Власть, оппозиция и западные кураторы заняты чем угодно, кроме экономики. А Майдан продолжает стоять. Пусть даже сейчас он вызывает лишь презрение своей малочисленностью и неудачами, но экономическая катастрофа может предоставить ему социальную базу размером во всю Украину. И если в ближайшие дни не назначить нового премьера, не сформировать исключительно из представителей правящей партии правительство, не вернуться наконец-то от политических интриг к управлению экономикой, то последствия кризиса окажутся такими, что самые горячие моменты майданного мятежа покажутся добродушной ленивой перебранкой.
«Мыльная опера» с названием «переговоры с лидерами оппозиции» затянулась до неприличия. Подвижки, разумеется, есть. Например, удалось расколоть «триединство» лидеров Майдана и вызвать неприятие к ним со стороны боевиков-радикалов. Однако вся логика подобных конфликтов говорит о том, что на место «скомпрометировавших» себя диалогом с властью обычно приходят те, кто располагает реальными силовыми ресурсами.
И эту тенденцию подтвердил факт переговоров «Правого сектора» с силовиками, защищающими правительственный квартал. Вслед за которыми прозвучало заявление о том, что нацисты готовы выдвинуть своего кандидата в президенты. А это уже заявка не только на контроль над «охраной» Майдана, но и на лидерство во всём протесте.
Скорее всего, отторжения мятежниками парламентской оппозиции власть и добивается. Идея захвата областных администраций, которые «лидеры» собирались представить западным спонсорам в качестве установления контроля «восставшим народом» над всей территорией страны, полностью провалилась и серьёзно снизила рейтинги Кличко, Яценюка и Тягнибока.
Соцопросы показывают, что эти захваты не поддерживает две трети населения, а Виктор Янукович теперь легко переиграет на президентских выборах любого из перечисленной троицы, поскольку именно её связывают с организацией этих действий.
Рейтинги рейтингами, но жизнь показала, что попытки утихомирить мятеж уступками никаких успехов не принесли. Как и следовало ожидать, каждая новая уступка власти только разжигает аппетиты бунтовщиков.
Если изначально одним из требований оппозиции была отставка правительства Николая Азарова, то после ухода Николая Яновича в её риторике появился тезис о формировании нового правительства исключительно из числа оппозиционеров. Если первоначально на Майдане хотели досрочных президентских выборов, то после уступок Виктора Януковича уже провозгласили Виталия Кличко «временным президентом Украины».
С началом переговоров в Киев снова зачастили евроэмиссары. И если ранее их риторика касалась всего лишь недопустимости силового разгона протестующих, то теперь они требуют вывести с Грушевского силовиков, т.е. позволить майданным боевикам беспрепятственно захватить Кабмин и парламент, а также объявить досрочные президентские выборы (т.е. добровольной отставки действующего президента). Мало того, «лидеры Майдана» уже представляют Украину на международной арене.
Так, на прошедшей недавно в Мюнхене конференции по безопасности именно «лидеры Майдана» при живом и легитимном президенте вели переговоры с высшим руководством Евросоюза и госсекретарём США о будущем Украины. Именно им было обещано предоставление денежной компенсации за разрыв договорённостей с Россией. Причём только в единственном случае: после свержения Януковича и прихода оппозиционеров к власти.
При этом Запад открыто требует «ради урегулирования политического кризиса» не только безоговорочного подписания соглашения об ассоциации, но и возврата Украины к конституции 2004 года. То есть изменения конституционного строя в интересах Штатов и ЕС.
Обещание денег после госпереворота – очень своевременная мера. Из-за затянувшихся расшаркиваний украинской власти перед бунтовщиками и западными эмиссарами Россия приостановила кредитование Киева до формирования нового правительства. На носу – очередное утверждение скидки на газ.
Полностью затормозилось сотрудничество по десяткам совместных инвестиционных проектов, договорённости по которым были достигнуты 17 декабря и позже. И не только из-за позиции российского правительства. Российский бизнес зачастую не может начать работу с украинскими партнёрами, поскольку те сейчас полностью заняты поддержкой либо «евромайдана», либо «антимайдана».
Политические баталии резко снизили поступление денег в бюджет Украины. Уже сегодня поступают тревожные сведения о нехватке денег на зарплаты бюджетникам и госслужащим. Имеется информация о задержке заработной платы сотрудникам дипломатических представительств. А Национальный банк прекратил валютные интервенции для поддержания стабильного курса национальной валюты, что привело к рекордному падению курса гривны по отношению к доллару.
К перечисленному стоит добавить проблемы с оплатой купленного у России газа, а также отказ некоторых особо политизированных бизнесменов с Западной Украины от уплаты налогов.
В то же время власть, оппозиция и западные кураторы заняты чем угодно, кроме экономики. А Майдан продолжает стоять. Пусть даже сейчас он вызывает лишь презрение своей малочисленностью и неудачами, но экономическая катастрофа может предоставить ему социальную базу размером во всю Украину.
И если в ближайшие дни не назначить нового премьера, не сформировать исключительно из представителей правящей партии правительство, не вернуться наконец-то от политических интриг к управлению экономикой, то последствия кризиса окажутся такими, что самые горячие моменты майданного мятежа покажутся добродушной ленивой перебранкой.
Александр ГОРОХОВ, ОДНА РОДИНА