Реальность же текущих украинско-российских отношений не проста и действительно требует внимания на уровне президентов… мало того, что Виктор Янукович идет ва-банк с экономикой целой страны, так ЕС хочет дополнительно осложнить и его политическое будущее. И, похоже, сам ЕС, цепляясь за дело Тимошенко, пытается сорвать подписание ассоциации – все отчетливее звучат разговоры о том, что это можно будет сделать и со следующим президентом. … Не удивительно, что Янукович активно общается с Владимиром Путиным… это позволяет надеяться на то, что Украиной будут, наконец, услышаны доводы, приводимые российской стороной, и руководством страны будет принято разумное и стратегически верное решение.
9 ноября Виктор Янукович неожиданно отбыл в Москву для встречи со своим российским коллегой В. Путиным. По данным официального сайта президента Украины, цель встречи - обсуждение двусторонних торговых и экономических отношений в преддверии саммита «Восточного партнерства», который состоится в Вильнюсе в конце этого месяца.
«В субботу состоялся рабочий визит Президента Украины Януковича в Москву, где прошли его переговоры с Путиным. Комплексно обсуждалось торгово-экономическое сотрудничество России и Украины», – сообщил пресс-секретарь президента Российской Федерации.
Этот визит для большинства экспертов (как прозападных, так и пророссийских) – явная неожиданность. Большая часть прозападаных политологов предположили, что это последний шаг Януковича в череде попыток сознательно сорвать подписание Соглашения об ассоциации, выторговав себе политические и экономические преференции со стороны России.
Так А. Палий считает, что «Янукович поехал торговаться: он надеется получить либо личную взятку, либо снижение цены на газ. Он не слишком беспокоится о том, что нарушает свои предвыборные обещания, свои обязательства, взятые перед европейскими политиками, поскольку он может эти нарушения монетизировать».
П.Нусс высказал несколько странное предположение, что В.Янукович полетел за… компроматом на Ю.Тимошенко, а С. Таран – «чтобы выторговать у главы российского государства кредит, снижение цены на газ и гарантии победы на выборах 2015 года взамен на отказ Украины от ассоциации с Европейским союзом».
В схожих словах факт визита прокомментировал и депутат от оппозиции С. Пашинский: «У меня есть подозрение, что Янукович в данный момент торгует Украиной. Он ждет, кто больше заплатит – Европейский союз или Путин. И кто больше заплатит, тому он и продаст страну».
Все это – домыслы, не подтвержденные реальными фактами. Реальность же текущих украинско-российских отношений не проста и действительно требует внимания на уровне президентов. Встреча в Сочи показала, что диалог продолжается, хотя он и стал напряженным ввиду отчаянных попыток украинской стороны «усидеть на двух стульях».
Похоже, что заявление Николая Азарова о том, что Украина потеряла до 25% товарооборота с Россией, лишь частично отражает проблемы украинской экономики: «Мы не можем в таких условиях не решать эту проблему. От этого зависят рабочие места, заработные платы десятков тысяч наших людей. Я надеюсь, что мы сумеем решить эту проблему», - заявил Азаров.
Украинская экономика объективно находится в тяжелом положении, выходов из которого не так уж и много.
Как говорит директор Центра политического консалтинга А.Золотарев: «Если бы не потребность в кредитах, чтобы залатать финансовые дыры, Янукович послал бы далеко и Европу, и Россию. Экономика станет определяющей в выборе вектора дальнейшего движения».
Украинский президент отчетливо понимает, что проблемы страны нужно решать быстро, особенно в контексте планов на переизбрание в 2015 году. Однако интеграция в ЕС – это дополнительные расходы госбюджета на перестройку экономики, а также падение доходности бюджета вследствие естественного сворачивания целых отраслей экономики, не выдержавших конкуренции с Европой. Азаров уже называл цену этого вопроса – 160 млрд. долл.
Просто для сравнения: бюджет Украины в 2013 году – около 45 млрд. долл. Таким образом, Украина где-то должна «взять» дополнительных 3-4 бюджета, и это притом, что нынешний наполняется с трудом.
Европа «подбадривает» официальный Киев тем, что предоставит новые кредиты. Однако вряд ли хоть кто-то надеется, что это будут действительно столь масштабные вливания. Когда Греции понадобилось 100 млрд. евро на спасение от полного краха, некоторые европейские экономисты и политики всерьез поговаривали о том, что выгоднее ее вообще исключить из ЕС, чем давать такие суммы.
И тут следует помнить, что речь идет о полноправном члене ЕС. Поэтому надежды на то, что ЕС даст действительно нужные суммы Украине, – ничтожны. Даже на строительство нового саркофага в Чернобыле, где европейцы клятвенно обещали дать несколько сот миллионов, они решили не раскошеливаться. Что же говорить о больших суммах.
Если даже предположить, что крупные кредитные транши «прольются» на Украину, как «манна небесная», возникает вопрос – какой ценой и на каких условиях? Ведь сиюминутное решение о тотальной перестройке экономики всей страны, как бы оно ни было обеспечено финансовыми ресурсами, не пройдет безболезненно. Огромное количество людей окажется на улице, а большое число предприятий – закроется. Самая большая опасность в том, что первыми под нож «политэкономической целесообразности» могут пойти те немногочисленные высокотехнологические предприятия, которые еще сохранила Украина.
Да, можно частично согласиться с Азаровым, когда он говорит о том, что «традиционные конкурентные преимущества Украины исчерпались, традиционные рынки сбыта не обеспечивают Украине необходимые темпы экономического роста».
Однако насколько реально Украина полностью использует эти самые «традиционные рынки»? Действительно ли она делает все, что бы добиться максимальной отдачи от них? Кроме того, эти самые «традиционные рынки» обеспечивают то текущее состояние экономики, которым может оперировать правительство страны. А сможет ли такое же состояние обеспечить ЗСТ с ЕС? Скорее всего, нет.
Тем более что, несмотря на столь интенсивный диалог европейцев с украинскими чиновниками и политиками, который наблюдается в последние 2-3 месяца, никто ни разу не озвучил ни одного потенциального совместного украинско-европейского проекта с вовлечением украинских предприятий. Пока что дискуссия идет на уровне «сделайте это и это, а мы подумаем», что никак не похоже на конструктивный диалог. Тем более что Европа все время подгоняет Украину, не давая времени остановиться и сосредоточиться.
В противовес этому Россия, в случае выбора Украиной евразийского вектора интеграции, предлагает целый ряд вполне конкретных проектов, которые, да, возможно, не сразу, но в среднесрочной перспективе существенно и позитивно скажутся на украинской экономике.
О них на днях говорил советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции С. Глазьев в интервью журналу «Эксперт»: «В атомной сфере планируется создание на Украине мощнейшего производства, замкнутого топливного цикла для атомной энергетики. Страна сама сможет производить тепловыделяющие элементы для своих атомных электростанций с помощью российских технологий. Планируется также расширить сотрудничество России и Украины в ракетно-космической сфере, атомном машиностроении и авиационной промышленности. Линейку самолётов концерна «Антонов» (Ан-124, Ан-140, Ан-148) страны могли бы производить вместе. Это все проекты на десятки миллиардов долларов, которые существенно повышают возможности украинской экономики, делают ее более диверсифицированной, наукоемкой и устойчивой».
Все это прекрасно понимает и украинский президент, которому именно политические требования ЕС кажутся наиболее неприемлемыми, если не абсурдными, особенно ввиду того, что Украина в ЕС, строго говоря, не вступает. Но мало того, что Янукович идет ва-банк с экономикой целой страны, так ЕС хочет дополнительно осложнить и его политическое будущее. И, похоже, сам ЕС, цепляясь за дело Тимошенко, пытается сорвать подписание ассоциации – все отчетливее звучат разговоры о том, что это можно будет сделать и со следующим президентом.
ЕС не предлагает реальных решений газовой проблемы – одной из ключевых для украинской энергонеэффективной и не модернизированной экономики. Все их намеки на то, что они могут помочь, в случае желания Киева, решить проблему в международных судах, весьма призрачны и ненадежны. Банковая и Грушевского же ежедневно вынуждены сталкиваться с проблемами оплаты по этой позиции, а потенциальные санкции за недобор газа все еще висят над Украиной.
Да и насколько эффективно и быстро будет подобное судебное разбирательство? Сколько оно продлится – год, два или три? И кто все это время будет оплачивать украинскую газовую проблему? Официальный Киев понимает, что даже в случае отказа «Натфогаза» от закупок российского газа до конца текущего года решать эту проблему придется ему, а не ЕС.
Не удивительно, что Янукович активно общается с Путиным по этим вопросам, и это позволяет надеяться на то, что Украиной будут, наконец, услышаны доводы, приводимые российской стороной, и руководством страны будет принято разумное и стратегически верное решение.
Андрей НОВАЦКИЙ, ОДНА РОДИНА