Летом 2014 года исполнится 70 лет со времени проведения международной конференции в Бреттон-Вудсе (штат Нью-Хэмпшир, США), на которой были приняты решения, определившие архитектуру мировой финансовой системы на последующие три десятилетия. Доллар США был приравнен к золоту, а Вашингтон гарантировал денежным властям других стран свободный размен долларов на жёлтый металл по фиксированной цене 35 долларов за тройскую унцию. Доллар США в 1944 году наконец-то занял монопольную позицию международной валюты номер один, победив в конкуренции британский фунт стерлингов.
80 лет назад: конфискация и национализация золота в США
Другая круглая дата – 80-летие принятия в США закона о золотом резерве (Gold Reserve Act of 1934), ставшего финальным актом «золотой конфискации и национализации». Проследим шаги этого процесса.
Шаг первый. 6 марта 1933 года президент США закрыл банки страны и запретил им производить платежи или экспортировать золотые монеты и слитки, воспользовавшись чрезвычайными полномочиями, которые предоставлялись ему законом о торговле с враждебными государствами, принятым во время Первой мировой войны.
Шаг второй. Законодательным актом от 9 марта 1933 года «по созданию условий для выхода из чрезвычайного положения, сложившегося в банковской системе государства, и для других целей» конгресс США предоставил президенту США Франклину Рузвельту полномочия для предотвращения «накопительства» золота.
Шаг третий. 5 апреля 1933 года Франклином Рузвельтом был издан указ № 6102 о фактической конфискации у населения и организаций золота, находящегося в слитках и монетах. Все находящиеся на территории США физические и юридические лица (в том числе иностранные граждане и компании, хранящие золото на территории США), за редким исключением, были обязаны до 1 мая 1933 года обменять золото на бумажные деньги по цене 20,67 долларов за тройскую унцию в любом банке на территории США, имеющем право принимать золото.
Объявлялись незаконными любые контракты и ценные бумаги, номинированные в золоте, выплаты по ним предписывалось производить бумажными деньгами в соответствии с указанным обменным курсом. Золото надо было сдать быстро – до 1 мая 1933 года. С этого момента частное владение золотом для граждан США стало незаконным.
Любой факт незаконного хранения золота наказывался штрафом в размере 10 тыс. долл. и 10 годами тюрьмы.
Шаг четвертый. 30 января 1934 года был принят закон о золотом резерве (Gold Reserve Act of 1934). Чеканка золотых монет была прекращена, все золото должно было храниться в Казначействе в виде слитков. Право владения запасами монетарного золота страны, включая золото на сумму 3,5 млрд. долл., хранившееся в федеральных резервных банках, было передано Казначейству США.
Кроме того, закон предоставил президенту США полномочия по переоценке доллара в пределах 50-60% того золотого содержания, которое было установлено законом 1900 года (закон, установивший золотой стандарт в США) и подтверждено законом 1911 года.
Шаг пятый. На следующий день после принятия закона о золотом резерве, то есть 31 января 1934 г. президент США подписал указ, согласно которому золотое содержание доллара было уменьшено с 25 8/10 грана до 15 5/21 грана золота 900-й пробы.
Таким образом, долларовая цена золота повысилась на 59,04% по отношению к паритету, зафиксированному законом о золотом стандарте 1900 года. Фиксированная цена золота поднялась с 20,67 до 35,00 долл. за унцию. Чрезвычайные полномочия президента по изменению золотого содержания доллара были делегированы ему на период до 1 июля 1943 года, но больше пересмотров золотого содержания доллара не было.
Каковы же практические результаты принятых в США в 1933-1934 гг. мер по изъятию золота у граждан и организаций? Прежде всего, в США был окончательно демонтирован золотой стандарт. Между прочим, Америка была единственной страной, которая даже во время Первой мировой войны не отменяла и не приостанавливала действие этого стандарта. После войны ведущие европейские страны с большим трудом восстановили золотой стандарт, но в усеченном виде – как золотослитковый. В США продолжал действовать до 1933 года «классический», золотомонетный, стандарт (обмен банкнот на золотые монеты).
Форт-Нокс как символ золотых конфискаций и национализаций
Зачем понадобились такие меры? Обычный ответ - для того, чтобы провести «Новый курс» Франклина Рузвельта, основанный на идеях английского экономиста Джона Кейнса. Кейнсианство не только допускало, но даже поощряло государственное потребление, призванное компенсировать недостаточный платежеспособный спрос со стороны частного сектора экономики и населения. Кейнсианство считало нормой дефицитное бюджетное финансирование, использование государственных заимствований и рост государственного долга. Существование золотого стандарта затрудняло (по сути, делало невозможным) реализацию экономической политики на основе кейнсианства.
В силу беспрецедентных полномочий, которыми было наделено федеральное правительство в период правления администрации Рузвельта, оно конфисковало у своих граждан с 1933 по 1954 год около 5 миллионов унций золота в слитках, официально оцененных примерно в 1,6 миллиарда долларов.
Казначейство переплавило золотые монеты и другие предметы законопослушных граждан в золотые бруски.
Золотой запас государственной казны США увеличился на много миллиардов долларов за счет металла банков, которые получили в обмен так называемые золотые сертификаты. Золотые активы правительства выросли в физическом выражении, но в стоимостном выражении они выросли в еще большей степени. Изменение официальной цены на золото увеличило номинальную стоимость правительственных золотых запасов, что позволило, по данным Министерства финансов США, выпустить дополнительно 3 миллиарда долларов в бумажной валюте. Кроме того, был девальвирован доллар, была стабилизирована денежная система, а оптовые цены выросли более чем на 33%.
Буквально за одни сутки сказочно обогатились те граждане и банкиры, которые кое-что знали о готовящихся акциях президента США и еще в начале 1933 года вывели свое золото за пределы Соединенных Штатов.
Одновременно эти меры принесли убытки владельцам золота и лишили их металла, который они хранили для обеспечения своего будущего.
Для того чтобы разместить конфискованные запасы драгоценных металлов, Казначейство США приступило к строительству крупнейшего в стране хранилища в Форт-Ноксе. Это одно из самых укрепленных и недоступных для граждан (даже американских конгрессменов) зданий в Америке. На его сооружение ушло 16 000 кубических футов гранита, 4200 кубических ярдов бетона, 750 тонн арматуры и 670 тонн строительной стали. У мраморного входа золотыми буквами выгравирована надпись: «Хранилище Соединенных Штатов» с золотой печатью Казначейства. Работы по сооружению хранилища были завершены в декабре 1936 года, и в течение всего первого полугодия 1937 года Казначейство занималось перевозкой туда конфискованного металла.
Бреттон-Вудс был бы невозможен без Форт-Нокса
Америка при Рузвельте энергично наращивала свой золотой запас. Если в 1928 г. на США приходилось 37,7% официальных золотых резервов капиталистических стран, то в 1936 году эта доля выросла почти до 50%. Для сравнения: в том же 1936 году доля Франции была 13,2%, а Великобритании – 11,4%.
К концу Второй мировой войны золотые хранилища ведущих европейских стран полностью опустели, а доля США в мировых золотых резервах капиталистического мира, по разным оценкам, увеличилась до 75-80%.
А теперь мы опять возвращаемся к теме Бреттон-Вудской конференции, которая проходила 70 лет назад. На этой конференции шла острая дискуссия между американской и английской делегациями, они задавали тон всей встрече. Первую возглавлял помощник министра финансов США Гарри Г. Уайт, вторую – Джон М. Кейнс. Первый продвигал интересы США, второй – Великобритании. Хотя знаменитый английский экономист интеллектуально переигрывал своего оппонента, американцы взяли верх. Бреттон-Вудская система – на 90 % проект Гарри Уайта. В чем причина такого исхода?
Причина проста. Америка сумела убедить всех участников конференции (участвовали 44 государства), что доллар так же хорош, как и золото. А чтобы ни у кого не было на этот счет сомнения, Америка обещала беспрепятственно обменивать бумажные доллары на желтый металл.
Сразу после Бреттон-Вудса стоимость золотых резервов Соединенных Штатов по отношению к долларовой массе (коэффициент золотого покрытия наличного денежного обращения) составляла 75%. Это был отличный показатель. И все проголосовали за предложения Г. Уайта. А через полтора года после конференции решения Бреттон-Вудса были ратифицированы большинством стран-участниц (СССР эти решения не ратифицировал).
Так родилась Бреттон-Вудская система, которая просуществовала до 15 августа 1971 года, когда президент США Ричард Никсон объявил о прекращении размена долларов на золото. В тот момент в золотых запасах Казначейства США жёлтого металла было всего 16% по отношению к долларовой массе, которая обращалась в США и за их пределами.
В 1971 году «золотое окошечко» Казначейства США захлопнулось. Сегодня мир существует в условиях бумажно-долларового стандарта, при котором печатный станок ФРС, работающий без каких-либо ограничений, довёл мировую экономику до полного краха…
И снова идут разговоры о необходимости возвращения к какой-то форме золотого стандарта. Ностальгически вспоминается конференция в Бреттон-Вудсе. Государственные деятели разных стран все чаще намекают на необходимость Бреттон-Вудса –2.
Президента Ф. Рузвельта много раз спрашивали, чем было обусловлено принятие решения о конфискации у американцев золота в 1933-1934 гг. Членораздельный ответ Рузвельт так и не дал. Предполагают, что это решение готовилось за кулисами официальной власти. Многие авторы просто фиксируют эти события, не объясняя их смысл. Некоторые говорят, что золотой стандарт мешал проведению кейнсианского «нового курса».
Но ведь золотые стандарты в 1931-1936 гг. были отменены и в Европе, однако никаких конфискаций и национализаций золота там не проводилось. А вот в Америке произошла национализация. И возникает подозрение в том, что кто-то уже за 10 лет до Бреттон-Вудса начал готовить Америку к этому событию.
Так или иначе, без сосредоточения всего золота в руках американского Казначейства Вашингтону не удалось бы навязать миру послевоенный финансовый порядок, основанный на золотодолларовом стандарте.
Отсюда вывод. Если мы хотим понять, насколько вероятно возвращение современного мира к золотому стандарту и кто может быть главным исполнителем проекта Бреттон-Вудс – 2, нужно внимательно следить за тем, где происходит сосредоточение основной части мировых запасов жёлтого металла.
Валентин КАТАСОНОВ, "Фонд стратегической культуры"