После Вильнюсского саммита Европа была в явной растерянности. Как иначе объяснить совершенно недипломатические эмоции некоторых статусных лиц, хлынувшие на украинского беднягу-президента. Он, мол, принял решение «с похмелья» (Карл Бильдт, МИД Швеции) и вообще у него диагноз «геополитическая шизофрения» (Радослав Сикорский, министр иностранных дел Польши). Кстати, неужели дипломаты не понимают, что ручка, которой возможно будет подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, пока находится в руке именно Януковича. А он политической забывчивостью и всепрощением не страдает! Но в растерянности не только европейские министры…
Основным результатом начала второй декады декабря для Украины стали не новая попытка разгона Майдана, а результаты дебатов в Европарламенте. Вероятно, именно для парламентариев, их выводов и призывов сам Майдан превращают в комедию сознательных и, похоже, тщательно спланированных ошибок. Потому что и власть, и оппозиция делают всё, все возможные ошибки, лишь бы он не прекращался. Ведь судите сами: стоило «студенческому» Майдану пойти на убыль, как кто-то направляет силовиков на его разгон в ночь с 29 на 30 ноября…
Стоило активистам Майдана дискредитировать себя сносом памятника Ленину, а для многих киевлян это действительно неприятно – когда кто-то рушит памятники в их городе, происходит абсолютно беззубая попытка силовой очистки площади 10 декабря…
Буззубая и похожая на договорной матч. Особенно после того, как «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» выдала сюжет о том, как Кличко вкупе со своим заместителем по фракции Артуром Палатным договариваются с «беркутовцем» по поводу грядущей стычки: «Мы с вами сейчас цепью потолкаемся… Ребята, надо так…» (УДАР) – «Если никто не будет кидать, бить – никаких вопросов не будет» («Беркут»).
А после этого спецназовцы «без вопросов» и без спецсредств три часа стоят перед, простите, «баррикадой» из досок, фанерных щитов и пластиковых стульев.
Нет, слава богу, что только стоял. Страшно даже подумать, что могло бы быть, если бы плотный строй милиционеров в боевой тяжелой сбруе покатил вниз, по заледеневшей Институтской на не менее плотную толпу митингующих. Как страшно думать и о том, что в следующий раз с «Беркутом» могут и не договориться. И в следующий раз строй покатит…
Куда? И, главное, зачем? Достаточно взглянуть на панорамную съемку Майдана, чтобы убедиться, что европейских флагов над толпой становится все меньше. И фокус значимости сместился от протеста против приостановки евроинтеграции в куда более приземленную и куда более знакомую плоскость борьбы с персоналиями: «Банду – геть!», «Зека – геть!», «АзИрова – геть!». Но, как сказал старый «вуйко з полонини»: «Гасло, ясна річ, добре, але мета!?...»
А нынешняя «мета» (цель) уже в информационном поле. Украинский журналист-эмигрант Анатолий Шарий опубликовал в Фейсбуке распределение портфелей после «свержения режима Януковича»: Кличко – президент, Яценюк – премьер, Тягнибок – спикер Рады, Луценко – глава СНБО, Турчинов – генпрокурор, Порошенко - киевский мэр.
Вот уж «ба, знакомые все лица». Хотя нет, есть и новации: в кресле министра образования – известный знаток детских имен Ирина Фарион.
Сам Шарий, по-моему, слегка обалдевший, прокомментировал список так: «Сейчас и фейки - не фейки, а норма новости - фейки. Я не знаю, но это должно появиться уже в некоторых СМИ».
Возможно это и фейк, но, возможно, и начало эсбэушного «слива» подлинной информации, выпотрошенной из серверов «Батькивщины», захваченных в ее офисе на Туровской. Ну а если это просто ложь, то есть железное правило: в любой лжи должна быть значительная доля правды – иначе в ложь никто не поверит. В этот список, по моим опросам, верят все.
Так что формат Майдана в начале второй декады декабря – это борьба «трехглавого дракона» оппозиции против «межигорского Кощея» власти за право порулить. А народ на Майдане? Ну что народ…
Девять лет назад он стоял на этом же Майдане с такой же твердой уверенностью: вот придут новые лица и все будет хорошо. Сами собой исчезнут судебные поборы, милицейские побои, рейдерские разбои и смертельные понты мажоров. Сам собой исчезнет мусор, заваливший улицы когда-то чистого и прекрасного города…
Но все это – для «внутриукраинского потребления». Реальное значение Майдана – в смене геополитических раскладов на европейском континенте.
После Вильнюсского саммита Европа была в явной растерянности. Как иначе объяснить совершенно недипломатические эмоции некоторых статусных лиц, хлынувшие на украинского беднягу-президента. Он, мол, принял решение «с похмелья» (Карл Бильдт, МИД Швеции) и вообще у него диагноз «геополитическая шизофрения» (Радослав Сикорский, министр иностранных дел Польши).
Кстати, неужели дипломаты не понимают, что ручка, которой возможно будет подписано Соглашение об ассоциации с ЕС, пока находится в руке именно Януковича. А он политической забывчивостью и всепрощением не страдает!
Но в растерянности не только европейские министры. Растеряна вся Европа. Ее можно понять! Девочка-Украина была совсем рядом, почти в объятиях, и тут такой «облом»: девочка попросила заплатить! Ну как тут не встать в позу и не вопросить: «Мы что, должны платить компенсацию за слабость?» (посол Великобритании в Украине Саймон Смит).
Правда, не секрет, что «за слабость Греции» ЕС и партнеру влили в ее экономику за последнюю пятилетку что-то около 240 миллиардов евро. И именно на «закрытие бюджетного дефицита», против чего в украинском случае так выступает британский посол. Так что не надо, господин Смит, не надо…
Ощущение некоторой растерянности ощущалось и в европарламентских дебатах по результатам Вильнюсского саммита, проходивших 10 декабря в Страсбурге. Заседание получилось очень шумным и эмоциональным, а немецкий депутат от «зеленых» Ребекка Хармс даже куталась в желто-синее полотнище украинского флага, уведенное ею еще с прошлого Майдана.
Большинство европейских депутатов посчитали вильнюсский саммит «Восточного партнерства» провальным, поскольку «ЕС оказался недостаточно подготовленным, не учел истинных мотивов и интересов украинской власти и особенно недооценил решимость России относительно срыва соглашения».
Неудивительно, что так нервничают швед Бильдт и поляк Сикорский: ведь именно их страны были назначены «смотрящими» по «Восточному партнерству».
Но на дебатах парламентарии не только растерянно отвечали на вопрос «почему», но и прикидывали, «что делать дальше». Предлагался «пряник»: предоставление перспективы членства, скорейшая визовая либерализация, помощь в обеспечении энергетической безопасности, усиление торговли. Но был и очень жесткий «кнут».
Некоторые депутаты считали, что Янукович утратил право представлять народ Украины, отказавшись подписывать Соглашение, что и было подтверждено массовыми протестами в Украине. Робкие голоса о том, что люди на Майданах не представляют собой все население страны и что осталась половина общества, которая не поддерживает европейский выбор, были проигнорированы большинством парламентариев. Вообще-то зря! Ведь источником власти в стране, во всяком случае - по Конституции, является народ. Весь народ…
Зато большинство сошлось на мысли, что ЕС должен стать посредником и организатором круглого стола в Украине, который должен вывести страну из властного кризиса. Мысль хорошая, хотя смущают слова «…и организатором». Такого рода круглый стол, особенно если его решения имеют шанс принять статус закона, должен быть исключительно суверенным действием. Если для нас «суверенитет» действительно что-то значит…
А противостояние, судя по всему, будет только нарастать. В «гемицикле» (полукруглом зале заседаний Европарламента) звучали предложения «наконец открыть глаза и посмотреть на проблему откровенно… Евросоюз должен признаться самому себе, что Россия не есть его стратегический партнер, а наоборот – оппонент, действующий против интересов Евросоюза».
Резюмирующая дебаты резолюция Европарламента от 12 декабря отражает это нарастание противостояния. Если отбросить эмоции и дежурные обещания, то Европа предложила:
- проведение в Украине досрочных выборов «с целью обновить легитимность власти»;
- ротационное пребывание на территории Украины министров иностранных дел Евросоюза.
Первым «на вахту» заступил министр иностранных дел Литвы. России, таким образом, предложено просто «уйти из Украины». Ей гарантируется соблюдение ее экономических интересов, хотя все прекрасно понимают, что речь идет об интересах политических. Точнее – о безопасности.
Об этом в эмоциональном пылу борьбы мало писали, но ведь речь идёт о продвижении НАТО на Восток. Даже в противовоздушном секторе. Россия с таким положением дел без борьбы не смирится, поэтому ее выставляют «априори агрессором». Это и делает США и Европа в Киеве. Это делают и майданные лидеры, проталкивая ассоциацию (что равно политическому присоединению) «здесь, сейчас, безоплатно и на любых условиях».
Ради такой перспективы можно и митингующих в Киеве «с рук» хлебушком покормить, как это недавно делала на Майдане Виктория Нуланд. Тем более что митингующим, как и Украине, только и остается «кормиться с рук».
Этот прогноз – как комментарий к словам президента ЕС Баррозу в Вильнюсе: «Время ограниченного суверенитета в Европе закончилось».
Знаменательная фраза! Особенно на фоне заявления посла Дании в Украине Микаэля Борг-Хансена: «80% суверенитета Дании производится не в Дании, а в Брюсселе и Страсбурге. Надо привыкнуть к мысли, что если вы хотите присоединиться к европейскому сообществу, международные отношения станут другим концептом».
Можно ли даже предположить, что при таких подходах Украине, имеющей шанс взять на себя все обязательства члена Евросоюза, но практически ничего из его прав, будет сохранено хотя бы 20%? Или слова Баррозу должны означать: «Все! И двадцати процентов много!»
На этот вопрос каждый ответит в меру своей наивности.
Глава МИД России Сергей Лавров после рабочей встречи глав внешнеполитических ведомств РФ и ЕС в Брюсселе 16 декабря отметил: «Любые решения о том, как развивать экономику и выстраивать отношения со своими ведущими партнерами, должны приниматься суверенно, без вмешательства извне, исходя из интересов собственной страны».
Кроме того, он подчеркнул: «На конкретных примерах мы объяснили, что все процессы, которые запустила интеграция в Евразии, нацелены только на достижение одной задачи: повысить конкурентоспособность экономик стран Таможенного союза… до уровня, когда можно будет заниматься дальнейшей либерализацией торговли с Европой, но уже не на кабальных и проигрышных условиях, а на выгодных и более равноправных».
Будет ли Европа и дальше изображать растерянность и «подогревать» Майдан в Киеве, невзирая на «кабальные условия» для Украины, прописанные в Соглашении с ЕС, парафированном ранее, но не подписанном в Вильнюсе, покажет время.
Андрей ГАНЖА, ОДНА РОДИНА