Борьба Виктора Януковича с так называемым евромайданом откровенно затягивается, ухудшая положение президента с каждым днем. Ещё несколько дней назад несокрушимые позиции действующей власти пошатнулись. Удержит ли власть глава государства и, если да, с чем он сможет выйти на выборы 2015 года?
Политическая ригидность, или Прогулка по граблям
События, связанные с «евромайданом», создают чёткое впечатление дежавю. Достаточно вспомнить поведение Виктора Януковича в 2004 и 2007 годах, когда, не начав еще толком сопротивляться, нынешний глава государства соглашался на переговоры с оппозицией и проигрывал всё. В результате собственной нерешительности и уступчивости Янукович дважды терял высшие государственные посты.
В психологии есть такое понятие как ригидность, то есть затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки. Можно понять миротворческую риторику Януковича во время дебатов с Ющенко перед незаконным третьим туром выборов и даже неожиданное согласие пойти на досрочные выборы 2007 года. Тогда он был лишь кандидатом в президенты в одном случае и лидером оппозиционной парламентской партии – во втором.
На сегодняшний день он – законно избранный глава государства с практически неограниченными полномочиями, который просто обязан защитить конституционный строй в стране. Рычаги влияния и возможности для этого у него есть, но он снова идет на переговоры, круглые столы, принимает откровенно вмешивающихся во внутренние дела Украины западных визитеров и осуждает соратников и милицию за выполнение ими прямых обязанностей.
В результате нерешительности гаранта Конституции ситуация начинает «расползаться». Ещё несколько дней назад монолитная властная команда, дружно отказавшаяся отправить в отставку правительство, начинает расходиться во взглядах. Наиболее показательны в этом контексте высказывания Рината Ахметова.
3 декабря возглавляемая Ахметовым группа СКМ, выступив против любого насилия, сделала следующее заявление: «Группа СКМ за сильную и независимую Украину, страну с развитой стабильной экономикой, надёжного партнёра, прежде всего, Европейского союза и России. Наша задача – обеспечивать жизнедеятельность украинской экономики».
Это стало завуалированной поддержкой курса президента Украины на стабилизацию отношений с Россией и обеспечение эффективной защиты национальной экономики. Но уже 13 декабря сам Ринат Леонидович сказал: «Моя позиция такая: Украина и президент три с половиной года шли по европейской дороге. И за это время было очень много сделано. В Вильнюсе соглашение не было подписано. И у всех возник вопрос — что случилось?.. Все хотят иметь ясность. Люди стали искать ответы на эти вопросы и вышли на Майдан».
Упоминание о России куда-то исчезло, резко потребовались объяснения причин отказа от ассоциации с ЕС, требования переговоров с оппозицией зазвучали гораздо жёстче.
Ряд неудачных штурмов майдана рискуют рассорить Януковича с силовиками. Бойцы спецназа, которые в тяжёлых условиях уже более трех недель охраняют правительственные здания, оказались меж двух огней. Со стороны путчистов в их адрес звучат неприкрытые угрозы, публикуются их личные данные и домашние адреса, в то время как власть, отдавая им приказы на штурм майдана, тут же спешит осудить за применённое насилие.
В данном случае время работает против президента, поскольку невозможно постоянно держать в городе такое количество войск. Измотанные бойцы теряют сознание прямо на дежурствах. И могут в итоге прислушаться к «гласу народа».
Мышеловка захлопнулась
Не лучше успехи Виктора Януковича на международной арене. Государственный визит в Китай так и не привел к получению финансовой помощи. Обещанные $8 млрд. инвестиций могут поступить в экономику Украины лишь после реализации договорённостей, в долгосрочной перспективе. Хотя деньги критически нужны именно сейчас.
Москва реагирует на события в Киеве немногословно. 10 декабря Государственная дума, открыто осудив вмешательство во внутренние дела Украины со стороны западных стран, подчеркнула, что «со своей стороны мы всегда уважали и будем уважать решения, принимаемые легитимными властями Украины».
Президент России же заявил: «Я очень рассчитываю, что всем политическим силам страны в интересах украинского народа удастся договориться и решить все накопившиеся проблемы».
Отношения же с Западом меняются на глазах. До неудачного штурма баррикад на Крещатике в ночь с 10 на 11 декабря чётко прослеживалась тенденция, что правительства стран ЕС и США, вынужденные признать сильные позиции и легитимность Януковича, ограничивались лишь благими пожеланиями продолжения курса на евроинтеграцию и призывами к мирному разрешению конфликта.
Более того, участники встречи министров ОБСЕ признали требования властей освободить захваченные административные здания легитимными. В частности, директор Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Янез Ленарчич заявил: «Такое требование властей полностью соответствует понятию о приемлемых ограничениях свободы собраний».
Завуалированно признал правоту властей и вице-президент США Дж. Байден. Янукович, информируя о результатах разговора с американцем, сообщил: «Я спросил: если бы Белый дом заблокировали баррикадами – что бы вы делали? Он говорит: ну, во-первых, мы бы этого не допустили, а, во-вторых, если бы это, не дай бог, произошло, за минуты блокада была бы снята».
Были ли вышеперечисленные заявления ловушкой либо Запад в срочном порядке решил повернуть неудачу правительства в свою пользу, но факт остается фактом: именно после якобы индульгенции со стороны Запада власть предприняла попытку очистить проезжую часть и административные здания, а буквально наутро риторика США и ЕС резко ужесточилась. Зазвучало резкое осуждение «насилия», заговорили о санкциях против украинского руководства, Европарламент принял жёсткую резолюцию, а европарламентарии решили, не мудрствуя лукаво, тоже поселиться на майдане. Чтобы «добить» главу государства уже наверняка.
Дамоклов меч экономики
Пока страну лихорадят протесты, вопросы экономического развития отошли на второй план. Между тем кризисные явления украинской экономики углубляются, осложненные ущербом, которые наносят беспорядки в Киеве. По словам уже бывшего киевского градоначальника Александра Попова, потери Киева от «евромайдана» составили несколько десятков миллионов гривен, уменьшаются поступления в городской бюджет.
Внутренний и внешний государственный долг Украины по состоянию на 30 сентября 2013 года вырос до 69,06 млрд. долларов. В январе – октябре 2013 года падение производства промышленной продукции составило 5,2 %. Золотовалютные резервы Украины на конец октября сократились до 20,632 млрд. долларов. Только за последний месяц они уменьшились на $1 млрд.
Если рассматривать экономический коллапс по отраслям, ситуация еще страшнее. Объёмы производства в лёгкой промышленности сократились на 40-45%, производство автомобилей в стране в первом полугодии текущего года сократилось на 54,2%, стальных труб – на 24%, умирает вагоностроение. В химическом производстве остановлено несколько крупнейших предприятий, у части металлургических заводов и комбинатов остановлены целые производства, загрузка трубопрокатных мощностей составляет 20-25%.
Если вложения в экономику Украины в 2012 году сократились на 7% - до $6,01 млрд., то за восемь месяцев 2013 года – еще на 41% - до $2,51 млрд. Влиятельное издание «The Wall Street Journal» пророчит Украине финансовый крах в начале 2014 года.
Излишне напоминать, что ответственность за ситуацию в стране в полной мере несет правительство, сколько бы оно ни пыталось списать вину на массовые протесты. Кризисные явления возникли не сегодня, а стали прямым следствием недальновидной экономической политики власти, спровоцировавших стагнацию отношений с Россией и другими традиционными партнёрами Украины, от которых напрямую зависит сохранение промышленного потенциала страны.
Есть риски. В случае экономического коллапса настоящая, а не оплаченная из-за рубежа ярость народа может смести власть за считанные дни.
Курс на самоубийство неизменен
В крайне тяжёлых внутриполитических и экономических условиях, сталкиваясь с беспрецедентным давлением ЕС и США, президент пытается опереться на поддержку своего базового электората, организуя масштабные митинги. В сторонниках недостатка пока не наблюдается, но стремления «антимайдана» очевидны: тесное сотрудничество с Россией. Дошло до того, что митинг Партии регионов единодушно принялся скандировать имя российского президента.
Собственно, победой на выборах в 2010 году Виктор Янукович обязан обещанию: «Возобновлю дружественные и взаимовыгодные отношения с Российской Федерацией, странами СНГ…»
Тем не менее, евроинтеграционная риторика Януковича и правящей партии не прекращается, а власть категорически отрицает возможности вступления Украины в Таможенный союз.
На митинге 14 декабря премьер-министр Николай Азаров открыто заявил: «В понедельник мы завершаем переговоры с Российской Федерацией. Много идет спекуляций вокруг этого. Якобы мы там сдаем Украину и подписываем Таможенный союз. Я категорически опровергаю эти спекуляции».
Вместо того чтобы реализовать то, чего ждут от Януковича избиратели, власть снова отправляет в Брюссель эмиссаров для подписания убийственного для страны договора об ассоциации с ЕС.
Сам Виктор Фёдорович идёт ещё дальше, подчёркивая, что на «евромайдане» находятся его единомышленники. А кто же тогда десятки тысяч людей, приехавших в Киев и категорически неприемлющих «евромайдан»? Зачем было их привозить, если площади города и так заполнены единомышленниками президента?
При такой риторике власть рискует потерять даже те остатки доверия, которые ещё сохранились к ней на Юго-Востоке. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
***
На сегодняшний день вряд ли кто-нибудь из аналитиков возьмёт на себя смелость прогнозировать ситуацию и давать советы о предпочтительной линии поведения в отношении «евромайдана».
Очевидно одно. Никакие уступки Виктора Януковича Западу, включая подписание договора об ассоциации, уже не смогут остановить маховик государственного переворота. Его цель - отстранение от власти Януковича и установление компрадорского режима, олицетворяемого кем-либо из оппозиционеров.
Если власть и выдержит удар сейчас, то, продолжая свою прозападную политику, она неминуемо падет на исходе текущего или в начале следующего года. Лишившись поддержки России и собственных избирателей, Виктор Янукович прекратит существование как политик. Хочется надеяться, что не вместе со страной.
Выход видится один: объявить о начале переговоров с ЕЭК по вопросу о присоединении Украины к создаваемому Евразийскому экономическому союзу. И чем скорее, тем лучше. Счёт идёт на дни.
Александр ГОРОХОВ, ОДНА РОДИНА