Подобные обещания давались и ранее, но все они остались невыполненными. Поэтому заявление главы «Нафтогаза» Евгения Бакулина о переносе сроков расчетов за газ, поставляемый в октябре, ноябре и декабре на весну будущего года якобы по договоренности с «Газпромом», особого удивления не вызвало. «Якобы» – говорится потому, что руководство «Газпрома» пока не подтвердило существование таких договоренностей.
Бакулин сообщил о том, что «Нафтогаз» не может сейчас гасить долги, поскольку работа украинского кабинета министров заблокирована. Как долго продлится это противостояние и чем оно закончится, Бакулин, конечно же, не знает.
Зарубежные кредиторы среагировали на эту ситуацию мгновенно. За два дня резко выросла, до 1074 базовых пунктов, стоимость пятилетних Credit Default Swap – кредитных свопов Украины – ценных бумаг, гарантирующих страховку от дефолта.
Это означает, что зарубежные инвесторы оценивают вероятность банкротства страны в 53,3%. Цена других долгосрочных ценных бумаг Украины – евробондов с погашением в 2020 году, снизилась на 4%, а облигации с погашением в 2023 году потеряли 3%. Даже у Кипра, который еще не оправился от банковского кризиса, случившегося в марте этого года, финансовые показатели сейчас выглядят лучше.
Агентство Moody's в конце сентября снизило кредитный рейтинг Украины до Caa1, что означает «очень высокий риск» дефолта. А другое кредитное агентство, Fitch Ratings, напоминает, что в 2014 году стране необходимо выплатить 8,2 миллиарда долларов зарубежным организациям по взятым ранее кредитам.
При этом золотовалютный запас Киева, по оценкам Fitch Ratings, снизился до 20 миллиардов долларов. Однако министр финансов Украины Юрий Колобов, даже находясь в осаде, устроенной оппозицией, отважно заявляет, что государство выполнит все свои обязательства в полном объеме.
А что же предпринимают самые главные украинские лидеры? В это трудно поверить, но в тот самый день, когда в Верховной Раде было намечено обсуждение вопроса о недоверии кабинету Азарова, президент Виктор Янукович отправился с официальным, ранее запланированным визитом в Китай.
Эксперты полагают, что пойти на такой беспрецедентный шаг украинского президента вынудила крайняя необходимость в новых кредитах. Евросоюз денег Киеву не дал, хотя и Янукович, и Азаров во время вильнюсского саммита пошли на откровенные унижения и шантаж, выпрашивая, выторговывая и выслуживая подачки. Россия тоже не торопится раскрывать кошелек, тем более что у Москвы своих финансовых проблем хватает.
Таким образом, у Януковича остается одна надежда – Китай, тем более что переговоры о возможном займе в 12 миллиардов долларов между двумя странами начались еще нынешней осенью.
Главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик согласен с оценкой агентства Fitch Ratings, что сейчас валютные запасы Украины не превышают 20 миллиардов долларов и стране крайне необходимы деньги.
«Растет дефицит украинского бюджета, при этом также наблюдается рост дефицита текущих операций. Все это происходит на фоне экономического спада и сократившихся валютных резервов, – говорит Лисоволик. – Продолжение политики удержания курса гривны при столь небольших валютных ресурсах является фактором уязвимости для украинской экономики. Стране нужна дополнительная финансовая поддержка, а ситуация на мировых финансовых рынках все менее благоприятная».
Евгений Колесов из Optim Consult полагает, что Китай, может быть, и даст Януковичу необходимые кредиты, но при этом «разыграет украинскую карту».
«Стороны могут не договориться о непосредственно прямых финансовых вливаниях из Китая. Пекин может выдвинуть более жесткие условия по кредитам, а также получить взамен своей помощи право на реализацию аграрных проектов и строительства заводов по производству синтетического газа на Украине», – отмечает эксперт.
Ранее в СМИ обсуждались предложения китайской компании Cosco, которая входит в число мировых лидеров по транспортировке грузов, о строительстве зерновых терминалов в украинских портах. А перевозить китайцы собираются зерно и мясо, которое будут выращивать на 3 миллионах гектаров украинской пашни, сданных им правительством в концессию или в долгосрочную аренду.
Такова цена срочных кредитов. И уж если власти в Киеве решились на то, чтобы торговать своими знаменитыми черноземами, – значит, дело у них совсем худо. Потому и мало шансов у «Газпрома» хоть весной, хоть будущим летом получить свои долги. А если в результате нынешнего противостояния к власти придут оппозиционное правительство и другой президент – эти шансы становятся совсем призрачными.
Игорь Петров, km.ru