…События в Киеве тем временем переросли в кровавую трагедию. Всю ночь правоохранители штурмовали территорию так называемого «евромайдана» в центре Киева. Количество убитых с обеих сторон уже пошло на десятки, раненных и искалеченных – на сотни. На подступах к центру и на окраинах льется кровь.
Неизвестные в Святошинском районе расстреляли наряд ГАИ, двое погибших, третий – в тяжелом состоянии в больнице. На Трухановом острове обнаружен труп неизвестного, по облику очень напоминающего убитого где-то и выброшенного за ненадобностью «актывиста». На улице Владимирской расстрелян журналист газеты «Вести» Вячеслав Веремей. В его убийстве обвиняют так называемых «титушек», которые якобы поддерживают власть и «антимайдан». «Титушкам» приписывают и другие убийства, объяснить которые пока никто не может.
На самом «евромайдане» либо устраивают «суды Линча» над захваченными во время столкновений сотрудниками «Беркута», либо призывают собрать их в одном месте и использовать потом в качестве живого щита при наступлении правоохранителей.
Подожжены и практически сожжены до остова несколько зданий. В том числе, серьезно пострадал Дом профсоюзов, из пожара в котором спасли 37 человек. В трех областях Галичины опять захвачены областные госадминистрации, блокированы, разграблены или сожжены здания местных правоохранительных органов
И в это время президент Янукович по-прежнему не оставляет надежд на мирное разрешение вооруженного противостояния в Киеве и в западных регионах страны. Но при этом очень разочаровал оппозиционных соискателей «ярлыков на княжение», полученных не от народа, а то ли в Брюсселе, то ли в Берлине, то ли в Вашингтоне.
В своем обращении к народу он переложил всю вину за кровопролитие на лидеров оппозиции: «Оппозиционеры не только не дождались открытия заседания парламента, на котором должны были голосоваться законы, которые изменили бы Украину. Они наоборот заблокировали Верховную Раду, не дав возможности принять эти изменения. Потребовали – всю власть оппозиции и немедленно. Не имея на это мандата народа, незаконным образом, нарушая Конституцию Украины, эти, с позволения сказать, политики, прибегая к погромам, поджогам и убийствам, пытались захватить власть.
Оппозиционные лидеры пренебрегли основным принципом демократии: власть приобретают не на улицах или площадях, а только на избирательных участках. Я не раз говорил им – скоро выборы. Если народ доверит вам – будете у власти. Если не доверит – не будете при власти. Но и то, и другое должно произойти законно, так, как велит Конституция Украины. Границу они перешли, когда призывали людей к оружию. А это – вопиющее нарушение закона. И законопреступники должны предстать перед судом, который определит им меру наказания.
Это не моя прихоть, это моя обязанность как гаранта Конституции – обеспечить мир в стране, покой граждан и справедливость в отношении каждого. Исходя из этого, я еще раз призываю лидеров оппозиции, которые утверждают, что они стремятся к мирному урегулированию, немедленно отмежеваться от тех радикальных сил, которые провоцируют кровопролитие и столкновение с правоохранительными органами. Или, в случае, если они не желают отмежеваться, – признать, что они поддерживают радикалов. И тогда с ними будет другой разговор».
И в это же время аж заходятся в обличении «тоталитаризма» западные политики. И во главе процесса, как и следовало ожидать, американцы. Президент Freedom House, одного из спонсоров и вдохновителей «евромайдана», Дэвид Креймер откровеннее всех высказал главную мечту: президент Янукович должен уйти в отставку, так как он якобы потерял легитимность. По его словам, легитимные демократические лидеры не отдают приказов отрядам спецназначения нападать на демонстрантов, которые хотят открытой власти.
То есть опять в ход пошли двойные стандарты и оценки с точки зрения геополитической целесообразности. То, что выгодно Западу и что творится там, – это во благо демократии, а президент США Барак Обама, который приказывал тысячами арестовывать и избивать «демократизаторами» тамошней полиции участников, например, акции «Оккупируй Уолл-Стрит», – «легитимный лидер». А вот Януковича планируют сменить, значит, он за такие же деяния – «нелегитимен». В Украине в народе по этому поводу говорят: кому что, а курице – просо…
Противостояние тем временем продолжается, рискуя из гражданского конфликта перерасти в полномасштабную гражданскую войну. Ни власть во всей стране, ни официально претендующая на лидерство оппозиция на «евромайдане» в Киеве и его «филиалах» в регионах уже не контролируют ситуацию и не могут обеспечивать правопорядок и законность. Они уже понимают их по-разному.
А самое страшное – в том, что ни те, ни другие уже не могут отступить, не потеряв политического лица. Если власть остановит зачистку «евромайдана» в Киеве и позволит его боевикам и «актывистам» безнаказанно уйти, то они расползутся по стране, разнося бациллы неповиновения и протеста.
Сработает эффект закона об амнистии, когда власть, выполняя свои обязательства, выпустила всех задержанных преступников, а они восприняли это как слабость власти и уже на следующий день пополнили ряды самых агрессивных боевиков. А может и начаться «партизанская», а то и уличная террористическая война, замешанная на желании отомстить за поражение и отработать вложенные в них деньги. Поражение на «евромайдане» для власти равнозначно поражению во всей «войне»…
Если «евромайдауны-актывисты» сложат оружие, то многим из них, особенно тем, кто запачкал руки кровью правоохранителей, мародерством и поджогами зданий, грозит ответственность. Статьи, по которым правоохранители начинают уголовные производства (раньше это называлось «уголовные дела»), предусматривают тюремные сроки до 15 лет. И «евромайдауны» прекрасно понимают, что с ними могут сделать милиционеры, бойцы внутренних войск и «Беркута», желая посчитаться за все, что делали боевики с правоохранителями во время противостояния.
Ситуация уже напоминает глухой угол, в который загнали себя и власть, и оппозиция и пламя из которого может вырваться на просторы, подпалив всю страну. Самоорганизация «евромайдана» в виде так называемой «народной самообороны», адекватный ответ им в виде организации «антимайдана» с привлечением как активистов, так и политических гастарбайтеров на юго-востоке страны – это все подготовка того человеческого горючего материала, из которого и разгорится (может разгореться?) пламя гражданской войны, партизанских действий и уличного террора.
Каков он, типовой коллективный портрет «евромайдауна» и «антимайдауна»? Они очень похожи. Практически зеркальные отражения друг друга. Это:
‒ активисты партий, которых свезли в Киеве по партийному «набору»;
‒ романтически настроенные или идейно ориентированные молодые люди – студенты, учащиеся школ и колледжей, даже пэтэушники, которых на майдан призвали обостренное чувство справедливости, ощущение ненужности и безысходности, желание найти свое место в жизни и самоутвердиться;
‒ безработные, которым не важно, где и за что зарабатывать 200-300 гривен в сутки. Нигде, кроме майданов, такие деньги в своих депрессивных регионах они не заработают;
‒ неизбежные в любой стране «гулевой элемент» и «вечные революционеры», которым все равно, где и за что бороться и драться – адреналин гонит их на баррикады и заставляет брать в руки и биты, и огнестрельное оружие;
‒ бомжи, нашедшие на майдане пропитание и оставшиеся там по нужде, планируя по возможности поучаствовать в мародерстве;
‒ криминальный элемент, которому так легко работать «по специальности» в условиях, когда милиция и правоохранители заняты политическим противостоянием. Именно эти люди с радостью жгут и уничтожают документацию милиции и прокуратуры – «рубят концы», как говорят в их среде;
‒ футбольные ультрас, распропагандированные неонацистами и неофашистами и страдающие всеми комплексами неудовлетворенности, присущими молодым.
И самый главный компонент – это специально и целенаправленно подготовленные в специальных учебных лагерях боевики и штурмовики праворадикальных и неонацистских партий и структур. Это главный элемент превращения «арабской весны» в «украинскую зиму». Это самые подготовленные к уличным боям с правоохранителями и соответствующим образом экипированные и вооруженные мужики, для которых столкновения с властью уже стали и смыслом жизни, и источником существования.
Власть то ли прозевала подготовку этих людей, то ли собиралась использовать их как темный фон, на котором планировала выглядеть «светлой и демократичной» и победить на выборах.
В итоге получился удивительный сплав романтики революционеров и цинизма политиков, прагматизма мародеров и алчности уголовных преступников, горячей неопытности молодых и холодного расчета «стариков». Если эти люди столкнутся в очном противостоянии, то большой крови избежать не удастся. В любом случае. Даже если предположить, что «евромайдауны» и «антимайдауны» не станут драться между собой, а объединятся против власти, тогда Киев будет отдан им на разграбление. И пострадают ни в чем не повинные люди, которые попытаются защитить свое имущество и достоинство…
…На Майдане Независимости сейчас временное затишье. Похоже, у защищающихся пока не хватает решимости уйти, а у наступающих – то ли сил, то ли решимости, чтобы зачистить «территорию свободы». Первые жгут костры, чтобы обезопасить себя от правоохранителей, а вторые ждут, что все выгорит и запасы закончатся.
Но куш в этом противостоянии по-прежнему остается неизменным – вся полнота власти в стране. И бороться за нее обе стороны собираются до конца. В Киеве объявлен выходной день. И, несмотря на неработающее метро и ограничения передвижения транспорта, киевляне прибывают на Майдан. Получился «выходной на революцию», во время которого киевляне сливаются с прибывающими «мобилизованными» в регионах. А на что рассчитывает власть, пока неизвестно. Силы «Беркута» не бесконечны, и подкрепления им ждать неоткуда…