УКРАИНА: МИФ О СПАСИТЕЛЬНОСТИ ЗАПАДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ


11.12.2013 10:59
Уличные бесчинства на небольшом пятачке в центре Киева с призывами из толпы к «европейскому выбору» и деликатность властей в обращении с теми, кто создал в большом столичном городе территорию хаоса, на какое-то время заслонили бесконечно более серьёзное обстоятельство, а именно: объективно, с учётом существующих торговых отношений и кооперационных связей Украина, развёрнута не на запад, а на восток. И то же самое относится к такой финансово-экономической сфере, как инвестиции…

 

* * *

В 2012 году доля стран СНГ в экспорте Украины составила 36,8%, при этом доля трёх стран-участниц Таможенного союза – России, Белоруссии и Казахстана – достигла 33,4%. На весь Евросоюз пришлось лишь 24,8% украинского экспорта. В импорте Украины доля стран СНГ в 2012 г. была еще выше – 40,7%., и практически весь этот импорт (40,6%) шёл из стран-участниц Таможенного союза. Доля всего Евросоюза в импорте Украины составила 30,9%. 

Главным торгово-экономическим партнёром Украины была и остаётся Российская Федерация. Все остальные страны, в том числе Германия и другие страны ЕС, отстают от России по объёмам внешнеторгового оборота с Украиной во много раз. Так, на Германию в 2012 г. пришлось лишь 8% импорта Украины, т.е. в четыре раза меньше, чем на Россию. Примечательно, что, несмотря на все декламации о «европейском выборе», доля России во внешнеторговом обороте Украины в последние годы не только не снижалась, но продолжала расти. За 2009-2012 гг. доля России в экспорте Украины выросла с 21,4% до 26,5%, а в импорте – с 29,1% до 32,4%. 

Главным аргументом идеологов евроинтеграции являются обычно иностранные инвестиции, которые якобы придут из Европы и вдохнут жизнь в экономику Украины. Аргумент более чем странный.

Во-первых, потому что и так уже много лет иностранные инвесторы не встречают почти никаких формальных ограничений для прихода в экономику Украины. Однако не очень-то идут. Ведь экономически завоёвывать Украину легче с помощью товаров, чем инвестиций.

Во-вторых, потому что политика привлечения иностранных инвестиций, которую проводил Киев до сих пор, как минимум не улучшила экономическое положение страны. А, может быть, даже ухудшила. Попробуем показать это на цифрах. 

* * *

Обобщенную картину участия Украины в международном инвестиционном обмене (экспорт и импорт капитала) можно найти в платёжном балансе страны, который составляется и публикуется Национальным банком Украины.

В приведенных в табл. 1 данных отражаются все виды трансграничных инвестиций - прямые, портфельные и прочие. Напомним, что под прямыми инвестициями понимаются те вложения, которые обеспечивают инвестору контроль над объектом инвестиций (приобретение в акционерном капитале доли не менее 10%). Портфельные инвестиции дают право лишь на получение инвестиционных доходов (дивидендов, процентов, ренты) без эффективного контроля над объектом инвестиций (менее 10%). Прочие инвестиции – разного рода кредиты и займы (ссудный капитал). 

На протяжении многих лет власти Украины постоянно провозглашали курс на стимулирование иностранных инвестиций. И принимали решения, которые действительно способствовали приходу иностранного капитала в страну. Прежде всего, были отменены всякие валютные ограничения на трансграничное движение капитала. Кроме того, Национальный банк Украины проводил и продолжает проводить курс на поддержание заниженного курса национальной денежной единицы – гривны.

По некоторым оценкам, валютный курс гривны по сравнению с паритетом покупательной способности занижен в 2 раза. При заниженном курсе национальной денежной единицы инвесторам, располагающим такими резервными валютами, как доллар США или евро, приобретение активов в стране инвестирования обходится дешевле. 

Табл. 1.

Участие Украины в международном инвестиционном обмене (импорт и экспорт капитала), млн. долл.

 

2000

2005

2008

2009

2010

2011

2012

 

Прямые инвестиции

 

Импорт

595

7808

10913

4816

6495

7207

7833

 

Экспорт

-1

-275

-1010

-162

-736

-192

-1206

Сальдо

594

7533

9903

4564

5759

7015

6627

Портфельные инвестиции

 

Импорт

142

2757

-1292

-1551

4334

1605

4754

 

Экспорт

-4

0

12

-8

-17

-48

-72

Сальдо

138

2757

-1280

-1559

4317

1557

4682

Прочие инвестиции

 

Импорт

-869

5453

27568

2867

10609

8017

2998

 

Экспорт

-883

-7913

-22884

-10822

-10748

-9883

-8999

Сальдо

-1752

-2460

4684

-7955

-139

-1886

-6001

Все виды инвестиций

 

Импорт

-132

16018

37189

6132

21438

16829

15585

Экспорт

-888

-8188

-23882

-10992

-11501

-10123

-10277

Сальдо

-1020

7830

13307

-4860

9937

6686

5308

Анализ данных табл. 1 позволяет сделать следующие выводы: 

1.Начиная с середины 2000-х годов, приток иностранных инвестиций в Украину резко возрос по сравнению с рубежом веков. При этом колебания годовых объёмов иностранного капитала, стремившегося на Украину, были весьма значительными. Например, в 2012 году приток всех видов иностранных инвестиций был в 2,4 раза ниже, чем в 2008 г. А объём «прочих инвестиций» (ссудный капитал) в 2012 году оказался ниже уровня 2008 г. в 9 раз. Такие резкие перепады отрицательно отражались на состоянии платёжного баланса, валютном курсе гривны и общем экономическом положении страны. 

2. Менялась структура импорта капитала по видам инвестиций. Попеременно первое место среди иностранных инвестиций занимали прямые и «прочие» инвестиции. Всего за пятилетний период 2008-2012 гг. в украинскую экономику пришло инвестиций на сумму 97,3 млрд. долл. Суммарно за период 2008-2012 гг. объём прямых иностранных инвестиций в экономику Украины составил 37,3 млрд. долл. (38% всех иностранных инвестиций), портфельных инвестиций – 7,9 млрд. долл. (8%), прочих инвестиций – 52,1 млрд. долл. (54%).

3. В некоторые годы по некоторым видам инвестиций наблюдалась репатриация иностранного капитала из Украины. Иногда эта репатриация приобретала вид бегства капитала из страны. Например, во время мирового финансового кризиса никакого притока портфельных инвестиций в страну не было, наоборот, иностранные портфельные инвесторы выводили свои капиталы за рубеж. За два года было репатриировано 2,84 млрд. долл. портфельных инвестиций. 

4. В отдельные годы даже временное положительное влияние притока иностранного капитала на платежный баланс нейтрализовалось экспортом капитала из украинской экономики. За период 2008-2012 гг. вывоз капитала из Украины составил 66,7 млрд. долл., то есть более 2/3 по отношению к объёму ввоза иностранного капитала за тот же период. В 2009 году вывоз капитала даже превысил его импорт, что обусловило отрицательное сальдо по операциям с капиталом (минус 4,9 млрд. долл.).

На самом деле вывоз капитала из Украины превышает те объёмы, которые отражаются в разделе капитальных операций платёжного баланса страны – эта статистика не учитывает различные формы контрабандного вывоза капитала. Особенно активно экспорт капитала из страны осуществляется в форме «прочих» инвестиций (40,5 млрд. долл. за период 2008-2012 гг.).

Значительная часть вывозимого капитала направлялась в офшоры или страны, имевшие признаки офшорных территорий (Кипр, Швейцария, Лихтенштейн, Нидерланды и др.). Руководство Украины не сумело – или не захотело - перекрыть каналы бегства капитала из страны. 

* * *

Особенностью ссудного капитала («прочие инвестиции») является то, что он приходит в страну на время; присутствие инвестора в стране прекращается после погашения обязательств должником. Исключение составляют случаи, когда должник не в состоянии погасить свои денежные обязательства, в этом случае кредитор может стать собственником активов, которые выступали в качестве обеспечения обязательств (наиболее часто используемый залог - акции). В том числе кредитор может стать совладельцем кредитуемого предприятия.

Таких случаев в Украине за последние годы было много. Кредиторы становились совладельцами или даже полными владельцами украинских предприятий. Что касается прямых инвестиций, то они предполагают полное или частичное право собственности инвестора на активы предприятия. Воспользуемся статистикой Госкомстата Украины.

Как следует из табл. 2, накопленные прямые иностранные инвестиции в виде участия в акционерном капитале украинских компаний и организаций постоянно увеличивались. За 1995-2013 гг. (19 лет) их объем вырос в 113 раз (!).

Накопленные на конец 2012 г. инвестиции в объеме 50,3 млрд. долл. представляют собой достаточно внушительную сумму. Для сравнения отметим, что, по данным Госкомстата Украины, в 2012 г. валовой внутренний продукт страны в валютном эквиваленте был равен 176 млрд. долл. То есть накопленные прямые инвестиции составили 28,5% ВВП. 

Рост прямых иностранных инвестиций продолжился и в 2013 году. По состоянию на 1 октября 2013 г. накопленные прямые инвестиции в виде вложений в акционерные капиталы достигли 56.566 млн. долл., прирост с начала года составил 2,1 млрд. долл., или 3,8%. 

Не следует думать, однако, что приобретение иностранными инвесторами активов украинской экономики обязательно происходит за счёт перевода из-за границы валютных средств. Сегодня всё большую часть приобретений иностранные инвесторы осуществляют с помощью реинвестиций доходов, которые они получают от ранее сделанных в украинскую экономику вложений. Такие иностранные инвестиции состояния платёжного баланса Украины не улучшают. 

Табл. 2.

Прямые накопленные инвестиции в Украину и из Украины (на начало года; млн. долл. США)

Года

Прямые накопленные инвестиции в Украину

1995

483,5

1996

896,9

1997

1438,2

1998

2063,6

1999

2810,7

2000

3281,8

2001

3875,0

2002

4555,3

2003

5471,8

2004

6794,4

2005

9047,0

2006

16890,0

2007

21607,3

2008

29542,7

2009

35616,4

2010

40053,0

2011

44806,0

2012

50333,9

2013

54462,4

* * *

Важно знать, каковы отраслевые приоритеты прямых инвесторов в украинской экономике. Как видно из табл. 3 (данные Госкомстата Украины), главным направлением прямых иностранных инвестиций является финансовый сектор Украины, на него приходится 1/3 всех инвестиций. На финансовую деятельность вместе с торговлей, операциями с недвижимостью приходится 55,2% всех накопленных прямых инвестиций. Эти виды деятельности, которые не создают общественного богатства, а лишь его перераспределяют.

Высокотехнологические производства в какой-то мере интересовали иностранный капитал в 1990-е годы. Инвесторы покупали по дешёвке даже не предприятия, а те передовые технологии, которые были созданы или внедрены на этих предприятиях в советское время.

Стимулы инвестировать в предприятия промышленности у западных инвесторов заметно упали после того, когда Украина присоединилась к ВТО. Таможенные барьеры были резко снижены, в Украину стало выгоднее поставлять товары из более конкурентоспособных стран, чем экспортировать капитал для организации производства таких товаров в самой Украине. 

Табл. 3.

Структура накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике Украины по отраслям и видам деятельности (на 01.01.2012)

Отрасли и виды деятельности

Доля, %

Всего

100

Сельское хозяйство

1,6

Промышленность

30,9

Строительство

6,1

Транспорт и связь

3,8

Торговля и ремонт автомобилей.

10,5

Финансовая деятельность

33,1

Операции с недвижимостью

11,6

Прочие отрасли и виды деятельности

1,4

О том, какова доля присутствия иностранных инвесторов в акционерных капиталах отдельных отраслей, Госкомстат Украины и другие организации информацию не дают. Исключение представляет банковский сектор экономики. По данным Национального банка Украины, доля иностранного капитала в уставном капитале банков выросла с 19,5% в 2006 году до 41,9% в 2012.

На начало 2012 года в Украине функционировало 176 банков, среди которых 53 банка с иностранным капиталом, причем 21 из них находилися в полной собственности иностранных инвесторов, а в 20 банках инвесторам принадлежало более 90% капитала.

* * * 

Особого внимания заслуживает географическая структура прямых инвестиций в экономику Украины. Как видно из табл. 4, на первом месте среди стран происхождения иностранных инвестиций находится Кипр. С достаточной долей уверенности можно предположить, что за «кипрскими» инвестициями стоят украинские физические и юридические лица.

Впрочем, после известных событий на Кипре (конфискация депозитов в банках острова в марте 2013 года) можно предположить, что позиции Кипра как страны происхождения иностранных инвестиций будут ухудшаться. В списке стран-экспортёров капитала в Украину мы видим ещё ряд юрисдикций с признаками офшорных зон: Нидерланды, Виргинские острова, Белиз. 

Табл. 4.

Структура накопленных прямых иностранных инвестиций в экономике Украины по странам происхождения (на 01.10.2013)

Страны

Млн. долл.

Доля в общем объеме, %

Всего

56565,2

100,0

в том числе:

 

 

Кипр

18712,0

33,1

Германия

6194,8

11,0

Нидерланды

5504,0

9,7

Российская Федерация

3842,1

6,8

Австрия

3216,4

5,7

Великобритания

2724,4

4,8

Виргинские острова (Брит.)

2452,4

4,3

Франция

1843,0

3,3

Швейцария

1277,5

2,3

Италия

1259,0

2,2

Белиз

1036,6

1,8

США

985,8

1,7

Польша

831,8

1,5

Прочие страны

6685,4

11,8

Россия по объему накопленных вложений в акционерные капиталы украинских компаний на сегодняшний день занимает четвёртое место после Кипра, Германии и Нидерландов. В первую очередь, это российские компании, которые поставляют в Украину природный газ, нефть и нефтепродукты.

Кроме того, это российские предприятия, имеющие с Украиной традиционные производственные связи с советских времен, в том числе предприятия оборонно-промышленного комплекса и некоторые уникальные производства. Достаточно прочные позиции на Украине имеют и российские банки. Иностранный капитал в банковской системе Украины представлен 26 странами. 

Крупнейшими иностранными инвесторами по показателю участия в уставном капитале банков Украины является Россия (19%), Кипр (14%), Нидерланды (12%), Австрия (9%), Франция (7%).

Привлечение капитала в страну – палка о двух концах. За иностранные инвестиции приходится расплачиваться.

Во-первых, потому что иностранные инвесторы устанавливают контроль над отдельными предприятиями и целыми отраслями, страна постепенно утрачивает свой экономический суверенитет.

Во-вторых, потому что иностранные инвестиции через некоторое время превращаются в «насос», который выкачивает из страны финансовые ресурсы. Речь идет о доходах иностранных инвесторов, которые либо реинвестируются на месте, усиливая контроль над экономикой страны, либо вывозятся, ухудшая состояние платежного баланса страны со всеми отсюда вытекающими негативными последствиями. 

Опять обратимся к статистике платежного баланса (ПБ) Украины. В разделе текущих операций ПБ приводятся данные о доходах иностранных инвесторов в экономике Украины и доходов, получаемых украинскими инвесторами за границей. Как видно из табл. 5, доходы иностранных инвесторов почти на порядок превышают доходы украинских инвесторов за границей. Сальдо баланса инвестиционных доходов Украины является устойчиво отрицательным с тенденцией к росту. 

Вывоз инвестиционных доходов из страны за период 2008-2012 гг. составил 39.991 млн. долл. Украинские экспортеры капитала за это время получили 5.857 млн. долл. от своих зарубежных инвестиций. Сальдо баланса инвестиционных доходов Украины за пятилетний период составило:

- 39, 99 млрд. долл. + 5,86 млрд. долл. = - 34,13 млрд. долл. 

Округленно получается минус 34,1 млрд. долл. 

Табл. 5.

Баланс инвестиционных доходов Украины (млрд. долл.)

 

2000

2005

2008

2009

2010

2011

2012

Доходы иностранных инвесторов

-1083

-1733

-6941

- 7049

- 6712

-9264

-10025

Доходы инвесторов из Украины

110

399

1790

1198

669

660

1540

Сальдо

-973

-1334

- 5151

-5851

-6043

-8604

-8485

Теперь проведем несложные расчеты. Как видно из табл. 1, сальдо международного движения капитала Украины за период 2008-2012 гг. составило (млрд. долл.):

97,3 – 66,7 = 30.

Чтобы оценить чистый эффект от участия Украины в международном инвестиционном обмене за пятилетний период, нам необходимо сложить сальдо международного движения капитала и сальдо инвестиционных доходов (млрд. долл.): 

30,6 – 34,1 = - 3,5

Итак, чистый эффект Украины от участия в международных капитальных операциях за период 2008 – 2012 гг. равен минус 3,5 млрд. долларов.

Это тот результат, который мы получили на основе официальной статистики платежного баланса Украины. А если учесть «серый» (контрабандный) отток капитала, то чистый отрицательный результат будет неизмеримо больше. 

Средне – и долгосрочные последствия «привлечения» капитала Украиной

Приведенный выше расчет показывает только текущие потери страны. Но можно и нужно говорить также о средне- и долгосрочных последствиях прихода и присутствия иностранных инвесторов в экономике Украины. Прежде всего, еще раз подчеркну, что никакого зримого положительного эффекта на развитие реального сектора экономики иностранные инвестиции не оказывали и не оказывают. Опять обратимся к данными Госкомстата Украины (табл. 6). 

Табл. 6.

Капитальные вложения в экономику Украины и участие иностранных инвесторов в их финансировании (млрд. грив.)

Года

2010

2011

2012

Всего

189,1

259,9

293,7

Иностранные инвестиции

4,1

7,2

5,0

Доля иностранных инвестиций, %

2,1

2,8

1,7

Как видно, за счет иностранных инвестиций обеспечивается лишь 2-3 процента капитальных вложений в экономику страны (подавляющая часть источников финансирования капитальных вложений приходится на собственные средства предприятий – около 60%; остальное – кредиты банков, средства государственного и региональных бюджетов и др.).

Можно предположить, что валютные средства, которые притекают в украинскую экономику под видом прямых инвестиций, используются не для приобретения, создания, наращивания или реконструкции основных фондов украинской экономики, а для формирования оборотного капитала. Экономика Украины испытывает достаточно ярко выраженный денежный голод, валютные средства в первую очередь идут на приобретение энергоносителей и сырья, заработные платы, закупки товаров (в розничной и оптовой торговле) и комплектующих (в промышленности) и т.п. Капитальное строительство, закупки машин и оборудования, научные исследования и разработки мало интересуют иностранных инвесторов в силу длительных сроков окупаемости и высоких рисков. 

За пятилетний период 2008-2012 гг. относительное благополучие экономики Украины поддерживалось за счет иностранных инвесторов, которые не только выкачивали ресурсы из страны, но также все туже затягивали петлю долговой и инвестиционной зависимости на шее Украины. 

На начало 2008 г. государственный долг Украины был равен 12,3% ВВП. К началу 2013 года государственный долг Украины поднялся до 38,8% ВВП, а уже в начале следующего года может достичь отметки 40% ВВП. Согласно последним данным Минфина Украины, на 1 ноября 2013 г. общий государственный долг в гривнах был равен 550,2 млрд., в том числе внутренний – 260,6 млрд., внешний – 289,6 млрд. Таким образом, государственный долг Украины на 53% является внешним долгом. 

На начало 2008 г. уровень всей внешней задолженности Украины был равен 56,7% ВВП, а к середине 2013 года внешний долг вырос до 75,7% ВВП. Приведем последние данные о структуре внешней задолженности страны (табл. 7). Как видно, почти ¾ общего объема внешней задолженности приходится на негосударственный сектор экономики. 

Табл. 7.

Внешний долг Украины и его основные элементы, на 01.07.2013

 

Млрд. долл.

По отношению к ВВП, %

Доля в общем внешнем долге, %

Всего

134,4

75,7

100

Государственный сектор

30,4

17,2

26,6

Банки

21,3

12,0

15,9

Прочие сектора экономики

82,7

46,6

57,5

* * *

Власти Украины призывают общественность не волноваться по поводу задолженности страны. Мол, Украина на фоне таких стран, как Греция, выглядит очень прилично (напомню, что у Греции государственный долг варьируется в диапазоне 160-170% ВВП). Однако следует иметь в виду, что инвестиционные и кредитные рейтинги Украины являются запредельно низкими. Даже ниже, чем у Греции. Это ведет к тому, что процентные ставки по долговым обязательствам правительства, компаний и организаций Украины намного выше среднерыночных значений. Следовательно, очень высокими являются расходы по обслуживанию долгов. 

Аналитики компании Standard & Poor's увеличили шансы украинского дефолта с 34,8% летом 2012 года до 44,25% летом 2013 года. Еще в феврале нынешнего года агентство Блумберг опубликовало свои оценки возможного дефолта Украины. Вероятность дефолта была определена на уровне таких «проблемных» стран, как Аргентина и Венесуэла. 

После беспорядков в Киеве в первых числах декабря 2013 г. оценки рисков дефолта Украины были пересмотрены в сторону повышения. Чутким индикатором рисков являются котировки бумаг, которые называются «кредитными дефолтными свопами» (CDS – credit default swaps). Чем выше котировки (цены) этих рыночных инструментов страхования от рисков дефолтов, тем выше риски. И наоборот.

Котировки CDS по Украине всегда были высокими. Но в конце ноября – начале декабря они подскочили сразу на 100 процентных пунктов и достигли значения 1071. Что означает такая котировка? Она означает, что при покупке пятилетних долговых бумаг правительства Украины на 10 млн. долл. инвестор должен еще доплатить за страховку CDS 1.071 млн. долл. Это только в первый год. А за 5 лет (период до погашения бумаги) страховые выплаты составят 5,3 млн. долл.

Т.е. бумага для инвестора оказывается более чем в полтора раза дороже по сравнению с ее номиналом. Выше котировки по страхованию рисков дефолтов только в Аргентине и Венесуэле. Для сравнения: для России на 02.12.2013 котировки CDS были равны 173,8. Согласно принятым методикам, вероятность дефолта в Украине в течение ближайших 5 лет оценивается в 53,3 %.

Инвесторы могут быть готовы на такой шаг, как покупка долговых бумаг Украины лишь при условии крайне высоких процентов по займам. Доходность государственных облигаций сегодня просто «зашкаливает».

Ставки по новым выпускам десятилетних облигаций Украины, номинированных в долларах США, в первые же дни после начала беспорядков в Киеве поднялись до 10,6%. Ставки по некоторым бумагам, срок погашения которых наступает в 2014 году, подскочили до 19%. Это уже откровенно ростовщические проценты, говорящие о том, что Украине придется тратить значительную часть своего бюджета на обслуживание уже имеющихся долгов. 

* * *

В конце 2013 года долговая петля на шее Украины затянулась до предела. По разным оценкам, в 2014 году Киеву предстоит погасить от 8 до 10 млрд. долл. внешнего долга. Денег у правительства для такого погашения нет. А ведь надо еще обслуживать те долги, по которым срок погашения не наступил.

За кадром нашего анализа мы оставляем корпоративный сектор украинской экономики, в котором каждое второе предприятие, по сути, является банкротом. Картину суверенного дефолта, таким образом, надо дополнять картиной возможных массовых корпоративных дефолтов. 

Хиреющая экономика Украины приводит к тому, что платежный баланс по текущим операциям сводится со все большим дефицитом (см. табл. 8). 

Табл. 8.

Сальдо платежного баланса Украины по текущим операциям (млрд. долл.)

Года

Текущие операции

Баланс торговли товарами и услугами

Баланс торговли товарами

Баланс торговли услугами

2000

1,5

1,6

0,8

0,8

2005

2,5

0,7

-1,1

1,8

2008

-12,8

-14,4

-16,1

1,7

2009

-1,7

-2,0

-4,3

2,4

2010

-3,0

-4,0

-8,4

4,4

2011

-10,2

-10,2

-16,3

6,1

2012

-14,3

-14,3

-19,5

5,2

Как видно из приведенной таблицы, дефицит платежного баланса по текущим операциям образуется, прежде всего, за счет дефицита баланса торговли товарами. Торговый баланс Украины стал резко дефицитным после того, как страна присоединилась к ВТО, открыв свой внутренний рынок.

В то же время доступа на рынки других стран Украина так и не получила в силу низкой конкурентоспособности своей продукции. Частично дефицит торговли товарами компенсируется положительным сальдо баланса торговли услугами. Значительная часть положительного сальдо образуется благодаря платежам, которые Украина получает за транзит природного газа и нефти. 

И ранее невысокая инвестиционная привлекательность Украины резко упала после беспорядков в Киеве в конце ноября – начале декабря. Некоторые западные кредиторы, которые ранее практиковали для украинских компаний возобновляемые кредиты (кредитные линии), в настоящее время начинают требовать окончательного погашения кредитов, а кредитные линии закрывают.

Важным индикатором надвигающегося на страну дефолта является то, что иностранный капитал начинает уходить из банковского сектора Украины. Если 1 января 2012 г. эта доля была равна 41,9%, то к 1 сентября нынешнего года она снизилась до 33,8%. К концу года, согласно прогнозам, она упадет ниже планки в 30%. Недавно прошло сообщение о том, что австрийский банк Raiffeisen International (RBI) выставил на продажу свою украинскую «дочку» - четвертый по величине банк на Украине.

Международные резервы Украины еще два-три года назад демонстрировали бодрый рост. Если в начале 2010 г. в резервах было 26,5 млрд. долл., то к началу 2011 г. – уже 34,6. В этот период времени рост резервов был обусловлен не улучшением торгового баланса страны, а значительным притоком иностранного капитала. В течение 2011 года валютные резервы снизились до 31,8 млрд. долл. Затем в течение 2012 года резервы «похудели» сразу на 7,3 млрд. долл. Их «таяние» продолжилось и в текущем году: за 10 месяцев они сократились еще на 3,9 млрд. долл.

В начале ноября в международных резервах осталось лишь 20,6 млрд. долл., что эквивалентно импорту товаров в течение 2,5 месяцев. НБУ продолжает тратить валюту из резервов на поддержание падающего курса гривны. На поддержание курса гривны, по оценкам, ЦБ страны в ближайшие несколько месяцев может потратить как минимум 2-2,5 млрд. долл. 

Чтобы предотвратить дефолт, правительству надо срочно изыскать, по крайней мере, 10 млрд. долл. Переговоры с МВФ о новом займе зашли в тупик. Еще меньше перспектив получить необходимые деньги у Брюсселя. Европейский союз сам находится в состоянии долгового кризиса, дефолт по государственному долгу в любой момент может быть объявлен не только в Греции, но и в ряде других стран Европейского союза. Тогда возникнет «эффект домино», и Европа окажется в еще менее завидном положении, чем Украина. 

* * *

Остается вариант договариваться с Россией. Этот вариант логично предполагает вступление Украины в Таможенный союз. Надо иметь в виду, что дефицит торгового баланса Украины образуется в основном на «восточном фронте». Членство в Таможенном союзе позволило бы Киеву восстановить свой торговый и платежный баланс.

Во-первых, за счет дополнительных таможенных преференций для экспорта украинских товаров на рынки восточных соседей.

Во-вторых, за счет получения Киевом льготных цен по природному газу. Напомним, что для Армении, вступающей в Таможенный союз, Москва снижает цену до 189 долл. за 1 тыс. куб. м. 

Уже не приходится говорить о том, что Москва в случае разворота Киева на восток готова обсуждать вопрос о предоставлении Украине как банковских, так и коммерческих кредитов. В том числе в виде отсрочек платежей по поставкам природного газа. Россия – не только главный торгово-экономический партнер Украины, но и ее главный кредитор.

В конце ноября президент РФ Владимир Путин, выступая перед журналистами, сказал, что задолженность по кредитам, которые Газпромбанк, Сбербанк, ВЭБ, ВТБ предоставили украинским банкам, составила в общей сложности 20 млрд. долл. и 280 млрд. руб. Кроме того, Россия внесла предоплату за транзит природного газа по территории Украины до января 2015 года в размере 4 млрд. долларов. Российская Федерация, как неоднократно заявлял президент России, готова обсуждать вопрос о членстве Украины в Таможенном союзе и в Евразийском экономическом союзе и в дальнейшем предоставлять ей как члену этих союзов новые кредиты… 

Валентин КАТАСОНОВ, "Фонд стратегической культуры"

 

Комитет


Адрес статьи: http://www.komitet.net.ua/article/113079/
© 2006-2008, komitet.net.ua