Переговорный процесс власти и оппозиции зашел в тупик. Уже больше недели действует закон об амнистии в редакции Юрия Мирошниченко, который предусматривает освобождение боевиков в обмен на возвращение административных зданий законным владельцам. Однако некоторые облсоветы, и в первую очередь здание мэрии в Киеве, по-прежнему остаются под контролем незаконных вооруженных формирований. Оппозиция в лице лидеров «Батькивщины», «УДАРа» и «Свободы» не признает закон об амнистии, настаивает на принятии нового законодательного акта, который предусматривает освобождение тех, кто калечил и убивал правоохранителей, без всяких условий.
Их аргумент заключается в том, что это были «проявления воли народа». В ответ на «всеобщую и безоговорочную амнистию» они ничего не предлагают. Более того, разработан план передачи полномочий местных органов власти фиктивным «народным радам», сформированным «на Майдане». Это типично охлократический сценарий развития событий, который предусматривает делегитимизацию законно избранных органов власти на местах и, будем называть вещи своими именами, свержение конституционного строя.
По итогам так называемой «мюнхенской встречи» (международная конференция по безопасности, прошедшая с участием Виталия Кличко, Арсения Яценюка и Петра Порошенко) принято решение продолжить процесс давления на президента с помощью радикальных уличных акций протеста.
Ключевой момент, который обсуждался, – предоставление европейской финансовой помощи новому «правительству» Украины, которое должно гарантировать не макроэкономическую стабильность, а смещение Виктора Януковича с занимаемого поста.
В настоящий момент установилось довольно шаткое геополитическое и внутриполитическое равновесие. США и Евросоюз не решаются пока провоцировать горячую фазу противостояния в Украине, поскольку не уверены, что смогут контролировать ситуацию в стране и дальше. Лидеры оппозиции де-факто не в состоянии управлять экстремистскими организациями, доминирующими в «акциях протеста».
По крайней мере, официально, поскольку, к примеру, тот же «Правый сектор» находится под влиянием сразу нескольких группировок, представляющих оппозицию и не только ее.
Более того, заявление боевиков «Правого сектора» о создании собственной партии с «регистрацией в Минюсте», а также готовность их главарей участвовать в переговорном процессе с властью делает совершенно очевидным факт превращения «тройки» в марионеточную оппозицию, которая идет на поводу у агрессивной части так называемого «евромайдана».
В качестве временного компромиссного варианта предлагается вернуться к Конституции 2004 года. Якобы парламентско-президентская форма правления, предполагающая усиление роли Верховной Рады, будет способствовать мирному разрешению противостояния в Украине. Более или менее четко проявились два подхода к возврату к Основному закону в редакции десятилетней давности.
Оппозиция выступает за отмену решения КС, благодаря которому состоялся возврат к Конституции 1996 года. Мотивировка следующая: незаконное решение не имеет юридической силы, и поэтому надо его просто денонсировать. Для вхождения в процесс конституционной трансформации ставится условие – освобождение «заложников режима».
С целью убедить депутатский корпус в необходимости проявить сострадание к невинным жертвам диктатуры представитель «УДАРа», спичрайтер Виталия Кличко народный депутат Ирина Геращенко продемонстрировала с парламентской трибуны фотографию такой жертвы, которая хранится в ее «Ipade Air» (128 гигабайт памяти, розничная цена в Украине порядка $1800).
На фото вполне отчетливо видны мужские ягодицы довольно крупных размеров, на которых зафиксирован длинный синяк, пересекающий оба упомянутых полушария. Можно предположить, что это след от дубинки. Во всяком случае, именно подобный вывод можно сделать из контекста выступления народного депутата Украины.
По мнению Арсения Яценюка, амнистия без всяких условий позволит депутатам проголосовать за отмену решения КС и возвращение к парламентско-президентской форме правления. Несколько иную точку зрения высказал главный правовой эксперт АП Андрей Портнов. По его мнению, необходимо пройти всю предусмотренную действующим законодательством процедуру внесения изменений в Основной закон. Это должно занять минимум год. Иного пути, по его словам, нет, поскольку иные варианты неконституционны.
Не трудно заметить, что формальные представители Майдана и власти пытаются начать некий процесс, направленный на перевод уличного противостояния в хорошо знакомую им форму «конституционных дебатов». Это намерение необходимо только приветствовать, поскольку в тактическом плане подобный ход действительно способствует дерадикализации протестов.
С начала девяностых годов конституционное творчество рассматривалось как эффективный механизм увода общества в политологические дебри и выпускание пара. Однако со стратегической точки зрения такой подход – лишь отсрочка неизбежного.
Может ли парламентско-президентская форма правления примирить запад и восток, юг и центр? В теории даже Виталий Кличко может прочесть «Феноменологию духа» Гегеля, но какой в этом практический смысл?
Допустим, парламент получит право утверждать весь состав Кабмина (за исключением силового блока), а также главу СБУ и генпрокурора. Но что толку в этих полномочиях, если в Раде, согласно Конституции 2004 года, «по итогам выборов должно быть сформировано коалиционное большинство на основе фракций»?
Необходимо, чтобы развалилась фракция «Регионов» для создания очень странной коалиции националистов, фашистов и представителей крупного бизнеса.
Кстати, возврат к 2004 году предполагает введение института императивного мандата. Выход из фракции должен автоматически приводить к сложению «беглецом» депутатских полномочий. Десять лет назад проблему решали с помощью отказа писать официальное заявление о выходе из фракции. В результате депутат как бы есть, но отказывается колебаться с генеральной линией партии.
В сегодняшних условиях, когда суд лишает парламентария полномочий на основе жалобы Юрия Кармазина, выгонять подобных хитрецов можно будет без особых усилий. Ну и, естественно, возврат к Конституции 2004 года должен сопровождаться досрочными парламентскими и президентскими выборами.
Есть ли альтернатива подобному довольно невнятному сценарию развития событий? Да. Вместо того чтобы жевать конституционные сопли, необходимо навести конституционный порядок в стране.
Кто знает, сколько людей в настоящее время находится на Майдане и изображает собой «всю украинську нацию»? Никто. Но от их имени ведутся переговоры, выдвигаются политические требования, захватываются обладминистрации. От их имени убийство правоохранителей объявляется подвигом. От их имени представители СМИ превращаются в медиа-убийц, главная цель которых – увидеть золотой унитаз президента.
Поэтому наиболее логичный выход из ситуации – вести переговоры по нормальным правилам. Не хотите освобождать здания? Значит, закон об амнистии через неделю прекращает свое действие. Затем сутки на размышление и зачистка Майдана.
Восставший «народ» отказывается освобождать областные администрации во Львовской, Ивано-Франковской, Волынской и Тернопольской областях? Введение чрезвычайного положения в указанном регионе. Вопли о том, что не хватает ресурсов, войска деморализованы и так далее, – от лукавого. Когда будет разогнан киевский Майдан, процесс, поверьте мне, пойдет гораздо быстрее.
Оппозиция не желает возглавлять Кабмин? Виталий не хочет быть гуманитарным премьером? Тогда президент вносит свою кандидатуру. Арбузова, Клюева, кого угодно. Депутаты не хотят утверждать? Роспуск Верховной Рады. И назначение выборов после того, как в стране наладят нормальный порядок.
Что, слегка попираются неотъемлемые права человека? Гражданские активисты не получат вовремя грантов? Сорри, потерпите немного. Или же выезжайте по месту раздачи грантов.
Ну и, конечно же, Фюле, Госдеп и Эштон начнут очень переживать. Да пусть переживают, только не надо шастать по майданам и обещать чуть ли не дипломатическую неприкосновенность боевикам.
Депутатов, которые оказывают непосредственную поддержку экстремистам, лишить мандата. Кандидаты уже есть. Это Андрей Парубий, Степан Кубив, Юрий Михальчишин. Для начала.
Конечно, по итогам противостояния начнется конфликт с Галичиной. Это неизбежно. Надо только его локализовать в пределах региона. И только потом начинать переговоры. И только в этом случае говорить о конституционной реформе.
К примеру, в формате предоставления трем областям статуса автономии. С тремя парламентами, которые они должны содержать за свой счет, с правом привлекать инвестиции из особо сочувствующих европейских стран. Примерно такой алгоритм является наиболее приемлемым.
Имитация переговорного процесса в парламенте может слегка затянуть неизбежное обострение. Нет, конечно, если помойка в центре столицы всех устраивает, то надо продолжать переговоры. Делать расслабляющий массаж боевикам, легализировать их в политическую партию, платить депутатскую зарплату депутатам, координирующим террористическую деятельность. Только к чему это все приведет? Вопрос, как вы сами понимаете, риторический.