В ближайшее время брюссельская бюрократия будет озабочена предстоящими выборами в Европейский парламент, и проблемы Киева никого волновать особенно сильно не будут – все будут заняты внутренними разборками и распределением мест в Европарламенте.
А в 2015г. состоятся президентские выборы, на которых шансов на победу у Януковича без поддержки со стороны Москвы практически нет никаких – он победил в 2010 году благодаря пророссийской риторике и обещаниям более тесной интеграции с Россией, а по факту проводит строго противоположную внутреннюю и внешнюю политику: начиная от отказа вернуть русскому языку статус второго государственного и преподавания в школах на украинском и заканчивая стремлением создать зону свободной торговли с ЕС и отдать природные ископаемые в руки американских и европейских корпораций.
Показательно, что Брюссель хочет выжать из Украины все соки – руками стран европейской периферии, в ультимативной форме связавшей подписание соглашения об ассоциации с освобождением из-под стражи Юлии Тимошенко, европейские элиты поставили Януковича в тупик и толкают на самоубийственный шаг. Тот же Квасневский открыто заявляет, что ЕС устроит "компромиссный вариант" - они готовы согласиться на временный отъезд Тимошенко за рубеж (а именно в Германию) на лечение. Откуда она, скорее всего, получив политическое убежище, больше в Киев до выборов 2015г. и не вернётся. Верховная рада голосами "Партии регионов" провалила законопроект, позволяющий заключённым выезжать за рубеж на лечение.
Однако ЕС не сдаёт позиций – максимум, они готовы продлить срок принятия решения по Тимошенко до 19 ноября. К слову сказать, 18 ноября должно состояться заседание министров иностранных дел стран-членов ЕС, где вопрос об ассоциации с Украиной стоит во главе повестки дня.
Если говорить на полном серьёзе, то ЕС рискует сорвать подписание соглашения – если оно не будет подписано 29 ноября в Вильнюсе, то, скорее всего, вообще не будет подписано в перспективе ближайших 10 лет: ЕС находится в состоянии усиливающейся рецессии, бюджетный кризис ещё впереди, денег на поддержку слаборазвитой периферии в Германии и Франции выделять не хотят, мировая экономика стремительно затухает, а на Украине, чья экономика катится под откос, и на горизонте маячит бюджетный кризис, намечается смена политического руководства.
При этом даже сами чиновники из Брюсселя в интервью европейским СМИ не скрывают разочарования – по их оценкам, вероятность подписания соглашения тает на глазах. Если ещё в 2012 году вероятность этого шага составляла 95%, то сегодня она не превышает 50%. И ультиматум по Тимошенко рискует сорвать весь переговорный процесс.
Весьма показательно, что самоубийственность присоединения к ЕС, видимо, прекрасно понимает и сам Янукович – 14 ноября он заявил, что украинская продукция пока не востребована на едином рынке ЕС, куда стремится Киев, а для модернизации экономики и соответствия техническим регламентам необходимы большие инвестиции, которых нет. Тем не менее, это нисколько не смутило Януковича – по его словам, курс на внедрение европейских стандартов для Украины является неизменным.
"Мы прекрасно понимаем, что путь Украины лежит через модернизацию украинского законодательства. Этот путь для нас является неизменным. Конечно, на этом пути, кроме большого желания, которое мы имеем, должны быть и возможности", - сказал Янукович.
И продолжил: "Для нас большой проблемой является модернизация наших предприятий под технические стандарты Европейского союза – для этого нужны огромные инвестиции: от $100 до 150 млрд".
К слову сказать, ВВП Украины составляет менее $170 млрд, а суммарный внешний долг приблизился к $135 млрд. При этом для Украины характерна та же сама особенность, что и для России – в структуре притекающего в страну иностранного капитала львиная доля приходится на иностранные кредиты и займы, а не на прямые инвестиции в развитие производительного капитала и модернизацию экономики.
Подавляющая часть притекающих ресурсов направляется на рефинансирование и погашение ранее взятых долгов, спекулятивные операции с ценными бумагами, сделки по слиянию и поглощению конкурентов, что лишь усиливает централизацию и концентрацию капитала, подавляя конкуренцию, а также на пополнение оборотного капитала и выплату дивидендов акционерам. И лишь малая часть (5-10%) от поступивших из-за рубежа средств направляется на инвестиции в основной капитал, модернизацию производства и техническое перевооружение производственных мощностей.
Так что ставка на иностранных инвесторов глубоко ошибочна – их интересуют только те отрасли и сферы деятельности, которые обеспечивают извлечение сверхприбылей (естественные монополии, энергетика, металлургия, угольная промышленность и т.д.) и высокую оборачиваемость капитала (оптово-розничная торговля, рынок недвижимости, финансовые спекуляции и т.д.). Которые в принципе не связаны с модернизацией производства, отраслевой диверсификацией промышленности, развитием инновационного и научно-технического потенциала, возрождением несырьевой обрабатывающей промышленности, созданием новых рабочих мест, повышением уровня жизни рядовых граждан.
Другими словами, это повторение прекрасно известной российским гражданам и экспертам заунывной песни российских псевдорефораторов и учеников Егора Гайдара – преклоняться перед иностранными инвестициями, которым приписываются чудодейственные свойства.
Желание правящего компрадорско-сырьевого олигархического капитала интегрироваться с ЕС есть, а возможностей как раз-таки нет – руководство Украины открыто это признаёт и готово идти по миру с протянутой рукой. Именно по этой причине Вашингтон возобновил переговоры с Киевом по вопросу размораживания кредитной линии со стороны МВФ ($11,5 млрд), а один из крупнейших американских инвестиционных фондов скупил пятую часть внешнего долга Украины для стабилизации ситуации на долговом рынке.
Другими словами, президент Украины во всеуслышание признал самоочевидный факт – решение о присоединении к ЕС носит не экономический, а ярко выраженный политический и идеологический характер. Более того, это решение абсолютно не подкреплено никакими финансовыми ресурсами и противоречит национальным интересам Украины, подрывая финансово-экономический суверенитет страны.
В угоду местечковым и корыстным интересам сырьевого лобби и олигархических кланов, политическое руководство Украины, для которого важно заручиться поддержкой США и ЕС в предстоящей президентской гонке 2015г. и переманить на свою сторону русофобски настроенных "западенцев", решило пожертвовать объективными экономическими интересами страны, обрекая Украину на статус сырьевого придатка ЕС, рынка сбыта для продукции европейских корпораций, вечного должника и поставщика сравнительно квалифицированной и дешёвой рабочей силы.
Даже статус "отвёрточного производства" не гарантирован Украине – крупные ТНК и промышленные гиганты уже давно выстроили вертикально-интегрированные производственно-технологические цепочки создания добавленной стоимости и в угоду пожеланиям Киева менять их не будут.
Более того, после создания зоны свободной торговли и снижения среднего импортного тарифа внутренний потребительский рынок окажется беззащитным перед продукцией европейских производителей, что сделает бессмысленным создание производств на территории Украины – гораздо дешевле, быстрее и эффективней будет завозить готовую продукцию потребительского и инвестиционного назначения напрямую из стран Восточной Европы.
Примечательно, что ещё в 2010г. Киев согласовал с МВФ открытие кредитной линии в размере $ 15,16 млрд. Из этой суммы поступили только два транша общим объёмом в 3,4 млрд – остальная часть займов подвисла в воздухе в связи с арестом Юлии Тимошенко в августе 2011г. Вашингтон наотрез отказался предоставлять кредиты Киеву до тех пор, пока Янукович не освободит жертву "политических репрессий".
Ради подачек со стороны Вашингтона и ЕС Украина готова пойти на многое – буквально на днях официальный представитель Минфина Украины заявил, что Правительство Азарова намеренно нормализовать долговой рынок и снизить ставку по привлекаемым кредитам и займам практически в два раза. Такое мнение высказала директор департамента долговой и международной финансовой политики Министерства финансов Галина Пахачук во время круглого стола, проводимого Лигой финансового развития.
По её словам, Правительство рассчитывает на следующий план действий: подписание соглашения об ассоциации с ЕС позволит снизить ставку по кредитам и займам на 250 базисных пунктов (т.е. 10 до 7,5% годовых), решение по Тимошенко – минус дополнительные 150 базисных пунктов (до 6% годовых), договорённости с МВФ и открытие кредитной линии в размере $15 млрд - еще минус 200 базисных пунктов (до 4% годовых).
"Мы должны ответить на те вопросы, которые ждет от нас и финансовый мир. И тогда получим ту стоимость, которая действительно справедлива. Мы даже не будем заимствовать больше, чем Польша или Турция", - констатировала представитель Минфина.
И все это делается вместо того, чтобы присоединиться к Таможенному союзу.
Ранее советник президента РФ Сергей Глазьев отмечал, что Москва запустит крупные совместные проекты в случае, если Киев не подпишет соглашение об ассоциации с Европейским союзом.
"В атомной сфере планируется создание на Украине мощнейшего производства, замкнутого топливного цикла для атомной энергетики, страна сама сможет производить тепловыделяющие элементы для своих атомных электростанций с помощью российских технологий. Это все проекты на десятки миллиардов долларов, которые существенно повышают возможности украинской экономики, делают ее более диверсифицированной, наукоемкой и устойчивой", - сказал Глазьев.
Он добавил, что если Киев и Брюссель не сумеют подписать соглашение, планируется также расширить сотрудничество России и Украины в ракетно-космической сфере, атомном машиностроении и авиационной промышленности. Линейку самолетов концерна "Антонов" (Ан-124, Ан-140, Ан-148) страны могли бы производить вместе.
Тем временем, на Украине обостряется газовая проблема. После громких заявлений о намерении воздержаться от закупок голубого топлива у России до конца года, Украина возобновила покупки у Газпрома спустя неделю.
Владислав Жуковский, Накануне