международного заговора против Украины? Сумеет ли его аппарат провести толковую разъяснительную работу, рассказав правду?
Сможет ли власть убедить мирных людей, киевлян, отмежеваться от террористов, которые готовы обратить Киев в руины? Просто жизненно необходимо оставить террористов наедине с «Альфой», «Беркутом» и другими спецподразделениями.
Эти вопросы могут быть решены именно в Киеве, не в заморских и европейских центрах; в городе-герое Киеве, вновь умытым кровью.
Олег Мономах, СТОЛЕТИЕ