…«Начальнику политотдела 91-й бригады добровольцев-сибиряков... Нахожусь во втором батальоне. Наступаем... В бою за д. Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок – закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается. Подробности доложу по возвращении. Агитатор политотдела ст. л-нт Волков».
Это – самое первое свидетельство о подвиге, совершённом 27 февраля 1943 г. русским пареньком под Великими Луками Псковской области и ставшим легендой. Старший лейтенант Петр Волков ничего не смог добавить к короткому донесению, которое он набросал в горячке боя: он погиб в тот же день. Но рассказали другие однополчане Матросова, ради жизни которых он пожертвовал своей жизнью, а уж потом историки и краеведы по крупинкам восстановили канву его биографии.
За многие десятилетия обросла она многими недоговорками, вымыслами, а то и откровенной ложью. Начать с того, что официальной пропагандой задним числом подвиг был «подверстан» к юбилейной дате – на 23 февраля 1943 г. пришлось 25-летие Красной армии.
Но более всего постарались ревнители «нового» прочтения истории в перестроечное и постперестроечное время. Каких только биографических «подробностей» ни изобрели, каких только «открытий» ни сделали. А то вдруг решили объявить Матросова уголовником, встретившим войну в колонии. Выросший в детдоме Александр, действительно, до мобилизации в армию находился в колонии, но детской трудовой № 2 в Уфе. А попал туда как беспризорник, сбежав из ФЗУ в Куйбышеве, и получил два года за нарушение паспортного режима.
Когда у любителей исторических фантазий не получилось выдать Матросова за матерого рецидивиста, его пытались объявить штрафником. И опять «не срастается» – на самом деле вставший в армейский строй юноша был направлен в Краснохолмское пехотное училище под Чкаловом (ныне Оренбург). Но выучиться на лейтенанта не довелось: из-за тяжелой обстановки на фронте вместе с другими курсантами его в составе маршевой роты отправили на Калининский фронт.
Скажем еще об одном факте, который, впрочем, как и остальные, упомянутые выше, ничуть не умаляют подвига героя. Известно, что он не первым из солдат Великой Отечественной закрыл телом амбразуру вражеского дзота. Приоритет здесь за младшим политруком роты из 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии Александром Панкратовым, погибшим в бою 24 августа 1941 г. при обороне Новгорода.
В наградном листе на посмертное присвоение отважному воину звания Героя Советского Союза говорится: «При штурме Кирилловского монастыря противник открыл сильный огонь. Левофланговый пулемет противника не давал возможности группе храбрецов во главе с Панкратовым войти в расположение монастыря. Тогда Панкратов вырвался вперед на пулемет, бросил гранату, ранил пулеметчика. Пулемет на время замолчал. Затем снова открыл бешеный огонь. Политрук Панкратов с возгласом "Вперед!" вторично бросился на пулемет и своим телом закрыл губительный огонь противника».
Бывали случаи, когда сила воздействия такого подвига заставляла сослуживцев тут же следовать примеру героя. Например, в одном бою закрыли амбразуры своим телом сержант Иван Герасименко, рядовые Александр Красилов и Леонтий Черемнов. Люди шли на верную смерть, но судьба подчас хранила их. Остались живы А.А. Удодов, Т.Х. Райз, В.П. Майборский, Л.В. Кондратьев. А всего племя матросовцев насчитывает 412 героев.
И пусть Матросов был не первым по счету среди них, но кто возьмется утверждать, что геройское племя получило случайное, недостойное имя! Недаром оно стоит во главе списка бойцов Великой Отечественной, навечно зачисленных в состав своих воинских частей.
Подвиги самопожертвования, когда во имя высокой цели – выполнения боевой задачи, спасения товарищей – бойцы отдавали жизнь, стали одним из высших проявлений героизма советских воинов.
Кое-кто из нынешних авторов увидел за этим атрофию инстинкта самосохранения, присущего человеку от природы. Но только атрофия собственной души не позволяет таким «публицистам» увидеть высоту духа и редкое мужество человека, готового последовать старому правилу русского воинства: «Сам погибай, а товарища выручай!»
Кого только ни затронула в постсоветские годы кампания поголовной дегероизации: комбрига Николая Щорса и начдива Василия Чапаева, панфиловцев и Зою Космодемьянскую, разведчика Николая Кузнецова и маршала Георгия Жукова…
Нам твердили, что вражеские амбразуры закрывали своим телом люди духовно примитивные; что восемнадцатилетние девчонки-партизанки жгли избы, в которых укрывались от мороза оккупанты, не с целью уничтожения врага, а для возбуждения в народе ненависти к захватчикам; что полководцы Красной армии были ограниченными служаками и добивались побед, лишь заваливая противника трупами своих солдат.
В своё время в Советском Союзе были хорошо известны имена павших в борьбе с фашистами юных Героев Советского Союза – Марата Казея, Володи Дубинина, Лени Голикова, Зины Портновой, Вали Котика, участников краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия». Им ставили памятники, их именами называли улицы и морские суда, на них стремилась походить молодежь.
А ненавистники России озабочены были одним – выяснением, по каким это правилам войны в боевых действиях участвовали несовершеннолетние.
Постыдны эти пляски на могилах героев! Великая Отечественная война, невиданная по испытаниям, которые выпали на долю воюющего народа, вызвала столь же невиданный всплеск самопожертвования и героизма, как массового, так и индивидуального. Недаром историки назвали фронтовое поколение Великой Отечественной войны феноменом ХХ века.
Характерная деталь: нет сведений ни об одном из фашистских солдат, решившихся на поступок, подобный матросовскому. На такую высоту духа способен подняться лишь тот, кто ведёт священную войну за Родину.
Рядовой и генерал, ополченец и кадровый военный, немолодой колхозник, воевавший еще в Первую мировую, и вчерашний десятиклассник-москвич, солдат, бросавшийся со связкой гранат под вражеский танк, и медицинская сестра, сутками не уходившая из больничной палаты, моряк и пехотинец, партизан и подпольщик – все они проявляли редкое понимание выпавшей на их долю личной ответственности за судьбу страны, за свое будущее и будущее своих потомков. «Ярость благородная», часто не оставлявшая место для мыслей о себе, определяла внутреннее состояние фронтового поколения.
Александр Матросов погиб девятнадцатилетним. А ведь сложись тот бой иначе, он мог бы встретить свой юбилей сегодня среди нас: 90 лет – возраст почтенный, но всё же не такой, чтоб его не достичь. Однако бой под Чернушками 27 февраля 1943-го завершился так, как он завершился, – победой, которую принесло самопожертвование юного бойца. Он мог бы сберечь себя и спокойно дожить до наших дней. Но были бы мы сегодня, если бы наша земля не рождала таких героев?
Юрий РУБЦОВ, "Фонд стратегической культуры"