Совместные проекты с Российской Федерацией и восстановление кооперационных связей - это реальный шанс не только минимизировать бюджетные риски нынешнего года от подобных скачков, но и существенно усилить наполняемость доходной части госбюджета от высокотехнологических отраслей, создать задел для более масштабного бюджетного планирования на будущие годы. Судя по заявлениям украинского руководства, было принято принципиальное политическое решение о том, что именно восстановление кооперационных связей между двумя странами и создание новых - это тот путь, который нужен Украине.
Договоренности, достигнутые в ходе заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии 17 декабря в Москве, начинают реализовываться в новых решениях и действиях. По сравнению с предыдущими месяцами стала меняться официальная риторика, в которой заметное место принадлежит теме сотрудничества с РФ.
Про важность этого вопроса говорит и то, что именно с упоминания договоренности двух президентов начал свое первое выступление на послепраздничном заседании Кабмина Николай Азаров: «Сегодня наше главное задание – организовать ритмическую работу экономики после праздников. В конце прошлого года благодаря договоренностям президентов Украины и Российской Федерации мы решили кардинальные проблемы стабильности государственных финансов и экономического развития путем восстановления беспрепятственной торговли и промышленной кооперации».
По мнению Азарова, то, что правительству нужно сделать немедленно, так это «уже с февраля запустить на полную мощность программы промышленной кооперации с Россией, которые дадут нам в ближайшие годы сотни тысяч рабочих мест и гарантии для бюджетов всех уровней, что будет финансовая база для развития нашего отечественного рынка. А также чтобы заработала зона свободной торговли между странами СНГ, ценность которой для нашей экономики сложно переоценить. За это лично отвечает вице-премьер-министр Юрий Бойко.
Цена этих программ – десятки миллиардов долларов. Даже больше – это будущее базовых отраслей нашей промышленности. Тем более что возможность для развития промышленности дают новые цены на газ, которые являются результатом договоренностей нашего президента».
Цена на газ действительно начала уменьшаться. Вопреки намекам прозападных экспертов о том, что «договориться о понижении цен» и «получить пониженные цены» это разные вещи, 9 января стало известно, что «Нефтегаз Украины» и «Газпром» подписали дополнительное соглашение с определением коэффициента, позволяющего обеспечить цену на газ для Украины в первом квартале текущего года в размере 268,5 долл. за тысячу кубометров.
О миллиардных совместных украинско-российских проектах чуть более подробно стало известно из заявлений уполномоченного по вопросам сотрудничества с РФ, государствами-участниками СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями В. Мунтияна. В первую очередь, речь идет о трёх направлениях, где уже в ближайшее время ожидается наибольший эффект, – космическая отрасль, авиапром и судостроение.
Говоря о сотрудничестве в области ракетостроения и о космической сфере в целом, В.Мунтиян отметил, что «достигнутые договоренности позволяют расширить сотрудничество. А это значит, что будут заказы, в частности, на создание ракеты очень высокого класса и большой мощности - она поднимает до 70 тонн. В перспективе проекты по строительству других ракет, спутников, а также по реализации многих услуг, которые может предоставить космическая отрасль народнохозяйственного комплекса обеих стран (связь, метеорология, сельское хозяйство, экология, МЧС, оборона и т.п.). В основном на наших мощностях. Для нас самое главное - обеспечить развитие этой отрасли, а если будут заказы, пойдут инвестиции, инновации, конечно, космическая отрасль будет развиваться».
По его словам, в рамках достигнутых с РФ договоренностей будет осуществляться сотрудничество в создании совместных предприятий для реализации проектов «Морской старт», «Наземный старт» и «Днепр», кооперации украинских и российских предприятий и организаций при производстве космических аппаратов научного назначения и перспективных ракет-носителей, производства навигационной аппаратуры и оборудования навигационно-информационных систем.
Не менее масштабные планы и в авиастроении. По словам В. Мунтияна, Межправительственное соглашение о реализации мероприятий государственной поддержки восстановления серийного производства самолетов серии Ан-124 является для Украины особенно важным, поскольку «у нас есть мощная база, и для нас самолетостроение – приоритетная отрасль. Российская Федерация планирует заказать таких самолетов около 60. И кроме того, наладить общее производство».
Также, по его словам, принято решение относительно завершения общих государственных испытаний самолета Ан-70 уже до конца первого квартала 2014 года, что позволит определиться с серийным производством. Будем надеяться, что это положит конец более чем 20-летней драматической истории с разработкой и производством этого самолета.
Кстати, все тот же В.Мунтиян в одном из своих интервью очень четко описал ситуацию в авиастроении, а также с перспективами украинских самолетов в ЕС: «Наш АН-70 давно признан лучшим самолетом в мире в своем классе. Скажите, почему после всех авиасалонов и демонстраций с ЕС на Ан-70 не поступило ни одной заявки?
Ответ прост: эта ниша в Европе занята намного менее функциональным, но «своим» самолетом. Вложены огромные деньги в разработку, выпуск, лоббирование, заказ. Сформирована сеть подрядчиков, посредников и контрагентов.
Кроме того, европейское законодательство защищает своего производителя всеми возможными методами и не допустит конкурентов, поскольку уровень безработицы в ЕС выше допустимого уровня».
Последнее особенно актуально ввиду недавних данных о безработице в странах ЕС, которая почти достигла уровня в 20 млн. человек.
И наконец, проекты в сфере судостроения: «Это будут конкретные проекты, по которым будут строиться корабли для российского и украинского флотов. Ведь Россия планирует осваивать Север, им нужно возить сжиженный газ. А для Украины это инвестиции более чем на 4 млрд. долл. только в этот комплекс. Плюс это позволит нам восстановить флот и увеличить количество квалифицированных рабочих. Развитие судостроения очень важно, прежде всего, для юга Украины – Херсона, Одессы, Николаева и Крыма, где предприятия морехозяйственного комплекса обеспечивают наполнение бюджета, занятость населения и развитие региона», – отметил В.Мунтиян.
Все эти проекты признаются критически важными для украинской экономики и наполнения бюджета, поскольку по целому ряду отраслей наблюдаются серьезные сложности.
Своеобразная ирония тут состоит в том, что это касается той отрасли, которая, по словам активных евроинтеграторов Украины, является чуть ли не самой главной для страны при подписании Соглашения об ассоциации, – сельского хозяйства.
О ее важности для украинской экономики говорит и министр аграрной политики и продовольствия Н. Присяжнюк: «Сегодня отечественный агросектор обеспечивает около 25% валютных поступлений от общего экспорта украинской продукции».
При этом он замечает, что «украинская зерновая группа является конъюнктурой мирового рынка. Это биржевой товар».
И Украина уже сейчас столкнулась с этой зависимостью от мировой конъюнктуры. По словам генерального директора Украинской аграрной конфедерации С. Стоянова, жесткая конкуренция за сырье между перерабатывающими компаниями привела к уменьшению экспорта семян подсолнуха из Украины в сентябре-декабре 2013 года в 9 раз. И сейчас этот показатель составляет приблизительно 7,5 тыс. тонн.
Таким образом, и без того не идеальное бюджетное планирование 2014 года оказывается в серьезной зависимости от скачков рынка на продукцию с низкой добавочной стоимостью.
Совместные проекты с Российской Федерацией и восстановление кооперационных связей - это реальный шанс не только минимизировать бюджетные риски нынешнего года от подобных скачков, но и существенно усилить наполняемость доходной части госбюджета от высокотехнологических отраслей, создать задел для более масштабного бюджетного планирования на будущие годы.
Судя по заявлениям украинского руководства, было принято принципиальное политическое решение о том, что именно восстановление кооперационных связей между двумя странами и создание новых - это тот путь, который нужен Украине. Безусловно, многое будет зависеть оттого, сохранится ли положительная динамика украинско-российских отношений в ближайшие месяцы.
Андрей КОНСТАНТИНОВ, ОДНА РОДИНА